ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПОНЕНТОВ ПРИ ЛАНДШАФТНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

А. В. Ларина, Н. В. Бучацкая

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»,   

г. Саранск

На сегодняшний день ответ на вопрос, влияют ли ландшафты, окружающие человека на его внутреннее самочувствие, психику и настроение, не вызывает сомнений. Психологи всего мира утверждают, что цветовая гамма, которая окружает человека, является одним из главных факторов, формирующих его настроение на протяжении всей жизни. Человек всегда жил в окружении цвета, однако в течение длительного периода своей истории он не был способен контролировать окружающие его цвета. Цвет был внешним фактором, на который человек реагировал определенным образом. Например, темно-синий цвет ночного неба сигнализировал о наступлении ночивремени отдыха, покоя и безопасности. Ярко-желтый цвет восходящего солнца интерес к новому дню, надежда. Красный цвет кровинеобходимость мобилизовать силы для нападения или защиты. Формировались ассоциации между цветами как элементами определенных жизненных ситуаций и психофизиологическими состояниями, которые порождались этими ситуациями.

С практической точки зрения дать объективную оценку привлекательности ландшафта с учетом цветовых характеристик довольно сложно. И такая оценка является одной из главных задач при ландшафтном проектировании территории.

Для ландшафтного проектировщика важно знать влияние цвета на психику человека, так как все цветовые композиции необходимо строить на принципах цветовой гармонии. Общий колорит пейзажей меняется не менее 9 раз в году, а взгляд человека способен определить порядка 130 тонов.

В искусстве широко известно понятие цветового круга, который включает 12 цветов. Базовыми цветами являются  красный, желтый и синий. Посредством смешения базовых цветов получают второстепенные цвета: оранжевый (красный + желтый), зеленый (желтый + синий) и фиолетовый (красный + синий). Таким образом, складывается цветовое колесо.

Существует множество схем сочетания цветов. Часто при ландшафтном проектировании используется сочетание цветов, находящихся друг напротив друга в цветовом спектре, придавая таким образом окружающему ландшафту динамичности, активности, энергичности (оранжевый цвет с синим, красный с зеленым). Возможно также сочетание различных оттенков и тонов одного цвета (красный с розовым или бордовым, синий с голубым или фиолетовым), при этом будут прослеживаться плавные переходы, ощущение сдержанности, гармонии, относительного спокойствия. Важно не создавать впечатление излишней пестроты или перенасыщенности.

Выбор цвета является не первой стадией ландшафтного проектирования, однако важность этого вопроса тем самым не уменьшается. После того, как решены вопросы стиля, функциональности, использования пространства, расположения основных ландшафтных композиций и элементов, настает время создания общего эстетического восприятия пейзажа проектируемой территории в целом. И здесь цвет является ключевым параметром. Он создает определенное настроение, привнося в ландшафт естественность и дополнительные впечатления, позволяет акцентировать внимание на определенных объектах или композициях, выигрышно выделить отдельные элементы, подчеркнуть их достоинства.

В композиционном отношении ценятся нейтраль­ные серебристо-серые тона листвы и хвои (ива белая и серебристая, тополь белый, ель голубая и другие). Такие деревья прекрасно смотрятся на фоне темных пород, используются для зрительного расчленения больших массивов, очень эффектны в виде одиночных посадок. Наряду с серебристым, золотистым тоном кроны це­нится и плотный красный тон (дуб, бук красный и пе­стролистный).

Поздней весной, летом и ранней осенью окраска деревьев определяется цветом листьев, ствола, ветвей, цветков и плодов, а в зимние месяцы и ранней весной – окраской стволов и ветвей. Для газонов, служащих основным фоном для представителей цветочной и древесно-кустарниковой растительности, характерны различные оттенки зеленого.

Гармоничнее воспринимаются трехцветные сочетания композиций, состоящие, например, из чистых тонов красного, желтого, синего или оранжевого, зеленого, фиолетового. Они создают сильный контраст, благодаря которому возникают интенсивные, колоритные сочетания. Чтобы смягчить контраст, можно посадить перед высоким растением с зеленой листвой что-нибудь белоцветущее с серыми листьями.

Бесспорно, большое внимание в ландшафтном проектировании уделяется окраске растительности, однако в создании общего колорита территории принимают участие не только растения, важно учитывать и цвет земной поверхности, мощения, воды, неба, строений, малых архитектурных форм. При этом также важно учитывать время года, солнечное освещение, возрастные изменения растений, погодные условия. Все эти параметры являются динамичными и тем самым влияют на свойства цвета, эффект сочетания отдельных тонов, и в целом на восприятие пространства.

Различное восприятие человеком ландшафта наиболее ярко выражено в смене времен года. Так как для определенного сезона года характерна индивидуальная цветовая гамма составляющих компонентов ландшафта.

У каждого человека есть свой любимый сезон. В это время природа кажется особенно привлекательной, и окружающий мир доставляет наибольшую радость. Например, многим поднимают настроение зимние пейзажи. Заснеженные ели и сосны, на ветках которых лежат шапки снега, искрящегося в лучах неяркого зимнего солнца. Несмотря на то, что зима – скупой на краски сезон, зимние картинки имеют особое очарование, так как именно в этот период можно почувствовать аромат свежего снега, пронизывающий зимний ветер, треск деревьев от мороза, ласковые лучи солнца, свежесть морозного воздуха, чистоту зимнего неба. Всё это придает нам оптимистичности и жизнеутверждения. Однако эти характеристики больше подходят для лесного пейзажа или природы, мало затронутой человеком.

Иная обстановка, и соответственно, восприятие зимнего ландшафта складывается в городе. При современном уровне урбанизации чистого белого цвета в природе города практически не встретить. Белый цвет здесь воспринимается как серый. Этот цвет Люшер характеризует, как «…цвет, который не несёт в себе практически никакой эмоциональной  нагрузки, никаких стимулов и никаких тенденций». Соответственно преобладание серого цвета в окружающем ландшафте не способствует каким-либо процессам, он несет исключительно апатию и отрешённость. Чёрно-коричневые цвета «голых» деревьев и кустарников характеризуются, как цвета, эмоционального упадка, и творческого застоя,  усталости и апатии.

Исходя из научно доказанных трактовок цветов Люшера, можно сделать вывод, что зимний пейзаж города «замораживает» каждый эмоциональный порыв, и тормозит работу мысли.

Осенний ландшафт очень благоприятно воздействует на эмоциональное состояние человека благодаря своей насыщенной теплой гамме цвета. Какое буйство красок дарят нам дуб, клен, липа, ясень, береза, осина, тополь, ива, ольха в осенний период, играя на солнце различными сочетаниями цвета и их оттенками! Пожелтевшая трава и листва в яркий солнечный день слепят своим великолепием! Влияние жёлтого цвета Люшер определяет как «…источник света  и бодрости, придаёт некий заряд оптимизма и уверенности». При наличии этого цвета в пейзаже, у человека появляется чувство расслабления и расширения, повышается уверенность в себе. Для осени также характерны оттенки красного. Когда в ландшафте преобладает этот цвет, у человека поднимается кровяное давление, ускоряется пульс, влияние оттенков красного цвета можно охарактеризовать, как состояние активного расхода энергии.

Из этого следует, что преобладание классических осенних цветов в окружающем ландшафте, способствуют продуктивной и успешной деятельности.

В весенний период остатки снежного покрова постепенно начинают уступать место зеленеющему наступлению. Пока рано говорить о доминирующей роли зелёного цвета, однако присутствие зимних (серого и черно-коричневого) цветов влияют в меньшей степени. Основным цветом весной всё же является зелёный, которому Люшер придает следующие значение: «…этот цвет выражает физиологическое состояние «эластичного напряжения», а психологически – волю к действию, упорство и настойчивость. Зелёный цвет – это воплощение твёрдости и постоянства». Преобладание разных оттенков зелёного цвета способствует повышению работоспособности.

И, наконец, наверное, самая разнообразная гамма цветов соответствует летнему сезону года. Переливы зелёного, жёлтого, красного и голубого цветов создают наиболее позитивную окружающую среду. О влиянии желтого, зелёного и красного цветов говорилось ранее. А вот голубые тона летом особенно заметны: водная гладь на дальнем плане и небесная синь сверху заметны особо сильно. Голубому цвету Люшер дает следующую характеристику: «…цвет, который означает полное спокойствие и умиротворение»,  преобладание этого цвета оказывает успокаивающее влияние на центральную нервную систему, сокращение  частоты пульса и дыхания. Преобладание синего цвета способствует расслаблению и восстановлению сил. Гамма из оттенков желтого, зеленого, красного, голубого цветов наиболее благоприятна для человеческой психики.

Однако стоит сказать, что независимо от сезона года, погода имеет большое влияние на цветовую гамму ландшафта, и, к примеру, солнечный летний день не будет восприниматься одинаково с пасмурным днем. В пасмурный хмурый день настроение человека заметно ухудшается, снижается работоспособность, стремление к действию. Поэтому мы так ждем солнечных летних дней, чтобы полюбоваться на буйство красок природы, игру солнечных лучей, насладиться дуновением легкого теплого ветерка, прохладой воды, тенью от деревьев и получить от визуального восприятия окружающей природы огромный заряд положительных эмоций.

Таким образом, при проектировании ландшафта, дизайнерском оформлении территории с помощью цветовых сочетаний всех композиций, составляющих элементов, материалов, путем применения разнообразных приемов дизайна, необходимо постараться воссоздать тот неповторимый естественный ландшафт, который бы являлся эстетически привлекательным для человека, дарил хорошее настроение и жизненную энергию.