Сыздыкова
Гульнара Толеубековна – преподаватель кафедры общей и педагогической психологии ВКГУ им.
С. Аманжолова,
г. Усть-Каменогорск
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ
Проблема повышения роли эмпатии в личностном
развитии давно стала предметом научного исследования в психологии. Это связано
с тем обстоятельством, что эмпатия как психологический феномен оказывает
существенное влияние на всю личность в целом, повышает мотивацию и
продуктивность деятельности и расширяет представление об ее эффективности.
Преобразования, происходящие в нашем
обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на
гуманистической основе, где выдвигается подход к Человеку как к
индивидуальности. Студенты, благоприятно пережившие кризисы профессионального
обучения становятся прекрасными специалистами, и это очевидно, поскольку в
конфликте мотивов обучения побеждает мотив профессионализации, со всеми
вытекающими из этого следствиями, связанными со спецификой волевого акта.
Одним из профессионально-значимых свойств,
необходимых для успешного осуществления межличностного взаимодействия, является
эмпатия. Выявление закономерностей развития эмпатийных свойств выпускников
вузов выступает как условие эффективной профессиональной социализации.
Основная идея гуманизма заключается в том,
что человек является наивысшей ценностью. По мере того, как личность все глубже
познает себя, свою индивидуальность, она становиться более чувствительной и
способной принять уникальность других. Следовательно, развитие эмпатии
сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков.
Эмпатия помогает человеку эмоционально откликаться на чувства другого человека,
соединиться с миром людей и не ощущать одиночества.
Под эмпатией, в узком смысле слова, понимается
– сочувствие, сопереживание, понимание психологических состояний других людей.
Однако понятие эмпатия имеет более широкое трактование и глубинное понимание.
Во-первых, как нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей
(вчувствование). Во-вторых, эмпатия представляется как эмоциональная
отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных
(нравственных) эмоций. Термин «эмпатия» ввел в психологию Э. Титченер,
обобщивший развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями
вчувствования [3, c.86].
Изучению эмпатии в различных ее формах
посвящены работы зарубежных авторов, таких как К. Г. Юнг, Т. Липпс, К. Роджерс,
X. Когут. В аналитической психологии эмпатия рассматривается, как
"перенос", описанный З.Фрейдом: "Процесс отнесения своих
побуждений, чувств, и суждений к другим лицам, как средство защиты, благодаря
которому субъект может не осознавать присутствия этих "неожиданных
явлений" в нем самом" [2,
c.103].
К.Г. Юнг видел сущность эмпатии в проекции
субъективных содержаний: "Так как сущность эмпатии состоит в проекции
субъективных содержаний, то предшествующий ему бессознательный акт должен иметь
противоположный характер, а именно погашение действенности объекта. Этот объект
до известной степени опустошается, самодеятельностью и тем самым
приспосабливается к восприятию субъективных содержаний эмпатирующего" [1,
c.106].
Вундт причислял эмпатию к элементарным
процессам ассимиляции: "Итак, эмпатия есть своего рода процесс восприятия,
отличающийся тем, что некое существенное психическое содержание вкладывается
при помощи чувства в объект, и объект тем самым интроецируется, это содержание
благодаря своей принадлежности к субъекту, ассимилирует объект с субъектом и до
такой степени связывает его с субъектом, что субъект, так сказать, ощущает себя
в объекте" [7, c.67].
В психологической научной справочной
литературе (В.Н. Дружинин, В. Зинченко, Р.С. Немов, Б. Мещеряков и др.) часто
различаются несколько видов эмпатии: эмоциональная – основанная на механизмах
проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; эмпатия
когнитивная – базирующаяся на процессах интеллектуальных (сравнении, аналогии и
пр.); эмпатия предикативная – проявляющаяся как способность предсказывать
аффективные реакции другого в конкретных ситуациях и др.; эстетическая эмпатия
– вчувствование в художественный объект; эгоцентрическая эмпатия –
сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя;
гуманистическая эмпатия – эмпатическое переживание за другого человека и другие
виды эмпатии.
Т.П. Гаврилова на основании своих
исследований доказывает, что различные формы эмпатии базируются на
чувствительности человека к своему и чужому миру. Лица, у которых высокий
уровень эмпатийности, проявляют заинтересованность в других людях, пластичны,
эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности,
характерны: затруднительность в установлении контактов, интровертированность,
ригидность и эгоцентричность. Эмпатия как механизм формирования межличностных
отношений способствует их развитию и стабилизирует, позволяет оказывать
поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях,
когда он особенно в ней нуждается [4,
c.150].
Другой подход рассматривает эмпатию как
эмоциональное состояние, возникающее у субъекта при виде переживаний другого
человека [6, с.55]. Эмпатия в этом
случае понимается как «проникновение в аффективные ориентации другого и
определяется как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого
человека, разделяя его переживания». Среди работ этого направления следует
отметить исследования, подчеркивающие ведущую роль эмпатической эмоции, без
которой невозможна постановка себя на место другого и благодаря которой
осуществляется оказание помощи другому человеку.
При всем многообразии нюансов, в определениях
данного понятия комбинируются, как правило, три аспекта эмпатии: отчетливое
понимание чувств, мыслей, потребностей партнеров по общению,
нравственно-эстетическое (или шире – ценностное) «вчувствование» в происходящие
вокруг события и прочная аффективная сопереживающая связь с другими людьми.
Итак, эмпатия - качество личности,
выражающееся в сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающееся на
генетически обусловленных способностях вчувствования, эмоциональном отклике
другому [5, c.54].
В зависимости от темперамента и личных
психологических качеств, все люди проявляют различную склонность к эмпатиии.
Наиболее глубоко чувство эмпатии переживают интровертированные личности
склонные к меланхолии [7, c.33].
Основным
видом деятельности взрослого человека является профессиональная деятельность,
которая занимает большую часть жизни личности. Профессиональные способности, и
эмпатия в том числе, формируются на основе общечеловеческих способностей и
позднее их, а также с опорой на специальные способности, если те возникли
раньше или одновременно с профессиональными.
Практика
показывает, что студенты, прошедшие специальную подготовку по развитию эмпатии,
значительно лучше других решают психологические задачи. А это одно из
необходимых условий профессионального самоопределения личности.
Эмпатия
присутствует во всех видах межличностного общения. Оно является той базовой
социально-психологической средой, в которой эмпатия зарождается, развивается и
проявляется.
В
психологических исследованиях традиционно обращаются к анализу роли эмпатии в
социально-перцептивной стороне общения. В них указывается, что эмпатия у
студентов способствует более эффективному познанию людьми друг друга и, в
частности, их эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия у студентов
уменьшает эффект искажения восприятия другого, рождаемый атрибутивными
процессами, и сопровождает формирование более точного первого впечатления.
Роль
эмпатии в организации коммуникативной стороны общения в студенческой группе
заключается в предоставлении особого, основанного на вчувствовании, способа
получения, обработки и проверки достоверности информации.
В
интерактивной стороне общения эмпатия выступает как регулятор взаимодействия,
обеспечивая оценки и прогноз наиболее адекватных способов поведения в
соответствии с эмоциональным состоянием участников.
Эмпатия у
студентов выполняет функцию корректировки выбранных способов взаимодействия на
основе эмпатийной обратной связи. Корректировка осуществляется в сторону
наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения.
Функции
эмпатии в жизни студентов следующие:
1) эмпатия,
исходящая от субъекта эмпатии, увеличивает его способность убеждать;
2) она
помогает преодолеть психологическую защиту другого;
3)
расширяет представление о жизни других;
4)
обогащает собственный эмоциональный опыт;
5)
развивает личность и систему ее ценностей;
6) несет
охранные функции, если воспринимаемый опыт угрожает психическому равновесию
индивида.
Эмпатия,
воспринимаемая объектом эмпатии, несет в себе функцию подтверждения его
личности, выражающуюся в признании, принятии и одобрении неповторимости и
самоценности его "Я". Эмпатия дает возможность для самораскрытия
личности студента и получения поддержки.
Вид, форма
проявления эмпатии обусловлены ценностными ориентациями, системой отношений и
особенностями мировоззрения личности. Индивид, характеризующийся
эгоцентрической мотивацией, ценностными ориентациями, ядро которых состоит из
ценностей собственного блага за счет блага других, будет склонен испытывать
личностный дистресс при виде несчастий другого. Индивид с просоциальной
мотивацией и приоритетом ценностей благополучия другого с большей долей
вероятности и частоты будет испытывать сочувствие, оказавшись свидетелем
неприятных переживаний другого.
Эмпатийным
человеком можно назвать индивида, у которого эмпатия отличается
сбалансированностью и высокой степенью выраженности ее эмоциональных,
когнитивных и поведенческих компонентов. Эмпатийный человек характеризуется
развитым умением чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния
других, выражать свое сочувствие в действиях, направленных на усиление
благополучия людей. Описывая личностные черты человека, с высоким уровнем
развития эмпатии, исследователи указывают на ценностные и мотивационные
установки такого индивида. Ими отмечается, что эмпатичный человек отличается от
других людей позитивным видением окружающих. У него позитивная система
отношений к другим, преобладает направленность на партнера по общению, и он
умеет стать на его точку зрения. Например, известно, что эмпатийные лидеры
студенческих групп умеют быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей, без
затруднений находят общий язык с другими в разнообразных ситуациях, пользуются
симпатией, стремятся к демократическому стилю управления.
Эмпатийный
человек отличается высоким уровнем развития социальных эмоций и высокой
чувствительностью к моральным чувствам вины, стыда. Он также хорошо
ориентируется в том, что есть верно, и что есть должно во взаимодействии с
другими с точки зрения принятых общественных норм. Способность к эмпатии
значимо коррелирует с такими качествами, как терпимость к недостаткам других,
низкая эмоциональная уязвимость, альтруизм и открытость в общении.
Как
отмечает А. П. Василькова, для проявляющих высокую степень эмпатии характерны
мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, а для
демонстрирующих низкую степень эмпатии - замкнутость, недоброжелательность.
По данным
Дж. Сальзера и Р. Бергласа, субъекты, которым свойственна высшая степень
эмпатии, менее склонны приписывать людям вину за неблагоприятные события и не
требуют особых наказаний за их проступки, т. е. проявляют снисходительность. П. Мартин и Т.
Туми выявили, что такие люди проявляют себя как полинезависимые. У тех, кто более
склонен к эмпатии, меньше проявляется агрессивность [8, c.89].
Таким
образом, эмпатийный человек отличается от других людей тем, что у него развиты:
·
способность
к децентрации;
·
позитивное
видение других;
·
быстрая
ориентация в ситуациях взаимодействия;
·
преобладание
демократических и альтруистических стратегий взаимодействия.
Ему
присущи:
·
открытость;
·
сензитивность
к невербальному поведению другого;
·
чувствительность
к социальным эмоциям и моральным чувствам;
·
чуткость
к нормам поведения, одобряемым обществом.
Для него
характерны:
·
эмоциональная
стабильность;
·
терпимость
в адрес недостатков других.
Система
отношений к другому эмпатийного человека включает неподдельный интерес,
понимание значимости и ценности личности другого, не допускает отчужденности и
безразличия в адрес переживаний другого.
Анализ различных подходов к трактовке сущности и становлению
эмпатии у студентов позволяет выявить основные ее компоненты.
1. Произвольная децентрация, перенос своего "Я" в
другого человека, сонастроенность с ним на одну "эмоциональную
волну".
2. Сопереживание и сочувствие как формы соучастия в эмоциональном
состоянии партнера по общению.
3. Постижение эмоционального состояния другого через
осознание собственных переживаний, перевоплощение, интроекцию (рефлексия).
4. Активное эмпатическое слушание.
5. Конгруэнтность выражения своего собственного подлинного
"Я".
6. Передача партнеру по общению понимания его переживаний с
помощью вербальных и невербальных средств.
Достаточная развитость указанных выше компонентов,
выраженность их в целостном единстве - признак высокого уровня сформированности
эмпатии у студентов.
Литература:
1. Акимова, М.К., Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике./ М.К. Абрамова, В.Т. Козлова. - Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. Вып. 2. М., 2002. С. 99–110.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности./ В.Г.Асеев.- М.: Мысль, 2006. - 342 с.
3. Бондаренко, А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика / А.Ф. Бондаренко // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 1.С. 67-69.
4. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. 2005. №2. С. 147-156.
5. Дьяченко, М.И., Краткий психологический словарь: личность, образование, профессия./ М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович - Минск: Просвещение, 2006. - 399 с.
6. Лешин, В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов/ В.В. Лешин. // Вопросы психологии. № 8. 2006. С. 100–111.
7. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 2000. С. 32-37.
8. Юсупов, И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. д-ра. психол. наук. /И.М. Юсупов. - С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 2001. 252 с.