Психология и социология/ 2. Формы работы психолога-практика
Филолог, психолог, д.ф.н. Колесникова
Г.И.
Донской государственный технический
университет, Россия
Глубинная
сказкотерапия
Один юноша, пришел к Эвклиду
учиться геометрии, но, прежде чем приступит к учению, спросил: какую выгоду он
получит от этого. Услышав эти слова, Эвклид, повернувшись к рабу, сказал:
- Дай этому человеку три обола, он
ищет не знаний, а выгоды…
М.Колесников.
Лобачевский
Метафоры – часть нашего мыслительного процесса. Мы с
рождения, не замечая этого, погружены в метафорический мир. Он предстает перед
нами в виде сказок, внушающих в разных вариантах разнообразные истины реального
мира. Самым известным метафорическим сборником
является Библия. Иисус учил притчами. И когда мы читаем или слушаем
истории о добром самаритянине или Блудном сыне, то скрытый в них смысл
проникает в наше сознание, становясь частью
мировоззрения. Любой вид искусства также представляет собой метафорическое
преподнесение неких истин или идей. Микеланджело изобразил фигуру Леды с
лебедем для иллюстрации потерянности в экстазе физической страсти и Леду без
лебедя – как иллюстрацию потерянности в агонии умирания.
Метафоры, применяемые отдельно взятым человеком отражают
особенности культуры, в которой он воспитывался, жизненную позицию, восприятие
конкретной ситуации, в которой он находится в данный момент, истинное отношение к людям из окружения. Все это можно узнать, если
внимательно слушать. Вспомните, Вам приходилось слышать: «темная лошадка», «в расцвете сил», «пустой человек». Осознав,
какие метафоры определяют жизнь человека, вы сможете понять стиль мышления,
суть проблемы в его восприятии, возможные пути взаимодействия с ним. Понимание
метафор, используемых в ходе общения и определяющих позицию собеседника, поможет также разобраться Вам в его индивидуальных переживаниях, поскольку
реальные надежды и страхи хранятся на подсознательном уровне, как и внутренние
ресурсы для решения проблем. Кроме того, умело вплетенная метафора в ткань
беседы направит подсознание вашего
собеседника на поиск ресурсов и решений. Любое метафорическое сообщение в речи
будет оказывать воздействие на то, как вы сами или ваш собеседник воспринимает
разговор или ситуацию. Например: «Пора взять быка за рога», «Мы покажем им где
раки зимуют», «На ринге переговоров»…
Метафорическая
коммуникация – обширный раздел психологии. Существует множество самых
разнообразных речевых шаблонов способствующих интенсивному воздействию на
слушателя при рассказывании ему какой-либо метафорической истории.[1] Одним из
первых психотерапевтов, сознательно применявшим в практике метафоры был М.Эриксон [2]. Он использовал в своей
метафорической моделе общения два типа шаблонов. Первый: выборочные
насильственные ограничения. Например: печальная река, суровый закат. Когда
собеседник слышит подобные высказывания, его подсознание понимает, что река не
может быть печальной, а закат суровым и его сознание неизбежно делает вывод, что
на самом деле речь идет о нем в то время, как подсознание активно воспринимает
истинный смысл высказывания. Второй шаблон: цитирование или прием
«кавычек». Он заключается в ссылке на
чье-либо авторитетное мнение и работает практически безотказно.
В словаре английского языка Коллинза, изданном в 1979
году метафора определяется как фигура речи, в которой слово или фраза применены
к объекту или действию, не обозначаемыми ими буквально, но с целью
подразумевания сходства. Например: «В битве он лев».
Более широкое определение метафоре было дано Аристотелем [3] Он определил
метафору, как называние вещи именем, принадлежащем чему-то другому при котором
перенос осуществляется либо с рода на вид, либо с вида на вид, либо на почве
аналогии.
В литературном энциклопедическом словаре [4,218]
метафора определена как оборот речи, заключающийся в употреблении слов или
выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства,
сравнения.
Мир метафор прекрасен, разнообразен, многомерен. Однако
если продолжать препарировать ткань
бытия, то из уровня словесной реальности можно выделить следующие виды
метафор: пословицы и поговорки, истории,
анекдоты, притчи, легенды, сказки,
поэзию.
Сказки от
других видов художественного эпоса отличаются тем, что их изначально воспринимают
как вымысел, игру фантазии. Однако под
этими пестрыми одеждами всегда скрыта некая истина, в донесении которой до
сознания внимающих и есть предназначение сказки.
Традиционно
сказкотерапия применяется как для выявления
стандартных бессознательных стратегий поведения у клиента и/или его
глубинных психологических проблем.
Однако
этот традиционный подход всегда останавливается на внешнем социальном уровне на
котором уже произошла гендерная стереотипизация и закрепилось отожествление клиента себя с каким-либо
сказочным героем исходя из данных стереотипов.
Предлагаемая
методика названа «Глубинная сказкотерапия» исходя из того, что в ее основу
положено представление о том, что подобно тому, как усвоение видов сказок (сказки
о животных, социальные сказки (в которых дается представление о правилах
поведения при решении социальных конфликтов без гендерного разделения ролей),
полоролевые сказки) отражает уровни социальной стандартизации личности, так и
последовательное движение в обратном направлении по выявлению «любимой сказки»
на каждом из этих этапов будет способствовать проявлению психологических
проблем, а значит и их разрешению. Например,
у клиентки девочки-подростка на внешнем (верхнем. полоролевом)
уровне находилась «любимая» сказка «О
спящей красавице» в которой она себя отожествляла со спящей царевной (проблема
– ожидание, бездействие, контроль и ответственность над ситуацией отдается
другим). На среднем (социальном) уровне
- сказка «О стойком оловянном солдатике». В ней отожествление
происходило с солдатиком и балериной в момент их слияния в пламени. Показывает
сильные стороны – стойкость, мужественность и нежность, изысканность
блокированные полоролевыми стереотипами навязанные семейным воспитанием. На
глубинном, природном уровне (сказки о животных) – любимая сказка «О Рикки-Тики-Тави» в которой клиентка
мысленно соединяла себя с мангустом. Работа с этим образом проявила сильные природные качества и творческий
потенциал освободив их из-под гнета полоролевых и социальных стереотипов.
Продвижение
по данным уровням происходит в процессе психотерапевтической беседы с
применением визуализации, проективных методик, работы с образами. Более детальное
изложение представляется мало возможным, поскольку в процессе работы
возникает много нюансов, которые зависят от особенностей клиента и его
ситуации.
Литература:
1.
Дилтс Р. Сознание и
творчество / Пер.с англ. М. 1998.
2.
Эриксон
М.Г. Семинар с доктором медицины Милтоном Г.Эриксоном / Пер. с англ. М., 1990.
3.
Горан
В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск: Наука, 1990.
4.
Литературный
энциклопедический словарь /Под общ.ред.В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М., 1987. С. 218.