Шахметова Кымбат
Сапаргалиевна
Репсублика Казахстан, г. Павлодар, СОШ№26
Гуманистический
подход к организации обучения казахского языка
В современном мире требования построения
независимого демократического общества и правового государства обусловили необходимость нового понимания целей и
ценностей образования, ключевой проблемой которого является личность, а именно
ее свободное развитие. Высшим гуманистическим смыслом социального развития
личности становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности
бытия, создание условий для развития каждого человека.
Человек как самоцель развития, как критерий оценки
социального прогресса представляет собой гуманистический идеал происходящих в
стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с
гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять
человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация
образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип,
отражающий современные общественные тенденции построения функционирования
системы образования.
Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического
мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса.
Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это
означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был
передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу
-способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения
отношений в системе «учитель -ученик» - установления связей сотрудничества.
Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы
учителя. Но это еще не все.
Гуманизация образования предполагает единство
общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития
личности.
Опираясь на выводы многочисленных
психолого-педагогических исследований, сформулируем подходы к организации
обучения казахскому языку с точки зрения гуманизации образования.
1. Образование
как процесс становления психических свойств и функций обусловлен
взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Отношения
к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в
общение (совместную деятельность, речевое или мысленное общение). Такое общение
должно и строится на уроках казахского языка. Тем самым, чтобы овладеть
достижениями материальной и духовной культуры, чтобы сделать их своими
потребностями, «органами своей индивидуальности», ученик, тот же ребенок
вступает в определенные отношения с явлениями окружающего мира через других
людей.
2. Среди гуманистических тенденций функционирования и
развития системы образования можно выделить главную - ориентацию изучения
казахского языка не только на овладение определенной культуры, или выполнения
своего гражданского долга, а на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и
профессиональное развитие личности, тем более свободный и творческим будет
становиться человек с учетом требований демократизации общества Республики
Казахстан.
3. Обучение
казахскому языку будет удовлетворять личностные запросы, если оно ориентировано
на «зону ближайшего развития», т.е. на психические функции, которые уже
созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию. Данная ориентация требует
выдвижения таких целей образования, которые обеспечивали базисные качества,
необязательно универсальные, но обязательно необходимые для именно
становления личности в том или ином
возрастном периоде.
4. Изучение казахского языка должно быть направлено на
развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных
условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой
культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой
закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания материала
для изучения казахского языка (тематика дополнительных занятий). В этой связи
самоопределение личности ребенка -
стержневая линия гуманитаризации содержания образования.
5. Культурологический подход требует повышения статуса
гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной
назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих
ценностей. Учет культурно-исторических
традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшее условие
конструирования учебных планов и
программ по казахскому языку.
6. Культура реализует свою функцию развития личности
только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая
для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение языком.
Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет
преобразовывать совокупность внешних влияний в новообразования личности как
продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностного
подхода как стратегии гуманизации технологий обучения и воспитания. Он позволяет
«обратить» педагогические задачи в «личностный смысл» деятельности личности.
7. Процесс
общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает
оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения.
Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому
человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения
своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как
заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других.
Личностный подход требует включения в педагогический процесс личностного
опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).
8. Диалогический
подход предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в
личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое
преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического
процесса. Учитель не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует
стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность,
создает условия для самодвижения. При этом должны соблюдаться определенная
последовательность, динамика: от максимальной помощи учителя учащимся в решении
учебных задач на начальной стадии образования через постепенную активизацию
учащихся к полной саморегуляции в обучении и появлению отношений партнерства
между ними.
9. В то же время саморазвитие
личности зависит от степени творческой направленности образовательного
процесса. Данный подход
предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов
деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает
возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и
развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого
подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении
(диагностике) и развитии ее творческих возможностей. Именно такой подход
обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.
10. Гуманизация образования в значительной степени
связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности.
Готовность участников педагогического
процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью
сформированности гуманистического образа жизни. Данный подход требует
такого уровня внутренней собранности личности, при котором человек не идет на
поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама
может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и
планомерно совершенствовать себя при изучении казахского языка в том числе.
Итак, интеграция знаний о сущности гуманизации
образования позволила выделить основные подходы к обучению казахского языка.
Теоретическое осмысление гуманизации образования позволяет не только
определить стратегическое направление методики преподавания казахского языка,
но и наметить тактическую программу реализации его гуманистических целей.
Список использованной
литературы
1.
Об
образовании: [Закон Республики Казахстан] // Казахстанская правда. – 2007. –
август. – 15. - С.9-11.
2.
Конституция
Республики Казахстан. – Алматы: Казахстан, 1995. - 48 с.
3.
Концепция
12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан // Проект
«12-летнее образование» // Нормативные документы. – 25 с.
4.
Давыдов В. В. Проблемы
развивающего обучения. - М., 1987.
5.
Кан-Калик В.А.,
Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. Новое педагогическое
мышление / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1989.