ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ЛАДОВСКОГО ВО ВХУТЕМАСЕ – ВЫРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА НОВОЙ
АРХИТЕКТУРЫ
К.п.н. Н.П.Никитина
ФГАОУ ВПО «УрФУ им.
первого Президента России Б.Н. Ельцина»
В 1918 году в нашей стране была реорганизована
вся система художественного образования. На архитектурном факультете
Свободных государственных
художественных мастерских (СГХМ) были созданы три мастерские во главе с
классиками-архитекторами И. Жолтовским, А. Щусевым, И. Рыльским. Но в это время
среди студентов нарастает неприятие к классическим методам преподавания,
проявляется стремление к созданию новой архитектуры. На одном из организованных
собраний выступил Николай Ладовский и главным в его речи был новый подход к архитектуре, который
подчеркивал роль психологии восприятия, роль пространства в формировании архитектурной композиции, аналитический
подход к элементам архитектурной формы, средствам и приемам художественной
выразительности. Это впоследствии легло в основу его психоаналитического
метода. На студентов сильное впечатление произвела речь Ладовского, для многих
оказалось неожиданным, что в основу создания композиции должен встать человек с
его эмоциональным и зрительным восприятием и что, вообще пространство —
основной материал архитектуры. В новую мастерскую — Обмас (Объединенные левые
мастерские) записалось огромное количество желающих. Обмас был выделен в
самостоятельное отделение факультета и студенты занимались по единому плану,
разработанному Ладовским и его соратниками Н. Докучаевым и В. Кринским [ 1, 2].
Три года существования Обмаса (1920 — 1923 г.г.)
имеют особое значение для советской
архитектуры. Здесь произошло формирование:
1) нового метода обучения архитектора;
2) одного из интереснейших пропедевтических
курсов ВХУТЕМАСа — дисциплины «Пространство»;
3) творческой концепции рационализма;
4) приемов и средств выразительности
художественно-композиционной системы нового стиля [2, 3]. До 1920 года в
московской архитектурной школе обучение студентов начиналось с освоения
классики, считалось, что это развивает логику архитектурного мышления, познает
сущность профессии. Это заставило Ладовского систематизировать свою концепцию
формообразования, и построения
объемно-пространственной композиции, основанной на освоении основных элементов
архитектуры (форма, масса, ритм, пространство и др.) Ладовский последовательно
отрабатывал со студентами один элемент за другим в абстрактных заданиях —
учебных упражнениях, а затем в конкретных (производственных). Это привело к генерированию профессиональных
приемов и средств новой архитектуры. В ОБМАСе Ладовским и его соратниками при
использовании творческого потенциала молодежи шел процесс выработки
профессионального языка новой архитектуры. Причем в первое же задание была
введена новая форма подачи проекта — макет.
Ладовский совершенно справедливо считал, что архитектор должен учиться
мыслить объемно-пространственной композицией, эскизировать в объеме, и только
потом переносить отработанную
композицию на бумагу. Метод этого педагога — архитектора заключался в переходе
от абстрактного мышления к конкретному (совершенно не нужно на первых порах
озадачивать учеников лишними фактами, деталями, информацией — он развивал
механизмы логического мышления и воображения). Главная задача на первых порах
овладения профессией — развитие объемно-пространственного воображения, это заставляет мыслить
оригинально, вскрывать творческий потенциал [ 3 ].
Среди отвлеченных и производственных заданий в
рамках психоаналитического метода студенты
разрабатывали следующие темы:
·
«Выявление
геометрических свойств формы»
·
«Выявление
физико-механических свойств формы (масса и устойчивость, масса и равновесие)»
·
«Выявление
и выражение массы и веса»
·
«Выявление
конструкции»
·
«Выявление
пространства»
·
«Выявление
динамики ритма, отношений пропорций (на
плоскости)»
·
«Выявление
динамики ритма, отношений пропорций (по вертикали)»
Ладовский серьезно ставил вопрос о
рациональных основах восприятия архитектурно-художественной формы, считал
необходимым научно исследовать объективные психо-физиологические закономерности
восприятия человеком архитектурных
форм, пространства, цвета; ставил задачу найти в вопросах формообразования не
только эмоциональные моменты, но и рациональные (чтоб архитектор в своих
поисках мог учитывать объективные закономерности восприятия человеком
архитектурных сооружений) [4]. При восприятии
формы ( по мнению Ладовского) мы
усматриваем в ней следующие качества:
·
геометрические
(отношение сторон, ребер, углов);
·
физические
(весомость, плоскость, масса и др.);
·
физико-механические
( устойчивость, подвижность);
·
логические
(выразительность поверхности как таковой и ограничивающий объем);
В зависимости от выразительности
величины можно говорить о мощи и слабости; величии и низменности; конечности и
бесконечности…
Архитектор оперирует этими
качествами как определенными величинами. Ладовский, в отличие от
конструктивистов, которые видели объективные основы появления любой формы в конструкции и функции, называет третью
задачу архитектурной формы —
потребность ориентации в пространстве. И существенно меняло характер
взаимоотношения научно-технического
творчества и архитектуры [ 4 ].
Внедряя в творчество архитектора рациональное
начало, Ладовский имел в виду прежде
всего организацию и формирование архитектором пространства и объема, выявление
формы, подчеркивание свойств этой формы для восприятия человека. Здесь важен
тот набор профессиональных средств и приемов, которыми архитектор должен владеть,
чтоб использовать эти объективные закономерности для правильного выявления
масштаба.
Последовательно и жестко внедряя в сознание
учеников во ВХУТЕМАСе рациональные приемы формообразования, он оставлял свободу
в создании художественного образа.
Поэтому все проекты, созданные во ВХУТЕМАСе под его руководством
отличаются и рациональ- ной логикой и свободой объемно-пространственной
композиции. Он приучал студентов в широкой палитре приемов художественной
выразительности выбирать в качестве доминантных те, которые важны для
конкретного проекта и активно развивать их в художественном образе. Это
приучало учеников рассматривать композиционные приемы не только как
композиционные средства, но и как важную составляющую архитектурного образа. Такое отношение к роли
художественно-композиционных приемов у учеников Ладовского становилось частью
их профессионального мышления.
Особое место занимают ученики первого потока
Обмаса. Осенью 1923 года, когда в структуре ВХУТЕМАСа было выделено автономное
отделение (где два года, а потом один год учились по общей программе все
студенты), возникла потребность укомплектовать преподавателями пропедевтическую
дисциплину «Пространство», Ладовский рекомендовал своих учеников, студентов
первого потока Обмаса: В. Балихина, М. Коржева, В. Петрова, М. Туркуса, И. Ламцова, С. Глаголева, Ю.
Спассокого. Они, под руководством В.
Кринского, внедряли психоаналитический метод во всем ВХУТЕМАСе. Таким образом в
руках учеников Ладовского оказалась ключевая позиция влияния на общие формообразующие
процессы в предметно-художественном творчестве, а главное в архитектуре. Все
студенты архитектурного факультета проходили через руки этих учеников
Ладовского, выполняя упражнения по той же программе, которую отрабатывал на
проектах в Обмасе сам Н. Ладовский [3,4 ]. Кроме того, методы обучения
Ладовского и его учеников, основанные на законах рационального
пространственного формообразования, стали
основополагающими в обучении архитектурной композиции на начальном этапе профессиональной подготовки
в архитектурных и технических вузах нашей страны.
Список литературы
1. Хан-Магомедов,
С.О. Психоаналитический метод Н.Ладовского — основа пропедевтической дисциплины
«Пространство» во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе / С.О.Хан-Магомедов // Техническая
эстетика. — 1982. — № 4. — С. 27 — 32.
2. Хан
Магомедов, С.О. Проблемы динамической формы в творческих концепциях 20-х годов
/ С.О.Хан-Магомедов // Техническая эстетика. Композиционные средства и приемы
художественной выразительности в дизайне. — М., 1982. — № 33. — С. 82 — 98.
3.
Хан-Магомедов, С.О. Николай Ладовский / С.О.Хан-Магомедов — М. : «Архитектура-С», 2007. — 88 с.
4. Хан- Магомедов, С. О. Николай Ладовский
(пионеры советской архитектуры) / С.О.Хан-Магомедов. Серия Строительство и
архит. — М. : Знание, 1984. — 27 с.