ІI Международная научно-практическая конференция «Перспективные разработки науки и техники – 2011» Секция: политология5. Политическая социология
Тезисы доклада
К.п.н., чл.-корр. АПСН Беляев Г.Ю.
Учреждение РАО «Институт теории и истории
педагогики»
Каким политическим идеологиям сегодня верит российская
молодежь? *
В общественное сознание подрастающего поколения активно
транслируются мировоззренческие, социально-политические, идеологические,
экономические, религиозные или квазирелигиозные идеалы. Что именно
транслируется в качестве эталонов сознания, поведения, отношений, деятельности?
Прежде всего – идеология как общественное явление: как форма общественного
сознания идеология в широком смысле слова транслируется всеми средствами массовой
информации, коммуникации и массовой культуры, она оформлена и стремится к
оформлению через политические партии и общественно-политические движения
молодежи – как пополнение рядов и идеологическое воспроизводство в новых
исторических условиях. В узком смысле – в условиях социально расслаивающегося и
поляризующегося общества на социальную авансцену всегда выступают различные
идеологии как формы социальной деятельности различных социальных сил, групп,
социально-классовых страт. Из формирующегося стиля жизни той или иной
социальной страты или социальной группы прорастают необычные социальные
консорции – объединения по стилю и образу жизни, по интересам,
координируемым идеологическими мотивами. Например, маргинальные социальные
группы, вырабатывающие или
воспринимающие зародыши новых идеологических форм и течений (от нео-«наци» до
нео-«хиппи»), могут возникать не только в «низах», но и в самых социально
обеспеченных «верхах» любого общества.
Педагоги
привыкли считать, что, воспитание по определению социально позитивно и
жизнеутверждающе именно как общественное явление, направлено на сохранение жизни и здоровья поколений. На самом
деле это не всегда так, а временами даже и совершенно не так. Социальность не
может быть понимаема как однозначно позитивное социально-педагогическое
явление – вспомним, и в Третьем Рейхе 1933-1945 гг. воспитание было делом
всего общества и в его процессе культивировались черты социального императива
именно в соответствии с общественным заказом и общественными идеалами идеологии
нацизма, нацистской государственности. Следовательно, первое и важнейшее
основание для анализа тенденций социального выбора современных подростков и
юношества – основание ценностное, аксиологическое, связанное с мировоззрением,
а значит – с идеологией как феноменом общественного бытия и общественного
сознания. Проблема анализа тенденций выбора молодежью символов идеологического
сознания, мировоззрения и веры является
крайне актуальной в контексте общих проблем общественной безопасности, выбора
средств корректирования общественного диалога, определения перспектив
общественного развития. Сегодня
молодежь находится в состоянии выбора идеологических позиций, взглядов,
убеждений – как стиля и образа жизни, как мировоззрения, как символа веры. Новым
для современной отечественной социально-педагогической реальности является
массовое распространение неформальных молодежных (детско-юношеских)
организаций, объединений, движений культурного и субкультурного плана,
просоциальной, диссоциальной (контркультурной, маргинально-конфронтационной) и
асоциальной (откровенно криминальной) направленности. [1, с.65-71] Они выступают новыми субъектами социализации и
новыми субъектами воспитания. Для исследователя идеологии любой формирующейся и
социализирующейся группы людей на самом деле стоят под большим вопросом такие
пресловутые понятия как «стихийность, спонтанность, самоорганизация». Под
стихийностью формирования молодежной группировки часто маскируется скрытое
лидерство взрослой группы, центра скрытого идеологического влияния или
комплекса культурных (в том числе – религиозных) установок, хорошо
отрефлексированных на уровне public relations
– PR-агитации и пропаганды. Как правило, для молодежи, объединенной в рядах
той или иной социально-политической общности, характерны высокая активность,
идейная мотивация избранной жизненной позиции, желание и социальное умение
пропагандировать свои идеи, ценности, стиль и образ жизни. Молодежные общности
формируются как организации, объединения и движения. Общественное объединение,
движение, организацию можно
рассматривать как общественную форму достижения специфических просоциальных или диссоциальных целей,
сознательно конструируемую или стихийно сформировавшуюся группу или общность.
Любая организация, как правило, отличается фиксированным членством, уставом и
программой деятельности, делегированием полномочий и распределением
обязанностей и прав внутри группы. Общественное объединение характеризуется
общностью интересов и несколько размытым, нежестким типом социальных связей и
отношений деятельности. Общественное движение обычно отличает программная четкость культурных установок, социально сфокусированных по
достаточно четким ценностным векторам, характеризующим общественное лицо
данного движения, его идеальный и, так сказать, общественно-товарный,
повседневный образ, облик, имидж. Движения отрабатывают традиционные и новые
социально-поведенческие стереотипы. На решение подростка присоединиться к той
или иной группе, группировке, войти в ряды детско-взрослой, молодежной или чисто
взрослой организации, движения, объединения влияет множество факторов. [2, с.17-20] Практически всегда имеется определённый ряд факторов
внешнего влияния, которые так или иначе способствуют, а порой и решают вопрос
присоединения к социальной организации, позиционирующей себя с определенных
идеологических позиций. Подросток из неблагополучной семьи вряд ли попадёт к
«золотым» центровым деткам движения «бо-бо» (сокращенно от: буржуазная богема),
молодому парню с городской окраины или из провинции практически невозможно
войти в избранный круг группировок «яппи», ярко, крикливо, броско, стильно
демонстрирующих престижно-элитарный образ социально-преуспевающего,
«успешного» богатого
человека-потребителя и манерный стиль сытой буржуазной жизни. Не все так однозначно,
как кажется. Да, почти невозможно представить начитанного юного интеллектуала
среди люберов или гопников, однако среди скинхедов или анархов они бывают и
лидерами. [3, с.47-64] Плюрализм общественных
идеологий сегодня – это не (только и не столько) игра политтехнологов, не
причуда «постперестроечной» моды, а закономерное объективное следствие
процессов социально-классовой поляризации общества в РФ и СНГ, развернувшейся с
1991 года. Сегодня подросток внимает типам социальности, полярно разным по смыслу,
мировоззрению и ценностным основаниям. Различна при этом и мораль – в одни и те
же понятия долга, совести, чести вкладывается разное содержание. Мораль юных
следопытов дивизии СС «Галичина» будет другой по отношению к морали юных
следопытов советского партизанского соединения Ковпака.
В настоящее время политическая идеология транслируется в ее
основных сложившихся к настоящему времени и унаследованным от двадцатого века
формах и традициях – правой, центристской и левой. Предлагаемое ниже перечисление
дано по шкале нарастания признаков «правее – левее» и «сгущения» комплексов
ультра-идеологем:
- Идеология правая : ее политический спектр - умеренно-правая,
либерально-консервативная, традиционная правая (по образу и подобию британских
тори-консерваторов), далее - правая консервативная (типа баварской ХСС ФРГ),
еще правее - консервативно-клерикальная, неоконсервативная радикальная, еще
правее - идеология правого традиционализма, шовинизма и национализма (Ле Пэн во
Франции, наследники ОАС, «Action directe», НДП, представители «союзов изгнанных», землячеств
судетских и силезских немцев, Курляндии и пр. бывших земель и территорий
Германской империи), и, наконец, замыкает эту линию политического молодежного
спектра реакционная, ультраправая идеология, идеология правого экстремизма и
клерикального фундаментализма (неофашизм, неонацизм, белый и черный расизм,
религиозный экстремизм – фундаментализм типа Ку-клукс-клана и движения
«Талибан»);
В Российской Федерации ультраправая идеология по своему
влиянию на молодежь наиболее весомо представлена РНЕ (Российское национальное
единство), движением (черных) скин- и бонхедов и «неоарийскими» языческими
объединениями (Братство Нави и др.), а также активизировавшимися в последнее
время влиянием на подростков и молодежь клерикально-монархическими вариантами
крайне правой, погромной идеологии новоявленных наследников и подражателей
«Союза Михаила Архангела» (некий «Залесский летучий отряд»),
правонационалистическими национал-исламистскими течениями (напр. молодые ваххабиты
Северного Кавказа и др. как идеологическая основа ичкерийского национализма).
На Украине – это Нордический альянс, Всеукраинское объединение «Свобода» -
наследники УПА-УНСО С. Бандеры и дивизий СС «Галичина», входивших в состав
Общих СС Германии 1941 – 1945 и «партизанивших» до 1947 года. Это наци-скинхеды
как общественно-политическое молодежное движение, опирающееся на ФК «Карпаты» и
т.п. полувоенно-спортивные базы и
фан-клубы с культом памяти Гитлера («20 апреля»). Напомним, что национал-легионеры
Общих СС и национальных зондеркоманд (карательных полицейских спецподразделений
Востока были, по существу, вспомогательными полицейскими силами или ШуМа, получавшими приказы непосредственно от
Гиммлера через высших руководителей СС и полиции (напомним название этих
организаций - Schutzmannschaft, Allgemeine Schutzstaffeln und Sonderkommandos SS «Ost»).
Сегодня это национал-исторические клубы или землячества «Галичина», «Эстония»,
«Lietuva», «Россия», «Хандшар», «Кама», «Кавказ», активно,
особенно на Северном Кавказе нелегально вербующие в свои ряды учащуюся молодежь
и подростков. - Идеология центристская:
ее политический спектр - консервативно-либеральная (правоцентристская, типа
Де-Голлевского Союза в защиту Республики, ЮДР), национал-патриотическая (типа
Индийского национального конгресса или мексиканской правящей с 1917-го года
Институционно-революционной партии), умеренно клерикальная, неоконсервативная,
неолиберальная и радикально-прогрессистская, правая социал-демократическая
(социал-демократическая и лейбористская партии Великобритании), преимущественно
светская, ориентированная на так называемый условно-«средний» класс
современного развитого буржуазного гражданского общества западноевропейского
образца. Для оценки проблематики
влияния различных форм политической идеологии на учащуюся молодежь важно
отметить и исследовать тот факт, что в Российской Федерации с 1993 года
предпринимаются неоднократные попытки создать эффективное идеологическое
течение национально-консервативно-центристской ориентации
социал-патриотического толка, способное увлечь массовое молодежное сознание
социально-позитивными лозунгами и программами общественного переустройства
России на так называемых «рыночных основаниях» «управляемой демократии» (типа
«Партии российского единства и согласия», «Нашего дома – России», «Отечества – вся Россия», «Единство» и, наконец –
«Общероссийской политической партии «Единая Россия»). Экспериментом в этом
плане до сих пор является припартийная молодежная организация ЛДПР «Соколы Жириновского».
Конкурентом ей создана «Молодая Гвардия Единой России». Наиболее успешен в этом
отношении пока является общественно-политический проект «Наши» (САЙТ Молодежное движение
«НАШИ» www.nashi.su) ориентированный на молодежь и в известной мере поддержанный частью
учащейся молодежи, Российского союза молодежи. Это проект, во многом вобравший в себя идеологию консервативной государственности,
патриотизма, оппозиции экспансии США и НАТО (антиамериканские акции «Наших»
2008-2010 гг.), ориентации на
гражданское общество, избирательную оппозицию отдельным элементам компрадорской
олигархии и даже на левоцентрированные по сути идеи социального государства (по
Конституции РФ 1993 года), которые
пытается комбинировать в своем влиянии на молодежь также и такое
общественно-политическое объединение формально «левоцентристской ориентации»
как «Справедливая Россия». К центристской примыкают, по сути своей
левобуржуазно-«оранжевой» идеологии и оппозиционные к «Единой России» группы
типа молодежного «Яблока»,
«объединенного демократического движения» «Солидарность», молодежного движения
«Мы» во главе с И.Яшиным (идеология – социал-либерализм);
- Идеология левая: ее политический спектр – умеренно
националистическая, позиционирующая себя как народно-патриотическая с
консервативно-государственническим оттенком («Завтра»), левая
национал-демократическая, социал-демократическая (молодые социал-демократы
России), интернациональная социалистическая (поклонники и последователи Э. Че
Гевары) и коммунистическая, далее, левее идет леворадикальная идеология
маоистского, неотроцкистского (движение «Вперед»), левотроцкистского толка, а
также ультралевая идеология левого экстремизма, «Фракции Красной Армии» и
группы А.Баадера -У.Майнхоф, партизанских боевиков Колумбии, итальянских Brigate Rossa - «Красных бригад» и анархизма (анархо-скинхеды:
«Красные скины», «Коммуна Джерри Рубина» и др., что можно идентифицировать как
мелкобуржуазную ультралевую социальных и национальных низов города и деревни);
В Российской Федерации влияние левой, социалистической
идеологии на молодежь традиционно конституировано КПРФ, РКРП – РПК (Российской
коммунистической рабочей партией – Российской партией коммунистов),
Всероссийской коммунистической партией (будущего), ВКП(б), Партией мира и
единства (ПМЕ), общественно-политическим Движением «Трудовая Россия»,
Революционным коммунистическим союзом молодежи (большевиков), значительной
частью военно-патриотических клубов, движений и объединений, поддержанных
Советами Ветеранов Советской Армии и Флота,
Советами Музеев Боевой Славы, комсомольскими и пионерскими организациями
федерации СПО - ФДО, Движением «В
защиту детства» (ДЗД), молодежным движением «Антифа» - антифашисты (в Украине – «Антифашистськiй Дiй»).
Далее – популярный среди части
подростков и молодежи Авангард красной молодежи – Трудовая Россия (АКМ – ТР).
Ультралевую и анархистскую идеологию исповедуют такие, достаточно популярные в
молодежной учащейся и студенческой среде молодежные движения и объединения как
«красные скины (скинхеды-анархисты)», молодые троцкисты, «Коммуна Джерри
Рубина». Примыкает к ультралевым, к «левакам» и своеобразное, весьма активное и
популярное среди части молодежи объединение – Национал-большевистская партия (невзирая
на запрещение Минюста от 2007 года) – нацболы под руководством вождя партии Э.Лимонова
(Саенко) (численность 2007 года – ориентировочно до 45 тыс. чел., в основном до
25 лет).
Сводная палитра идеологий, в
той или иной степени актуальных для современных подростков:
. Ультралевые:
«Коммуна Джерри Рубина», радикальные экологи, феминистки, молодые члены
Международной радикальной партии, либертарианцы, левые троцкисты (Революционная
рабочая партия России), молодые анархисты http://aitrus.info/node/733, анархокоммунисты (РКАС), «Красные
скинхеды» и др.
Модераторы: Smersh, elRojo, Тан, Триффид, Ниди, Диас, Anti-system, AnCom,
Дубовик, Leon, giorgi, Матвей, xADIKALONx, Инициатива, Idealist, Шансон,
Махновец (идеология – социальный анархизм, анархокоммунизм).
. Левые –
Антифа (юные и молодые антифашисты), АКМ – Авангард Красной молодежи-Трудовая
Россия (часто как АКМ – ТР), Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ) (Лозунги:
«Вперед к социализму!» «Искра возгорится в пламя» и др.), ВЛКСМ (идеология –
марксизм-ленинизм, социализм, коммунизм),
РКСМ(б) – Революционный коммунистический союз молодежи (большевиков)
(марксизм, сталинизм), молодежный Левый фронт (с 2009г.), Федерация
социалистической молодежи (демократический социализм западноевропейского типа,
неомарксизм) и др. Следует отметить,
что ни организационно, ни идейно многие левые молодежные организации и
группировки не связаны с КПРФ и даже более того – подчеркивают свою оппозицию
«зюгановскому оппортунизму». Припартийным (при КПРФ) молодежным объединением
является Союз коммунистической молодежи Российской Федерации (СКМ РФ)
(идеология – марксизм-ленинизм, интернационализм, социалистический патриотизм).
. «Зеленые»: Greenpeace, пацифисты, диггеры, и др. (идеология – так называемый «экосоциализм»). К данному общественно-политическому течению примыкает
«молодежное «Яблоко», их идеология – «либеральный социализм» образца «пражской
весны» 1968 года, правые троцкисты, антисталинисты.
. Социал-демократы и социал-либералы:
Социалистическое движение «Вперед» (позиционируют идеологию как своего рода
набор политических брэндов: «марксизм, троцкизм, феминизм, экосоциализм»), РДСМ (Российский социал-демократический союз
молодежи), Российское молодежное движение «Оборона», правозащитное движение,
оппозиционное движение «Мы» оранжевого политического спектра: «Марш
несогласных» и др. группы «Другой России».
. Условный политический центр с
размытой, неструктурированной идеологией, с правым и левым уклоном: «Наши»,
молодежное движение «Молодая гвардия Единой России» (хорошо структурированное,
со своим ВЕБ-штабом и практически превратившееся в молодежный филиал
официальной общероссийской политической партии с соответствующим
финансированием и кадровой бюрократией). Тем не менее, они могут
рассматриваться как новые представители молодежной политической субкультуры,
безусловно имеющей поддержку среди части учащейся и студенческой молодежи.
. Правые социал-неолибералы прозападного
толка (сегодня реально именно такое парадоксальное сочетание определений)
- политические осколки «Союза правых
сил» (СПС) и т.д. как основные движущие силы киевского «майдана» 2006 образца
года, «оранжевой» и иных «цветных революций» западнистского (по выражению А.А.
Зиновьева) идеологического сценария «антикучмовского, антиянуковичского и
антипутинского» толка с политическими героями популистско-правонационалистического
типа Леха Валенсы, Вацлава Гавела, Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко и бориса Немцова.
. Консервативные
и проконфессиональные политические группировки: Движение православной
молодежи, христианские демократы с протестантским конфессиональным оттенком, и
др.,
. Правые национал-либералы государственники
антисоветско-антизападнистского политического стиля («Соколы Жириновского»
и др.)
. Ультраправые
и неонацистские группировки, объединения и движения с ярко выраженным
праворадикальным национализмом типа бонхеды, черный рэп, скинхеды, РНЕ
(ультраправое, радикально антисоветское, принципиально
антисоциалистическое и
антикоммунистическое Русское национальное единство), Русский марш (идеология –
русский фундаментализм), а также арийские неоязыческие культы, часть готов и
др. откровенно подпольные и
полуподпольные группировки.
Особняком стоит уже фактически
сформированная, позиционирующая себя как боевая левая группа, гибридная
мелкобуржуазная субкультурная общность нацболов НБП (Национал-большевистская
партия, Другая Россия (с 2007г.), с 2008 года Национал-большевистский фронт)
де-факто по историческому сценарию особой, «революционной» линии немецких
штурмовиков Штрассера-младшего, но с «русской идеей» державности (левый
антизападный мелкобуржуазно-интеллектуалистский национал-социализм Schwarzefront образца сайта www.Fahnentraeger.com (die Nationalrevolutionere Alternative, разоблачающий отца-вождя НБП Эдуарда Лимонова как
ренегата и провокатора – аналогом здесь для этого крыла НБП служит жупел Льва
Троцкого).
Характерно, что такое основание –
социально-идеологическое – почти не
затрагивает субкультурные образования среди азербайджанской, курдской,
армянской и пр. национальных диаспор в Москве и регионах. У них свои социальные
градации, скорее – по традиционным признакам замкнутой культурной общины, куда
русским путь фактически закрыт. Данная ситуация вполне аналогична европейской
(турецкие молодежные группировки в современной ФРГ, Дании, Швеции, алжирские
субкультурные очаги во Франции, пакистанские мусульманские секты в Великобритании
и пр.). Социально-педагогический риск состоит в том, что культурная
самоизоляция национальных общин в известной мере провоцирует ситуацию взаимной
нетерпимости молодежи, чем активно пользуются в своей пропаганде
праворадикальные группировки, усиливая социальную конфликтность и конфронтацию
на национальной почве. Примером
тому могут служить «внезапно» (внезапно и неожиданно для педагога-обывателя)
прорвавшаяся в Москве в середине декабря 2010 года я активность молодежных
фанатских группировок, принявшая массовый характер молодежного социального
протеста не только против политики московских властей или МВД, но и
политического истеблишмента в целом. Этим социально-протестным потенциалом (как
и всегда при подобных сложных и идеологически неоднозначных обстоятельствах) немедленно
попытались воспользоваться «взрослые» праворадикальные националистические
группировки, уже успевшие к началу 2011 года заявить о создании нового
общественного «движения декабристов 11 декабря», однозначно поддержанного ультраправым
Русским национальным единством (РНЕ), Движением
против нелегальной иммиграции (ДПНИ), Славянским маршем и тому подобными полулегальными и нелегальными
молодежными группировками. В современном обществе, оказывается, оранжевый цвет бархатной
прозападной псевдореволюции и популистского майдана вполне (до поры до времени)
монтируется и с ультраправым национал-радикализмом коричневой тональности, и с
черными знаменами анархоскинхедов. Эти новые тенденции во сто крат усложняют
политическую палитру современного молодежного сознания и до предела обостряют
проблему доверия учащейся и рабочей молодежи к традиционным политическим
идеологиям.
Аннотация: В статье освещены
различные аспекты политической социологии молодежи, даются сущностные характеристики политических молодежных
общностей как новых субъектов политической социологии и социализации
подрастающего поколения,
рассматриваются риски и ограничения во взаимодействии с ними. Понимание
этих феноменов сегодня крайне актуально для выработки адекватной
социально-педагогической позиции школы и семьи. В статье намечены перспективы
рассмотрения этой проблемы в аспекте общественной безопасности и социального
позиционирования современной молодежи.
Ключевые слова: политическая идеология как общественное
явление, политические субкультуры, новые субъекты воспитания как
социально-идеологический феномен, социальный спектр идеологий как инструмента
социализации и воспитания подростков и молодежи
Abstract: The article reviews
essential aspects of political ideologies as a specific tool for socialization
of children and youth in process of multi subject interaction. Their
socializing effects here are highly controversial. Therefore potentiality of
new and even most specific subjects of socialization should be adequately
described for social risks, restrictions and probably constructive dialogue
with school and family. The article deals with actual realities and prospects
of this problem in aspects of social security and social self-determination of modern
youth.
Keywords: political ideologies as a social phenomenon, youth political communities, new subjects of social education as a
social ideological phenomenon, social spectrums of political ideologies as a
specific tool for socialization of children and youth.
Литература
1.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2000. – С. 65-71.
2.
Собкин
В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. – М., 1997. –
318с. – С.17-20.
3.
Сорачайкина
О.Ю. Молодежное движение в Москве: организации и объединения. \ ПОИСК
(Политика, Обществоведение, Искусство, Социология, Культура) – ИСПИ РАН, Единый
научно-методический центр при Правительстве Москвы. Отв. ред. В.Г.Донской. Выпуск V. 2003, - С.47-64. Структура
молодежного движения. Субкультура молодежных объединений. Молодежные
организации.
Беляев Геннадий Юрьевич, член-корреспондент АПСН, кандидат
педагогических наук, старший научный сотрудник УРАО ИТИП, Москва, Тел. 8-915-014-36-60
E-mail: Gennady.belyaev2011@yandex.ru
(Статистика: 12 стр., кегль 14.
Междустрочный – 1,5. Число знаков с пробелами – 24 900)
* Работа выполнена при поддержке РГНФ № 11-06-00948а Системный анализ актуальных культурных форм воспитания – определение и характеристика контекстов, имеющих ключевое значение для анализа актуальных культурных форм воспитания. Новые проекты в теории и практике воспитания: современная проблематика.