Жекибаева Б.А.

доцент кафедры педагогики Карагандинского государственного университета им. академика Е.А. Букетова

 

Элементы режиссерского мастерства в педагогической деятельности

Режиссерское искусство учителя заключается в творческой организации всех элементов урока с целью создания единого гармонически целостного произведения. Режиссерское мастерство учите­ля проявляется в умении находить наилучшую форму для выражения содержания обучения и воспитания. Это возможно в том случае, если он достигает в своем сознании абсолютной ясности творческого замысла урока и педагогической деятельности в целом и, прежде всего, целей своей работы, а также эмоционального отношения к происходящему.

Первым условием режиссуры урока и создания целостного произведения является наличие у педагога творческого замысла. Твор­ческий замысел урока разрабатывается на основе: а)  осознания и анализа общих методологических и теоретических позиции учителя (подходов, теорий, методологических принципов, тех­нологий); б)  учета психологических особенностей учащихся и их особенно­стей как субъектов обучения; в) планирования во времени (темпа, ритма отдельных частей урока); г)  пространственного решения (компоновки учеников в зависимо­сти от целей урока и его частей, возможностей и необходимости пере­движения по классу); д) использования необходимого наглядного и звукового оформления.

Современные технологии преподавания основаны на том, что учи­тель имеет возможность перемещать учеников в пространстве класса в соответст­вии с целями и формой урока. Точно так же следует продумывать и про­странственное решение воспитательных мероприятий. Помочь учителю могут несложные правила: а) чем теснее круг детей, тем теснее и более неформально будет их общение друг с другом; б) парты и любые другие преграды разъединяют людей, поэтому их использование приведет к большей формализации общения и уместно, к примеру, при планирова­нии работы или решении иных официальных задач [1].

Второе условие режиссуры урока учителем - продумывание им це­лей, которых он хочет достичь в работе с классом или отдельным учеником. Цель становится связующей идеей замысла. Именно она вместе с желанием педагога выразить себя в работе, потребностью в творчестве, а также абсо­лютной убежденностью в реальности и достижимости целей приводит к то­му, что все элементы замысла урока вырастают из единого общего корня.

Третье условие - ощущение целостности происходящего и обоснование необходимости тех или иных действий. Наличие их у учителя в ходе урока очень важно потому, что достижение целостности возможно при наличии у педагога, согласно системе К.С. Станиславского, сверхзадачи и ощущения жизненной правды [2]. Основа формы все­гда находится в содержании. Чтобы ответить на вопрос «как добиться, це­лостности урока?», сначала нужно ответить на вопросы: «чего я хочу дос­тичь?» и «Для чего я предпринимаю те или иные действия?» Что хочет сказать учитель данным уроком (идея) и для чего ему это необходимо (сверхзадача). Только после того, как он даст четкий и ясный ответ на эти вопросы, будет легко найден и ответ на вопрос «как?»

Таким образом, тщательно продуманная, а не надуманная форма оказывается авторской и наиболее эф­фективной для данного учителя в данном классе. Поэтому подлинные учителя - мастера своего дела - не просто механически заимствуют формы и приемы работы коллег или педагогов-новаторов, а овладевают ими творче­ски, непрестанно созидая на этой основе новые формы и методы работы.

Литература

1. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М., 2001. – 176 с.

2.Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве: Работа актера над собой // Собр. соч.: В 8 т. – М.: Искусство, 1954-1955. – Т. 1-3.