Карманова Ж.А.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Казахстан

Ценностно-смысловая установка как педагогическое условие формирования межконфессиональной толерантности учащихся в системе среднего образования

 

Ценностно-смысловая установка как педагогическое условие определено нами, исходя из трех оснований.

Во-первых, особое внимание при выборе данного условия в процессе формирования межконфессиональной толерантности учащихся уделялось исследованиям, посвященным вопросам взаимодействия педагога и учащихся. Взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся на договорной основе есть не что иное, как взаимодействие участников педагогического процесса. Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, решению участниками значимой для них проблемы или задачи [1]. Одним из возможных направлений оптимального взаимодействия является педагогика сотрудничества, которая подразумевает повышение статуса воспитанника, не сопровождающееся снижением статуса педагога (Ш.А.Амонашвили [2], И.П.Волков [3], В.Ф.Шаталов [4] и др.), что и составляет сущность личностно-ориентированного подхода. При формировании межконфессиональной толерантности учащихся взаимодействию на основе принципов сотрудничества, партнерству на идее взаимопонимания отводится значительная роль.

Во-вторых, анализ современной педагогической и психологической литературы показывает, что личностно-ориентированное образование представляет промежуточный, важный этап перехода от информационного образования к смыслопоисковому воспитанию личности. Так, по убеждению К.М.Арынгазина, оно требует:

– переводить традиционную, «знаниевую» парадигму в смысловую;

– организовать процесс усвоения ЗУН для «обретения себя», выстроить свой собственный мир смыслов, ценностей, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им;

– воспитывать учиться, воспитывать быть, воспитывать делать, воспитывать жить с другими в этом сложном мире;

– вытаскивать дидактику из кома путем усвоения новых методов воспитания, применения философии образования, психологии образования, самоорганизации системы образования, формирования философской, методологической культуры, знания и рефлексии;

– уважение менталитета, формирование интеллекта и логического, математического, творческого и критического мышления человека [5, с.270-271].

В третьих, исходя из определения понятия «установка» – это устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано [6, с.381]. 

В русле собственного исследования ценностно-смысловая установка учащихся на межконфессиональную толерантность как педагогическое условие формирования межконфессиональной толерантности используется с позиции «смыслопоискового воспитания», поскольку:

– информация, которая воспринимается учащимися, должна обязательно ими осознаваться; осознаваться как проблема, имеющая не только значение на уровне отдельных государств, на глобальном уровне, но и как проблема каждой личности, в том числе его собственная, и только осознание существования проблемы и последствий (познание смысла) послужит стимулом, мотивом к усвоению знаний и практического опыта по их разрешению, снятию (поиска способов);

– весь процесс формирования межконфессиональной толерантности учащихся в системе среднего образования построен на идее воспитания высших духовных ценностей, приобретении умений рефлексировать, осознавать, понимать собственно собою обдуманное и сделанное, стремиться к более нравственному, поскольку только на идеях гуманизма, толерантности возможно быть принятым и принять иного в такой палитре культур, которая характеризует практически все страны мира;

– формирование межконфессиональной толерантности учащихся осуществляется на исследования философии и психологии образования, считая, что истинно научный подход к решению педагогических целей без этого невозможен;

– учитывая, что установка – высший уровень организации «человеческих сущностных сил» и что на основе установки у учащихся будет возникать деятельность с направленностью на уравновешивание отношений между индивидами с различным мировоззрением, являться основой слаженности и последовательности поведения, вызывать уменьшение неопределенности возможной интолерантной формы поведения.

 

Литература:

1.     Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / под ред. Н.Б. Крыловой. – М.: Педагогика, 1995. – 124 с.

2.     Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: эксперимент.-пед. исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.

3.     Волков И.П. Учим творчеству. Методика. Схемы. Опыт работы учителя труда и рисования. – М.: Педагогика, 1988. – 96 с.

4.     Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка. – М.: Педагогика, 1979. – 136 с.

5.     Арынгазин К.М. Введение в смысловую педагогику. – Караганда: Изд-во КРУ, 2005. – 410 с.

6.      Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.