Философия/ 4. Философия культуры       

 

Докторант Ph.D Сулейменова Ж.

 

Факультет философии и политологии КазНУ им. аль-Фараби

 

Древнетюркский человек в философии культуры  

                                    

Тюркский мир вместе с Центральной Азией и Евразией занимает одно из ведущих мест в мировом историко-культурном наследии человечества. Более того, с момента своего возникновения, на степных просторах Центральной Азии и Евразии, этот мир стал составной частью политической истории всего человечества. Их историческое прошлое имеет в качестве своего объединяющего начала, колыбели и единого наследия тюркскую цивилизацию. В тоже время, говоря о цивилизации, необходимо иметь в виду, прежде всего проблемы общих корней народов, их историческое прошлое, традиции политической борьбы и государственности. У каждого народа, как и у каждой личности, своя судьба, своя история. Но всемирная история должна сохранять в своей памяти вклад народа, который был внесен в мировую сокровищницу, тем самым, обогатив и создав основу для дальнейшего развития и процветания общечеловеческой культуры. Надо отметить, что в основе современного облика Центральной Азии и Евразии лежат достижения и традиции тюркской цивилизации.

Важнейшей особенностью геополитического положения тюркского мира было то, что он, находясь в срединном месте между Европой и Азией, был своеобразным катализатором, мостом, соединявшим разные цивилизации, культуры, народы. Здесь развивалась как оседлая, так и кочевая цивилизация. Здесь происходило взаимовлияние тюркской, иранской, славянской, китайской, монгольской культур. Все это с древности предопределило полиэтничность и многоконфессиональность историко-культурного ареала. И сегодня тюркский мир, и Казахстан в частности, не утратили своей уникальности, определяемой этими факторами.

Вклад тюркской цивилизации в мировую культуру огромен. Приведем некоторые примеры, ссылаясь на исследования выдающихся ученых Запада.

Важнейшим достижением тюркского народа было создание впервые в истории человечества письма, в том числе и алфавитного, основанного на звуковом принципе. Алфавитная письменность дала возможность фиксировать речь по звуковому способу с помощью минимального числа легко и быстро запоминающихся знаков-букв. Об этом с большим удивлением писал немецкий историк Эрнст Добльхофер [1]. 

 Тюркские племена Центральной Азии, входившие в состав тюркских каганатов, уже в VІ-ХІІ вв. нашей эры широко использовали собственное письмо, потребность в котором определялась административными, дипломатическими и мировоззренческими мотивами. Развитие древнетюркского рунического письма приходится на VІІ – первую половину ІХ–го веков. К древнетюркским письменным источникам относятся каменные стелы-памятники, сооруженные в честь Бильге-кагана, Культегина, Тоньюкука.

В памятнике в честь Культегина тюркский историограф VIII в., повествуя о родине своих предков и завоеваниях первых каганов, пишет: «Впредь вплоть до Кадырканской черни, назад вплоть до Железных  ворот они расселили свой народ». В момент своей наибольшей территориальной экспансии Тюркский каганат простирался от Манчжурии до Босфора Киммерийского, от верховьев Енисея до верховьев Амударьи. Таким образом, тюркские каганы стали создателями первой Евразийской империи, политическое и культурное наследие которой оказало существенное влияние на историю Восточного Туркестана, Средней Азии и Юго-Восточной Европы [2]. Культуру древнетюркских письменных источников можно рассматривать как мировоззренческое явление, показывающее особую и уникальную роль древнетюркского человека. В нем содержатся мифологические сюжеты о происхождении тюркского человека, этико-эстетические ценности древнетюркского общества и историческая память  древнетюркской государственности. В мифологическом сознании модель мира выполняет функцию упорядочения значимых для человека реалий бытия, определение места человека в мире и системы взаимодействий человека с миром [3].

Культурологический концепт «человек» в древнетюркских письменных источниках культуры выявляется способом описания его содержания. Ракурс видения, конструируемая модель мира диктует понятийный аппарат и тот набор слов, при помощи которого она может быть описана. В настоящее время концепт «человек» в древнетюркских письменных источниках уже осмыслен в проблемном поле современных гуманитарных наук как феномен, нуждающийся в описании и изучении. Само понятие «мир», модель которого описывается, целесообразно понимать как человека и среду в их взаимодействии, т.е. мир есть результат переработки информации о среде и самом человеке с помощью знаковых систем [4].  Наиболее разработан метод описания «внутреннего человека» в «культурной картине мира», реконструируемой по данным языка. Такая реконструкция может складываться из анализа отдельных концептов, отражающих духовную жизнь человека (концепт «душа», концепт «ум», концепт «сердце» и т.д.), или строиться на основе анализа семиотических категорий («верх–низ», «правое–левое», «объект–субъект» и т.д.). Концепт «человек» в древнетюркских письменных источниках выявляется при помощи изучения представлений о человеке в обществах тюркского периода (VI-IX вв.), выявлением внутренней связи и логики восприятия большого круга концептуальных воззрений о древнетюркском человеке. Важно отметить, что на основе анализа письменных источников, необходимо отразить представления о человеке, которые являются составными частями единой мировоззренческой системы обществ тюркского периода (VI-IX в.в.). Концепт «человек» в древнетюркской картине мира как центральное звено в мифопоэтической картине мира представлен широким спектром его вербальных экспликаторов в семантическом, ономастическом, гносеологическом и гендерном аспектах. К числу наиболее частотных относятся номинанты, манифестирующие образы мужских персонажей. Концепт «человек» в мифопоэтической картине мира древних тюрков – явление многогранное и представляет собой иерархически сложную когнитивно-вербальную структуру, основы которой образуют, главным образом, морально-этические ценности данной эпохи.

Культурологический портрет мужчины и женщины древнетюркской эпохи базируется преимущественно на основе их моральных ценностей. Ценностный подход человека в древнетюркской мифологии имеет социоцентрическую направленность: внешность героев не индивидуализирована. Универсальным для мифопоэтики древнетюркской мифологии является квантитативная характеристика силы воина. Особо подчеркивается такая черта героя эпоса, как верность, преданность своему кагану, своему народу. Древнетюркский воин руководствуется в своем поведении максималистским принципом: воинской честью. Культурологический портрет героев древнетюркской мифологии свидетельствует о явном доминировании морально-этических идеалов древнетюркского человека. Базовым понятием концептуального пространства «человек» в древнетюркской мифологии, своеобразной «вершиной» является человек–воин, человек чести, обладающий высокой степенью морально-нравственных ценностей.

С 2002 года постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО (Париж), выдающийся поэт, человек планетарного мышления Олжас Сулейменов в своей книге «Язык письма. Взгляд в доисторию – о происхождении письменности и языка малого человечества» пишет:

«Просвещенный визирь Бильга-Тоньюкук («Знающий Тоньюкук») – автор рассказа о славных делах создателя тюркского Каганата в степях, которые позже станут монгольскими, написал в той эпитафии и о себе несколько слов:

«Ночами я не спал,

Днями я не отдыхал,

Черный пот свой проливал,

Красную кровь свою заставлял

(быстрее) бежать –

Во имя тюркского народа.»

                                               726-й год»

И через 12 с половиной веков эти слова одного из многочисленных тюркских диалектов сохраняют лексическую, грамматическую и, сказал бы, - политическую актуальность. Язык не изменился в последующие века. Этого богатства за один-два века не сотворить» [5]. Из этих слов можно описать ценностно-эмоциональный характер древнетюркского сознания. Древнетюркское мироощущение существенно определялось чувственно-эмоциональным отношением к своему народу, к земле, к семье. Древнетюркский человек в своем сознании наделял себя природными качествами, а природу – человеческими. Древнетюркскому сознанию были свойственны повышенная эмоциональность, экзальтированность. В древнетюркскую эпоху «с полной силой заявляет о себе субъективное начало, человек становится духовным индивидом и познает себя таковым». В древнетюркскую эпоху появляется новый тип личности. Это уверенный в себе, предприимчивый, энергичный, полных планов и надежд, не лишенный эгоизма и даже подчас хищничества, самостоятельно и критически мыслящий, властный, твердо стоящий на ногах, волевой человек, не терпящий никаких преград и умеющий любую из них преодолеть. Точкой отсчета в духовном освоении мира выступали ценностные противоположности – Добро и Зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное, горнее и дольнее и т.д.

Об огромном вкладе тюрков, в частности якутов, в мировую цивилизацию писал и выдающийся французский антрополог Леви-Строс. По его словам: «Это редкий случай кумулятивного, непрерываемого (вплоть до вторжения европейцев) технологического развития в истории. За этот период [15-20 тыс. лет со времени перехода через Берингов пролив в Америку] эти люди продемонстрировали один из самых немыслимых случаев кумулятивной истории в мире: исследовав от северной до южной оконечности ресурсы новой природной среды, одомашнив и окультурив целый ряд самых разнообразных видов животных и растений для своего питания, лекарств и ядов и даже – факт, который не наблюдался нигде больше – превращая ядовитые вещества, как маниока, в основном продукт питания, а другие – в стимуляторы или средства анестезии; систематизируя яды и снотворные соединения в зависимости от видов животных, на которых они оказывают селективное действие, и наконец, доведя некоторые технологии, как ткачество, керамика и обработка драгоценных металлов до уровня совершенства» [5].

Таким образом, для мифопоэтической картины мира древних тюрков базовыми являются следующие этнокультурные концепты: «воинство», «честь», «одежда», «золото» наравне с феноменом «человек», являющимся символом высокого социального статуса.

Изучение древнетюркской философии немыслимо без тщательного анализа этносоциальных структур изучаемых обществ, без выявления фундаментальных категорий этнического менталитета и иерархии социальных ценностей в массовом сознании. Говоря об этом в книге «В потоке истории», Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев справедливо отмечает: «В центре мировоздания тюрок был человек. Мир людей, человечество – вот пантеон тюркского духа. Таким образом, стержневым элементом мировоздания тюрки считали человека. Именно человеческая жизнь, жизнь конкретной индивидуальности, наполненная страстями, желаниями, свершениями и событиями, была неотделима от жизни государства, общества. Человеческие качества тюрки ценили превыше всего. Если воин отличался храбростью и отвагой, то он мог стать батыром, даже не относясь к степной аристократии» [7]. Личность рождается в конкретном культурном пространстве и времени, наследуя и перенимая социальный опыт своей группы. Человек – продукт своей групповой культуры. В рамках такой методологии определить социокультурный концепт «человека», его социокультурную биографию можно описать, исходя из общественного культурного опыта древнетюркской государственности.

Таким образом, культурно-антропологический контекст древнетюркских источников выявляет концепт «человека», феноменальный и характерный для «героических эпох» всех стран и народов, когда на авансцену истории выходят отдельные личности, способные своим «пассионарным толчком» генерировать идеи, создав тем самым первую Евразийскую империю, которую описал Кляшторный С.Г. Каган, Бек, Тарханы выступали духовными вождями и полководцами, их историческая миссия определялась глубокой любовью и желанием охранять тюркский эль.   Все это говорит о том, что человек являлся в своем роде феноменом древнетюркской культуры. Анализ рунических текстов, включающих специфический материал древнетюркских эпитафий и другие источники, дает возможность в общих чертах воссоздать характер религиозно-мифологических воззрений, нашедших отражение в письменных документах, составленных самими тюрками в определенный исторический период.

 

Литература

 

1.     Эрнст Добльхофер. Знаки и чудеса: По следам исчезнувших культур Востока. Издательство восточной литературы, 1963. 205 с.

2.     Кляшторный С.Г. Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии. М.: 2006. 402 с.

3.     Сейтембетов Е.Ж. Древнетюркская модель мира в системе культуры // Вестник ВКГУ им. С. Аманжолова. 2008 г. 404 с.

4.     Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира. Т.2. М.: 1992. 161-163 с.

5.     Олжас Сулейменов. Собрание сочинений в 7 томах: Т. IV, книга 2. Язык письма / Сост. и вступ. ст. Сафаро Абдулло. – Алматы: «Атамұра», 2004.- 7 с.

6.     Леви-Строс, К. Структурная антропология. –М.: 2001. 503 с.

7.     Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы.: 2003. 95-96 с.