Айтберов Т.М.
проф.каф истории древнего мира ИФ ДГУ
Исмаилов М.А.
проф. каф. истории государства и
права ЮФ ДГУ
Истоки и сущность генезиса
и эволюции нормативно-правовой культуры
народов Дагестана
Обширные
благодатные территории, расположенные к северу от Главного Кавказского хребта и
являющиеся частью Южного федерального округа РФ, делятся на несколько регионов.
Имеет место это деление на основании географического, этнического,
культурно-религиозного и иных факторов. Здесь же необходимо отметить, что
восточную часть названных территорий являет собой Дагестан, коренное население
которого – числом более чем в 2 млн. человек, – принадлежит к особой языковой
группе («дагестанской»), входящей, наряду с нахцами, в восточнокавказскую
семью.
Указанная часть дагестанцев, обозначавшаяся в трудах
основанных на российской дореволюционной терминологии «лезгинами», выделяется
по ряду параметров среди других северокавказцев - в том числе на фоне этнически
родственных им чеченцев и ингушей, то есть нахцев. Специфика этого этнического
массива (дагестанцев) проявляется для нас в том, прежде всего, что имеет он
письменную традицию, распространенную вглубь и вширь.
Явным свидетельством существования названной
традиции служит то, что на землях, где искони проживали и проживают «лезгины»,
встречаются, причем в не малом количестве, надписи на арабском языке уверено
датируемые X-XIIвв.[1]Так,
даже в самой глубине гор, в чрезвычайно труднодоступном Аваристане, где в
течение столетий было распространено христианство, а в XIII – начале XIV вв.
сидели свои митрополиты, находят
арабские надписи XII-XIVвв.[2]
Мало того, укажем здесь, что сохранились арабоязычные рукописи, переписанные
этническими дагестанцами в далекую эпоху монгольского владычества на Кавказе, в
XIII-XIVвв.[3],
а также и в более позднее время – чем ближе к эпохе Имамата (XIXв.), тем чаще и чаще видим мы перед собой «лезгинские»
рукописи на основных восточных языках[4].
Нельзя, думается, отрицать, что для вопроса конкретности функционирования
обычного права на территории Дагестана, – особенно на ранних этапах местной
истории – момент, который упомянут, то
есть наличие относительно развитой письменной традиции, имеет свое значение.
Обратим внимание также и на то, что коренные
дагестанцы имели с давних пор социально-политические организации типа княжеств
и «республик», значительная часть которых представляла собой разновидности
«номовых» государств, занимавших столетиями один и тот же геоморфологически
обособленный участок. Известно, правда и о существовании в горах и предгорьях
Дагестана, причем еще с доарабской эпохи, нескольких достаточно крупных
территориальных образований, описанных в сочинениях арабских и персидских
авторов IX-X1вв., в
политике и во внутренней структуре которых присутствовали главные черты феодальных
единиц Европы (герцогство или крупное графство) и Ближнего Востока, за
исключением чеканки своей монеты их правителями. Думается, что обитатели таких
социально-политических единиц, горских государств, вряд ли могли бы обходиться в жизни своей без той или иной опоры на нормы
обычного права и на какой-либо писанный «закон», к примеру, христианский или
иудейский.
Здесь, видимо, целесообразным будет отметить, что в
дагестанских языках существуют для обозначения понятия «обычное право» свои
особые термины. Так в аварском языке
указанное понятие передает слово батль (балъ),
причем небезынтересно, что такое же по звучанию слово (балъ) употребляется в
названном языке в смысле еще и «борозда; вытянутый участок пахотной земли», а
это вызывает, в свою очередь, ассоциации, возможно не беспочвенные, с русским ряд в
значении «суд и расправа; старинный порядок; закон» при рядить
– «устанавливать порядок; управлять; судить». В даргинском языке употреблялось
в прошлом, в интересующем нас значении «обычное право», слово зега//цега
(зегъа//цегъа),
притом, что в лакском имеется слово цуга (ццугъа) со старинным
значением «запрет»[5].
Что касается текстов юридического содержания,
составлявшихся этническими дагестанцами на арабском языке, то в них применялись
в смысле «обычное право», традиционно, следующие ниже восточные слова: адл
(авар. г1адлу) – «справедливый порядок»[6],
а также адат, урф, расм. При этом в понимании
дагестанцев «обычным правом» являлась, как мне представляется, та мешанина из обычаев и юридических норм, - по
происхождению своему как доисламских, так и исламских, - которые действовали на
территории Восточного Кавказа, населенной приверженцами шафиитского мазхаба,
в ту эпоху, что предшествовала появлению на исторической арене трех известных имамов
Х1Хв.: Газимухаммада, Хамзата и Шамиля.
Уже в Х1Хв. благодаря обстоятельным трудам российских
ученых, прежде всего А.В. Комарова, Ф.И. Леонтовича и М.М. Ковалевского,
кавказоведение получило достаточно ясное представление об обычном праве
дагестанцев. Вместе с тем, однако, объективные обстоятельства – источники,
находившиеся тогда под рукой, это в первую очередь, и, видимо, методика,
применявшаяся при исследованиях, – не позволили разрешить с убедительностью
одну весьма важную задачу. Это – рассмотрение и анализ названного права в его
развитии, начиная с максимально ранних времен.
Подразумевается же тут самый
серьезный учет хронологического
фактора и, соответственно, связанных с ним, изменяющихся время от времени
влияний: геополитических, культурно-религиозных, этнических и каких-либо других
по характеру.
Письменные и иные по происхождению источники дают
возможность получать представление о нормах права имевших хождение на
территории Дагестана в сасанидскую
эпоху и ранее. В данной работе, однако - на нынешнем уровне разработки проблемы, видится целесообразным
ограничить процесс исследования конкретно-юридическими особо древними текстами
составленными в регионе исконного проживания этнических дагестанцев; записаны
они в пределах XII-XVвв., по традиции – на
арабском языке. Дело здесь в том, к примеру, что мудрые люди заметили еще в раннем
средневековье, что «варвары» имевшие, понятно, свои обычаи и правовые нормы в
устной форме, получив – при помощи «цивилизованных» людей[7],
- право уже в письменном виде,
выходили теперь на новый, более высокий исторический уровень. Так, известно,
что знатный галло-римлянин «упрекал» в Vв. своего знатного же земляка за то, что тот помог
германоязычным бургундам записать на латыни свою «правду» - (на базе племенного обычного права, но с
учетом тут положений высокоразвитого римского права и указов бургундских
королей) - и через это еще больше возвыситься
на занятой ими территории юго-восточной Галлии[8],
соответствующей частям
современной Франции и Швейцарии.
Вторжение арабо-мусульманских войск на территорию
этнических дагестанцев, где уже существовали государства и имелись, понятно,
сословия и административные структуры, произошло в VIIв. По прошествии же нескольких десятилетий (в VIIIв.)
имело место уже подчинение их - по религии своей язычников, маздеистов,
христиан и, не исключено, иудеев, - власти омеядского Халифата, причем
господство этого могучего мусульманского государства продолжалось затем над
ними в течение еще нескольких десятилетий. Соответственно можно предполагать,
что уже в VII-VIIIвв. обращались с ислам какие-то небольшие части
дагестанцев. Принятие же мусульманской религии целыми общинами их, а тем более - государствами, происходило в пределах X-XII вв., а также
в более позднее время[9].
С другой стороны – в свете вопросов, которые
поднимаются в данной брошюре, отметить следует, что наиболее древние, причем в
рамках всего Восточного (мусульманского) и Северного Кавказа, и уже этим крайне
интересные памятники местного права, сохранившиеся в письменной (это очень
важно) форме, обнаруживаются современной наукой на землях аварцев, лакцев и
отчасти даргинцев – в пределах относительно крупного и сильного государства
Сарир, существовавшего в регионе со времен Сасанидов (III-VII вв. н.э.) и
это как минимум. Ядром же сарирской территории был бассейн дагестанской реки
Сулак, где стояли его политические и экономические центры – авароязычный Хунзах
и Кумух, население которого говорило на лакском языке.
Для этой части дагестанцев, являющихся исконными
обитателями Сулакского речного бассейна (закрытой со всех сторон страны),
раннеисламской эпохой выступает период лежащий между рубежом XI-XIIвв. и XIV-XVвв. Тогда местное население продолжало жить там еще во
многом по старому, а не по
мусульмански.
В ходе распада обширного Сарира, чьей религией
было тогда христианство,
выделилось (к первой половине Хв.)
маленькое христианское государственное образование с центром в Кумухе –
достаточно сильной и влиятельной горской общине, которая состояла из нескольких
«племенных» пунктов, трансформировавшихся позднее в кварталы горного «города».
На рубеже XI-XIIвв. кумухцы, проживавшие на важном перекрестке путей,
приняли, как известно, мусульманскую религию[10],
но при всем этом еще в XVв. они - как и их подвластные, говорившие на
различных дагестанских языках, - являлись мусульманами только на словах.
Касалось же сказанное, прежде всего морали и, по-видимому, стиля их жизни. Так,
по словам, к примеру, турецкого автора конца XVIв. Али Челеби (автор Нусрат-наме), нравы
казикумухцев названного времени «не
походили на нравы мусульман». У османцев были тогда якобы основания для
обвинения их «в разных нечестивых поступках, в том числе даже в общности
женщин»[11].
Формой Кумухской государственности после выхода ее из
состава Сарира, причем как в доисламские, так и частично в раннеисламские
времена, была олигархия, то есть
господство верхушки местных аристократов[12].
Следует тут указать, однако, что некоторые из олигархов Кумуха (по-лакски симирдал)[13],
по крайней мере раннемусульманского – например, те, которые проживали в
пределах «общины» именуемой Гукал, – считались обладателями древних привилегий
(в сферах уголовного и государственного права) и наделялись в арабских текстах
титулом султан.
Вторым общественно-политическим образованием горцев
Сулакского бассейна, сформировавшимся на базе христианского государства
Сарир, явило себя феодальное княжество
с центром в Хунзахе, чье население приняло ислам в первой половине XIVв.[14].Под
непосредственной властью правителей его, кстати считавших себя хранителями
сарирской государственной традиции, находилась в раннеисламскую эпоху (во 2-й
половине XVв.) не большая территория -
площадью примерно в 1000 кв. км. Вместе с тем, однако, все аварские земли,
которые лежат к северу от реки Аварское Койсу – вплоть до границы с Чечней,
находились уже тогда под верховным владычеством хунзахских князей (нуцал)[15].
Здесь же, как мне кажется, необходимо затронуть и
мусульманское княжество Тледок (Лъодок). Образовалось оно в дагестанском высокогорье, на территории
Тляратинского района РД, в пределах XIVв.[16],
на развалинах «Гурджистанского вилаята»
монгольской державы, точнее – западной периферии его. Произошло это явление в
лесистой зоне малопригодной для земледелия, население которой традиционно
контролировало, однако, значительные пространства в прилегающей части
Закавказья. Именно оттуда, из современного Белоканского района Азербайджана, везли тледокцы хлеб и фрукты в свои горы, богатые летними
пастбищами и скотом.
Указанный
здесь, подвижный поневоле - по причинам
географического и климатического порядка,
стиль жизни этих всегда сытых тогда обитателей Тледока, с одной стороны,
и их пребывание (в течение примерно столетия) под сильной властью хорошо
организованного государства ханов из монгольского рода – с другой, и привели к
тому, что в той, при-джурмутской, части Западного Дагестана (в 1-й половине ХХ
в., кстати, бедной и малолюдной) установились в XIV-XVвв.
относительно сложные формы
общественного и административного устройства. Понятно, что данное
обстоятельство, как и предыдущее пребывание Тледока в составе Сарира, а также,
вероятно - в составе Албанского княжества (VIII-X1вв.) и
Грузинского царства, должны были найти свое отражение в жизни тледокцев доисламской и раннеисламской эпох.
Государственность той части дагестанцев, которые – в
доисламскую и раннеисламскую эпохи - проживали в пределах Сулакского бассейна
(территория Сарирской державы начала Хв., считавшейся, кстати, заметной частью
Византийской империи – наряду с Русью, Аланией и Арменией)[17],
имела, как отмечено выше, достаточно глубокие и сильные корни. Следовательно,
классово-сословное разделение общества было там тогда уже развитым, ну конечно
лишь до определенной степени. С другой же стороны – необходимо отметить, что в
названные здесь эпохи из истории горцев присутствовали среди последних в
качестве компонента этнически чуждые элементы. Были они по происхождению
иранские, арабские, тюркские, армянские, грузинские и т.д.[18]
Соответственно более древний строй жизни, опиравшийся всецело на принцип
кровной близости (реальной или воображаемой)[19]
и через это регулировавший общественный порядок – не допускавший в среде
сородичей более или менее серьезных преступлений,[20]
был у обитателей дагестанских гор во многих отношениях уже разрушен. Потому-то
местное общество указанного времени не могло
жить больше только лишь по родовым установлениям, действенным там, где
проживают потомки того или иного патриарха, а чужаки имеются лишь в статусе
рабов или неполноправных пришельцев. Оно нуждалось теперь в обычном праве.Опубликованные
в настоящее время ценные источники, причем нескольких видов, зафиксированные в XVIII-XIXвв.,
предоставляют широкому кругу современных исследователей возможность для
обозрения и анализа правовых порядков имевших место в Дагестане примерно 3-2
сотни лет тому назад. Вместе с тем, однако, старейшие писанные памятники
обычного права, действовавшие в «Стране
гор», позволяют правоведу пойти тут гораздо глубже, ибо они датируются временем более ранним, а именно – примерно XII-XIIIвв. Есть
также интересный материал названного рода относящийся к XIV и XV столетиям,
который, кстати, широко использован в данной брошюре и приводится ниже – вместе
с более ранним, - в качестве «Приложения»[21].
Что же касается указанного исторического периода (между XII-XVвв.), то он
практически полностью соответствует раннеисламской эпохе в истории той части
Дагестана, традиционно ведущей, где проживали и проживают аварцы, часть
даргинцев и лакцы, составляя особый культурный круг, той территории где
располагалась в прошлом Сарирская держава и лежали ее главные центры, где
находилось княжество Тледок, где языком межплеменного общения был издавна
аварский – вплоть до первой половины ХХв., где существовали близкие друг другу
вариации музыкальных мотивов и песенных текстов.
Из доступных современной науке юридических текстов,
составленных на территории проживания этнических дагестанцев XII – XV вв., а также
из иных памятников дагестанского права,уловить можно несколько общих моментов.
Так, к примеру, дагестанцы доисламской и раннеисламской
эпох, особенно обитатели страны соответствующей бассейну Сулака, находясь на
стадии государственности, состояли из четырех основных групп: из потомственных
аристократов (нуцияв, цуму, талхъан, и т.д.), из свободных простолюдинов (они именовались по
названию своей «славной» общины-родины, в связи с чем нельзя не напомнить, что
во II тыс. до н.э. практически также обстояло дело и в
Двуречье – к примеру, термин «ассириец» имел тогда значение «свободный» житель
г. Ассур//Ашшур, без какого-либо «этнического оттенка»)[22],
из «изгоев» – пришельцев из других горских же селений (апараг) и из рабов (лагъ;
термин идущий, скорее всего, от сармато-аланской эпохи). Знало данное общество также и торговцев, к примеру – торговцев
иноземными тканями (базарган-?). При всем этом, однако, оно содержало в себе и
элементы общественного строя опиравшегося на кровное родство, существование
которого поддерживалось фактом действенной роли родственников при регулировании
ряда правовых вопросов.
Особую роль, что любопытно, играли тут – в том числе в
вопросах родства - числа «шесть» и «семь». Носили они, возможно, первоначально
сакральный, то есть священный, характер. Так, в отдельных случаях в изгнание
отправляли убийцу и шестерых его родственников, а каждое селение маленького по
территории Тледока обязано было давать князю-правителю по 6 лисиц ежегодно.
Небезынтересно в этой связи, думается, то, что указанные числа играли похожую,
видимо, роль (в вопросах правового характера) у шумерийцев III тыс. до н.э. (южный Ирак), у древних семитов (IIтыс. до н.э.) у германоязычных франков, у
средневековых кельтов Уэльса и у англо-саксов[23].
Подобно тому как это имело место и в иных частях
земного шара, - например, на Ближнем Востоке, причем еще в конце III тыс. до н.э.[24],
- официальной формой наказания за преступления (относящиеся, согласно
современным представлениям, к сферам ведения государственного и уголовного
права) в доисламскую и в раннеисламскую эпохи был в Сулакском бассейне
Дагестана штраф натурой (скотом). Этот
принцип, кстати, европейцы считают более «гуманным и справедливым», чем
примитивный-де принцип талиона («око за око и зуб за зуб»),
который действовал в Вавилоне IIтыс. до н.э. и
у древних евреев, хотя, правда, еврейская историография ХХв., во-видимому не
соглашаясь с указанной позицией, акцентирует внимание читателей на том, что талион
является показателем равенства всех граждан «перед законом», когда «богатство и
бедность» не дают оснований оценивать «жизнь одного человека» выше или ниже,
«чем жизнь другого» [25].
Обозначалось данное понятие, то есть «штраф», скорее всего, горским словом ака
(г1ак1а;
в близкородственных языках и наречиях употребляются варианты его произношения),
а в местных арабоязычных текстах применялось в таких случаях обычно слово фидъят.
Штраф с преступников взимался в древнем Иране, с
парфянских времен (IIIв. до н.э. – III в. н.э.), «в
двойном», как говорится, «размере»: дело в том, что «сумма» штрафа с
преступника, вручаемая «стороне потерпевшей убыток», в равном же ей объеме
передавалась и властям, а конкретно – «в царскую казну»[26].
Данный порядок в правовой сфере имел хождение и на территории Дагестана - не
исключено, что в качестве древнеиранского заимствования. Известен он был,
следует указать, и в христианском мире, в том числе в Западной Европе, о чем
еще будет сказано ниже.
Такой штраф в «двойном размере» именуют современные
ученые термином композиция - часть
композиций передавалась носителям власти, а часть «обращалась… в пользу
потерпевшего от преступления».[27]
Она, что интересно, являлась весьма действенным фактором в глазах жителей
Дагестана давно прошедших времен. Имело
же это место по таким, думается, причинам:
а) из-за сильной приверженности к старинным
порядкам, ведь консерватизм присущ
самым разным по происхождению горцам с давних времен;[28]
б) вследствие слабого развития карательного аппарата
внутри горской государственности;
в) вследствие силы родственных связей внутри тухумов,
«тесной солидарности» в их «среде», которая проявлялась в существовании
коллективной ответственности «за деяния, совершенные одним из» сородичей[29]
и, соответственно - в наличии у дагестанцев внутриродовой и «внутриплеменной»
взаимопомощи.
Последнее обстоятельство позволяло собирать, причем
быстро, значительные материальные средства для выплаты композиций. Так, убийца совершивший
свое преступление на территории, к примеру, современного Шамильского района РД
(правда, позднее того времени, которое затрагивается здесь - во второй половине
XVIIв.) должен был отдать: в одних местах - 60 коров[30],
то есть порядка 300 овец или 30000 долларов в ценах РФ, и это
как минимум; в других местах – 270 овец
[1] Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного
Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Ч.1. М., 1966, с. 57,58,
63-68, 76-78; Он же. Указ. раб.,
ч.3. М., 1980, с. 27-29, 119; Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана
X-XVIIвв., как
исторический источник. М., 1984, с. 9, 22-24, 33-38, 96-114, 132-135, 138-145.
[2] Айтберов Т.М. Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала,
1990, с. 46, 47,57,64,65,75, 82,84,85; Айтберов Т., Иванов А.А., Казанбиев А.Д.
Новые эпиграфические памятники с территории Аварии. – в кн. «Материалы сессии,
посвященной итогам экспедиционных исследований в
Дагестане в 1976-1977гг. (тезисы докладов)». Махачкала, 1978, с. 45, 46.
[3] Айтберов. Древний Хунзах, с. 80,81; Каталог арабских
рукописей Института истории, языка и литературы им. Гамзата Цадасы
Дагестанского филиала АН СССР. Вып.I. М.,
1977, с. 48,49; Нурмагомедов М.Г., Нурмагомедов А.М. Наиболее древние
рукописные экземпляры из личной библиотеки М.Г. Нурмагомедова. – в кн.
«Письменные памятники Дагестана XVIII-XIX вв.» Махачкала, 1989, с. 133 (первая книга – толковый
словарь ал-Гарибайн – переписана в 687/1288-89г. Мухаммадом из лакского сел.
Кумух, который учился в сел. Цахур, расположенном в Южном Дагестане; вторая –
труд по мусульманскому праву Шарх Танбих ал-фикх, написанный Али ибн Абд
ал-Кафи ас-Субки, – переписана в 782/1380г. Мухаммадом из сел. Дулдуг
Агульского района).
[4] Об этом см., к примеру, Каталог рукописей ИИЯЛ, вып. I; Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А., Гаджиева Д.Х.
Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала, 2001.
[5] Об этом см. Саидов М-С. Аварско-русский словарь. М.,
1967, с. 54; Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним. – в кн. «Сборник
сведений о кавказских горцах (ниже: ССКГ)». Вып. I. Тифлис, 1868, с. 73; Генуса Х1асанилав-дибир. Барка
дуе алжан, - Гъазимух1амад! Мах1ачхъала, 1997, гь. 15 (ч1ух1би г1одор рехун, аг1ванал тарав//Х1ат1ица балъ
мерхьун шариг1ат лъурав «[этот Газимухаммад, который] сбросил вниз адатных судей-чухби
и поставил [на их место] помощников-авн//Обычное право-батль ногами истоптал и
[вместо него] шариат установил»); Генуса Аминатил Мух1амад. К1алъалишха дунги
лъаларищали. Мах1ачхъала, 1997, гь. 10 (Диналъул кьуч1 т1амурав//Балъил даптар
т1ут1рав «[Этот Газимухаммад], установил фундамент религии//И разорвал в клочья
тетрадь-даптар содержавшую [текст норм] обычного права-батль»); Магомедов Р.
Памятник истории и письменности даргинцев XVII века. Махачкала, 1964, с. 37; Он же. История
Дагестана с древнейших времен до начала
Х1Х века. Махачкала, 1961, с. 238; Хайдаков С.М. Лакско-русский словарь.
М., 1962, с. 302.
[6] Ал-Карахи М-Т. Блеск дагестанских сабель в некоторых
шамилевских битвах / пер. и коммент. Т. Айтберова. Ч.I. Махачкала, 1990, с. 17.
[7] Лебек С. Происхождение франков (V-IX века). Ч. I. М., 1993, с. 34, 35.
[8] Он же. Указ. раб., с. 34, 57, 114.
[9] Магомедов Р.М., Магомедов А.Р. История Дагестана.
Махачкала, 1994, с. 48-59, 71, 72, 99, 100; Гаджиев М.Г., Давудов О.М.,
Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XVв. Махачкала, 1996, с. 200-232, 334-348.
[10] Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане: VII-XVвв. Махачкала,
1969, с. 168-175.
[11] Бартольд В.В. Дагестан. – в кн. «Бартольд В.В.
Сочинения». Т.III. М., 1965, с. 414; Он же.
Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. – Соч., т. II, ч. 1. М., 1963, с. 753.
[12] Масуди о Кавказе. – в кн. «Минорский В.Ф. История
Ширвана и Дербенда Х-Х1 веков». М., 1963, с. 203.
[13] Об этом термине см. Булатова А.Г. Лакцы: историко-этнографическое
исследование (Х1Х-начало ХХвв.). Махачкала, 2000, с. 58.
[14] Шихсаидов. Ислам, с. 206, 207; Айтберов. Древний
Хунзах, с. 84, 85.
[15] Хашаев Х-М. Общественный строй Дагестана в Х1Хв. М.,
1961, с. 135-138.
[16] Айтберов Т.М. История Маза: краткая редакция. – в кн.
«Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г. М-Р. Дагестанские исторические
сочинения». М., 1993, с. 141, 142.
[17] Айтберов. Древний Хунзах, с. 54.
[18] См., например, Айтберов. Древний Хунзах, с. 13, 79;
Булатова. Лакцы, с. 43, 44, 59, 169, 171-182.
[19] Историки проследили, что через усыновление, а также
иными путями, в те или иные роды индо-европейских племен и народов,
представлявшие собой первоначально «кровные союзы», проникали издревле чуждые
им по происхождению этнические элементы. Имело место это явление у древних
греков, римлян, германцев, кельтов, славян, афганцев, индийцев и т.д. (см.
Ковалевский. Родовой быт, с. 162-164).
[20] Корифеи кавказоведения Х1Х – начала ХХвв. считали,
что в обществе построенном на родовых началах практически не бывало
преступлений, особенно тяжких, ибо род это «замиренная» самой жизнью
человеческая «среда». Дело в том, что род чувствовал почти ежедневно
враждебность со стороны других родов и племен, а кроме того, он имел родовую
собственность на пастбища и иные виды земель (см. Ковалевский. Родовой быт, с.
179, 181).
[21] Хрестоматия по истории права и государства Дагестана
в XVIII-XIX вв./сост.,
пер. и коммент. Т.М. Айтберова, Ч. I-II. Махачкала, 1999.
[22] История древнего Востока: Ч.II. М., с. 112.
[23] См. Ковалевский. Родовой быт, с. 199, 220, 226;
Струве В.В. История древнего Востока. М., 1941, с. 179; История древнего Востока: зарождение
древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации/под
ред. И.М. Дьяконова. Ч.I. М., 1983, с.
262 («в течение семи дней», согласно древнему ритуалу, «рабыня» как бы
сравнивалась по положению «со своей госпожой», а «раб», обретая на эти 7 дней
важность, «шел рядом со своим хозяином»); Харун Яхья. Погубленнные народы.
Стамбул, 2001, с. 30 (примеры из «священной» истории); Кельты. – Брокгауз Ф.А.,
Ефрон И.А. Энциклопедический словарь.
Т. XIV-а. СПб., 1895, с. 916 (по древнему кельтскому закону,
в случае убийства свободного кельта, выкуп, то есть «цену крови» его,
составляли 7 рабынь или же 21 корова – в
Аваристане, кстати, брали только дият в 30 коров).
[24] Хрестоматия по истории древнего Востока/под ред. И.А.
Коростовцева и др. Т. 1. М., 1980, с. 147.
[25] Белицкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980, с. 363:
Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1965, с. 67; Гойтейн Ш.Д. Евреи и
арабы: их связи на протяжении веков. М., 2001, с. 31,32.
[26] Периханян А.Г. Общество и право Ирана в парфянский и
сасанидский периоды. М., 1983, с. 257, 356.
[27] Ковалевский. Родовой быт, с. III (Пояснения редакции).
[28] Боголепов Н. Учебник истории римского права. М.,
1900, с. 6.
[29] Ковалевский. Родовой быт, с. 166, 167 В брегонских законах кельтов Ирландии, записанных в Vв. н.э., говорится, что даже боковые родственники преступника, но имеющие общего с ним деда, обязаны были в отдельных случаях, принимать участие в уплате «выкупа» падающего на него, то есть на этого преступника (Там же, с. 176).
[30] Айтберов Т.М. Недавно найденные адаты аварцев XVII века. – жур. «Советская этнография». М., 1978, №6, с.
115.