Психология/3. Современные тенденции в
методологии психологических исследований.
Аспирантка Иванова А.В.
Ставропольский государственный университет, Россия
Принцип целостности как
теоретико-методологическая основа исследования психотерапии
Источники психотерапии находятся в трех областях культуры человечества –
философской, естественнонаучной и в народном
целительстве. Философия как система взглядов и
представлений о наиболее общих законах развития
природы, общества и сознания позволяет описать место и роль человека в мире,
сущность и закономерности его взаимоотношений с миром и другими людьми,
формируя тем самым мировоозренческое ядро концепции, лежащей в основе
соответствующего психотерапевтического подхода. Теория каждого из методов
психотерапии включает, как правило, анализ
глубинных причин страдания, а также процессов и явлений, лежащих в
основе исцеления. И в каждом случае этот анализ производится с конкретных мировоззренческих и гносеологических
позиций, и для каждой теории по-своему решаются вопросы смысла жизни в целом и
различных ее аспектов, по-своему трактуются моральные, нравственные,
социальные и этические нормы и категории.
Важный
раздел философии — теология — предоставляет в распоряжение профессионалов
накопленный веками набор притч и метафор и основу для анализа надличностных уровней жизни человеческой души.
Вторая основа — естественнонаучная — лежит в сфере физиологии и медицины. Зная закономерности функционирования
организма в различных условиях,
можно выстроить терапевтическую тактику с учетом единства и взаимообусловленности
физиологической и психической составляющих человека, используя принципы биологической обратной связи для формирования новых, более успешных поведенческих
паттернов. Применение инструментальных методов и технологий позволяет
потенцировать эффект и во многих
случаях верифицировать эффективность психотерапевтического воздействия.
Народные
практики, традиционное целительство — вот третья основа современной психотерапии.
Уходя своими корнями в глубокую древность, они впитали в себя исторический опыт
народа, базовые верования, позиции и установки, культурные и этические
ценности, определяющие специфику национального менталитета. Используя глубинные
убеждения о всесилии человеческого разума и
могуществе исцеляющих сил природы, традиционные практики питают веру,
необходимую для переживания чуда. Это переживание часто становится
поворотным пунктом в процессе терапии, инициируя
осознание или закрепляя результаты рациональных объяснений.
Важной
закономерностью развития психотерапии как науки, вышедшей из врачевания,
опирающейся на философию, находящейся на стыке физиологии, психологии,
педагогики и социологии, является ее направленность на выработку единой теории
и единых культурных оснований. Психоанализ, бихевиоризм, экзистенциализм и др.
претендовали именно на такую теорию, однако ни одно из этих направлений на
современном этапе не удовлетворяет требованиям единственной теории.
Психотерапия – особая сфера человеческой культуры, представляющая
собой единство нескольких составляющих. Это и наука, и искусство, и ремесло. Она с полным правом может сказать о себе
словами Р. Ассаджиоли: "Традиция - это я. Религия - это я. Философия – это я. Наука - это я.
Но я - не традиция, не религия, не философия и не наука". Более того, антропологическая философия в целом нуждается
в достаточно непротиворечивой методологической
базе, опора на которую позволяла бы изучать не только человека как человека, а человека как
целостность, когда стало бы возможным
учитывать диалектическое проявление и
взаимодействие всех социальных, духовных, биологических,
социально-психологических и других «исходных» условий и факторов становления и развития человека.
Соответственно, для психотерапевтических исследований, обращенных к взаимодействующим формам бытия
общественного человека, его реальной жизнедеятельности, необходима, насколько
понимаем, концептуальная методология,
которая бы позволяла максимально концентрировать «интересы» и достижения самых различных авторов, школ и направлений. На место и роль такой методологии
правомерно претендует идея
целостности. Все вместе взятое
обязывает уточнить и конкретизировать понимание
идеи целостности:
1)
идея целостности в ее
современном состоянии есть результат длительного развития
философской мысли в изучении
природы,
общества и человека, их взаимоотношений;
2)
идея целостности показывает, что
природа, общество и
человек
субстанциональны по своей сути, и они могут реально
существовать
в диалектическом единстве как между собой,
так и «внутри
себя» как целостности. Нарушение их целост-
ности, как субстанции, ведет к разрушению каждого целого, а
затем и
всего целостного образования, каким является система «человек — общество — природа»;
3)
отличие целостностей внутри того
или иного класса явлений состоит в отличии качества связей, отношений между
элементами,
структурирования последних, а также характера
проявления
в формах бытия, где функционируют целостности,
наличных
факторов, условий (внешних и внутренних) их реализации в целях поддержания и
развития целого;
4)
идея целостности, реализуемая в
русле философского анализа применяемого к психотерапии, показывает, что в изучении деятельного
человека
как целостности нельзя заведомо противопоставлять
как части
целостности друг другу, так и каждую из них всему
целому. Например, духовное материальному,
социальное -
психическому и т. д., что сохраняет свое значение и для
психотерапии в целом, где все условия и факторы должны «рабо-
тать» целостность. Последнее только
подтверждает
очевидное: несмотря на огромные
масштабы распространения психотерапевтических практик, данное сообщество в то же время достаточно
«хрупкое» образование как целостность, и ее самоорганизующихся начал может быть недостаточно для
противодействия негативному для него
воздействия;
5)
следовать методологическим
основаниям идеи целостности в изучении психотерапии, на наш взгляд, означает учет в
реальной
практике обучения и воспитания (как и в
любых других
процессах)
целого ряда важнейших положений: а) человек
(личность)
есть целостная система, как тотальность; б) природа человека
множественна, и его сущность нельзя сводить к тому или иному качеству – биологическому, психологическому,
этическому, духовному и т.д., как и нельзя
их противопоставлять одно другому; в)
как целостность человек обладает «новыми»
качествами, отличными от какого-либо другого
качества или их суммы; г)
исследование сущности человека
надо вести прежде всего из сути его
сущностных сил, разно
образно проявляющихся в различных видах
деятельности и
Формах бытия; д) целостность личности не есть нечто раз и
навсегда данное, она находится в диалектическом развитии как составляющих ее
элементов, так и своем едином существовании;
6)
философское осмысление
культурной целостности психотерапии в ее субстанциональном
существовании предполагает
поиск
единства в решении самых различных проблем развития этой социальной области;
7)
следуя логике идеи целостности,
можем определиться,
например, в основополагающих принципах психотерапевтической коммуникации как
формы субъект-субъектных воздействий. К числу этих принципов отнесем; принцип множественности индивидуальностей; принцип гуманитарности; принцип системности; принцип деятельности (профессионализма)
- каждый человек может «раскрыться» и
реализовать свои сущностные силы
только в деятельности и через
деятельность, которая, в свою очередь, должна оказывать на личность целостное воздействие.
В заключении отметим:
следовать логике идеи целостности
психотерапии означает, прежде всего, стремиться; к выбору в «ней самой» и «вокруг нее» именно того, что способствует
формированию ее целостности, помогает «удерживать», а иногда и «укреплять» это состояние, создавать программы, повышающие стабильность в системе любой
деятельности, ее активное стремление к всестороннему (целостному) развитию.
Целостность такого явления, как
психотерапия, обретается тогда, когда она
начинает функционировать на своей собственной основе, т. е. когда усвоены
или устранены чужеродные элементы и
преодолено влияние не свойственных этому явлению воздействий.