Н. Е.
КЛЕПИКОВ
заместитель директора итало-белорусского центра
образования и сотрудничества
О СУДЬБЕ ЛЕТОПИСНОГО И КНИЖНОГО НАСЛЕДИЯ
БЕЛАРУСИ В 20-х — 40-х ГОДАХ XIX СТОЛЕТИЯ
Каждая эпоха оставляет свой
след на земле — это древние городища и
многочисленные могильные курганы, это средневековые замки и крепости, костёлы и
церкви, это произведения ткачей, гончаров ювелиров, это старинные книги и
летописи, народные легенды, сказания, песни. Изучение и сохранение всего
многообразия памятников истории и культуры является нравственным долгом каждого
поколения. Известны многочисленные примеры собирательства и сохранения
культурно-исторического наследия, имевшие место задолго до появления первых
государственных указов об охране памятников. Издавна монастыри были не только центрами
сохранения веры, но являлись и средоточием просвещения, местом хранения древних
книг и многих других памятников истории и культуры белорусского народа.
В 1820 г. по распоряжению
Александра I в России была запрещена деятельность иезуитов, все иезуитские
организации распущены, а их имущество конфисковано. В императорском указе
говорилось: «Иезуитов, как забывших священный долг благодарности и присяги — выслать за границу и впредь ни под каким видом не впускать в Россию.
Полоцкую же академию и все бывшия у иезуитов училища закрыть, документы,
церковную утварь, библиотеку, движимое и недвижимое имущество, по описи,
принять местным духовным лицам в присутствии особой комиссии» 1. Для разбора этого
имущества была учреждена специальная
комиссия, которая начала свою работу, согласно предписанию № 60 Министерства
внутренних дел от 8 мая 1820 года 2. Прежде всего, комиссию заинтересовали архив и
библиотека Полоцкого иезуитского монастыря. Именно здесь было обнаружено
большое количество «разных Привилегий Королевских, Булл Папских, писем от
римского Сената на пергаменте» и многое другое 3.
В начале 1821 г.
Министерство народного просвещения предписало Витебскому губернатору доставить
все документы «в Департамент Духовных Дел для хранения, как древность» 4. В описи отправленных в
Петербург архивных материалов перечислены: «Регистр бывших в Полоцке иезуитских
Ренторов с 1582 до 1787 года; записки заседаний Земского Суда с 1580 до 1772 г.;
Регистр Полоцких архиепископов с 1579 до 1784 г.; Грамоты Короля Стефана 1582
г.» и другие документы 5.
Документы так заинтересовали министра просвещения князя Александра Голицына,
что он сразу же написал витебскому губернатору письмо, в котором просил
пересылать ему все подобные памятники старины. «Так как иезуиты, - писал он, -
имели обыкновение вести… записки или анналы… о делах ордена и о других
происшествиях их ордена, то подобные летописи должны находиться и в прочих
монастырях, наипаче в Полоцком и Витебском» 6.
Вторично вопрос о судьбе книжного
наследия бывшего Полоцкого иезуитского коллегиума обсуждался в Санкт-Петербурге
в 1830 г. Министерство просвещения приняло решение о закрытии музея и
библиотеки. Против закрытия выступил лишь попечитель Белорусского учебного
округа Г.И.Карташевский, который всячески пытался доказать необходимость
сохранения уникальных памятников в самой Беларуси. Но это не помогло. В январе
1831 г. министр просвещения Карл Ливен сообщил витебскому гражданскому
губернатору Н.М.Гаммалею «Высочайшую волю» о пересылке старинных книг в столицу
7. Они должны были быть
распределены в Императорскую публичную библиотеку главного управления духовных
дел, библиотеки Петербургского, Московского и Виленского университетов, а также
в римско-католическую духовную академию в Вильне и греко-униатские духовные
семинарии. Для разбора библиотеки в Полоцк были направлены профессор Попов,
чиновник Шепелевич и капитан Талызин. Согласно списку книг, «их значилось
14.000, а оказалось 23.551, из которых полных произведений – 19.572 тома и
разрозненных – 3.979 томов» 8. В составленном «регистре вещам», отправляемым в
Петербург, значилось 67 ящиков с книгами, «малабарские письмена» и многое
другое 9. В расписке основного
перевозчика этих ценностей купца 3-й гильдии Быховского указано, что общий вес
ящиков составил около 725 пудов 10. На ценность книг указывают также строки
поздравительного адреса, который направила в 1914 г. Витебская учёная архивная
комиссия к 100-летию Императорской публичной библиотеки: «… из Белорусского
края, из старого Полоцка, в 1831 г. в сокровищницу Библиотеки поступили редкие
и роскошные издания» 11.
Такое отношение к
католическим памятникам старины со стороны российских властей было своеобразной
реакцией на многолетнюю политику полонизации белорусского населения, проводимую
польской шляхтой и католической церковью. Александр I, давший Царству Польскому
весьма прогрессивную в то время Конституцию, сделал своего личного друга
польского магната Адама Чарторыйского министром иностранных дел Российской
империи. К тому же, А.Чарторыйский был поставлен во главе западного учебного
округа. Он последовательно проводил полонизаторскую политику в Западном крае и
добивался присоединения к Царству Польскому белорусских губерний.
А.Чарторыйский стремился идеологически подготовить возрождение Речи Посполитой
в границах 1772 года. В итоге, в царствование Александра I
полонизация края резко возросла. Вся система образования, кроме
немногочисленных православных церковных школ, функционировала на польском
языке. Поэтому, когда осенью 1830 г. вспыхнуло польское ноябрьское восстание,
оно частично распространилось на северо-западную Беларусь. Но руководители
восстания, движимые националистическими целями, не сумели вовлечь в него
православное население края. Вторгнувшиеся из Польши войска не получили
массовой поддержки, и к концу 1831 г. восстание было полностью подавлено.
Польское восстание вынудило
правительство Николая I рассматривать католическое
духовенство, принявшее активное участие в этих событиях, как часть политических
сил, враждебных политике России. Поэтому в последующие годы вся
правительственная деятельность в западных губерниях была направлена
исключительно на борьбу с полонизмом. В 1832 г. закрыли центр просвещения всего
Западного края — Виленский университет.
Закрывались «излишние» католические храмы и монастыри. Художественные ценности
местной знати, в том числе памятники истории и библиотеки переправлялись в
Петербург. В 1837 г. по приказу Николая I началась пересылка из
белорусских городов старинных грамот в Петербургскую Археографическую комиссию,
благодаря чему из библиотек и архивов изъяли «множество редких рукописей» 12. Например, Гродненский
губернатор сам доставил в Археографическую комиссию древние документы на
старославянском, польском и латинском языках из конфискованного Деречинского
дворца князей Сапегов, а библиотека и другая часть княжеского архива поступила
в Санкт-Петербургскую Публичную библиотеку 13. Туда же поступила и конфискованная библиотека
К.Немцевича, хранившаяся на Гродненщине.
В то же время в белорусских
губерниях начали создаваться публичные библиотеки. Это стало возможным после
обращения президента Императорского вольного экономического общества адмирала
Н.С.Мордвинова к министру внутренних дел генерал-адьютанту А.А.Закревскому с
ходатайством о «заведении по Губерниям публичных библиотек» 14. Уже 5 июля 1830 г.
Министерство внутренних дел направило всем губернаторам циркулярное предписание
№ 447 о необходимости отыскания соответствующих помещений для открытия в них библиотек
15. В Витебске для этих целей
была выбрана городская гимназия, а в Могилёве - Дом дворянского собрания. В
создаваемые библиотеки стали поступать книги. Сохранился реестр книг, в
количестве 543 наименований, предлагаемых А.Ф.Смирдиным для публичных библиотек
16. В белорусские губернии
присылали книги издатель Н.А.Полевой, профессор М.П.Погодин, статский советник
Н.И.Греч и многие другие 17.
На организацию библиотек частные лица стали жертвовать деньги. К примеру, за
один только год в Могилёвской губернии на эти цели было пожертвовано 545 рублей
18.
Наряду с этим в тот период в
Беларуси проходила своеобразная «война» с униацким церковным наследием.
Уничтожались не только служебные книги, но и все те, которые имели отношение к
униатству, несмотря на их старину и культурную ценность. Сделать это
распорядился Иосиф Семашко, православный архиепископ Литовский и Виленский, в
прошлом член департамента римско-католической коллегии и прелат-схоласт
униацкого кафедрального капитула. Он являлся вдохновителем Полоцкого церковного
собора 1839 г., расторгнувшего унию. Уничтожение служебных униатских книг
продолжалось 16 лет. Согласно официальным данным, было сожжено около 2.000
книг, но даже сам И.Семашко отмечал, что их было уничтожено гораздо больше. По
утверждению этнографа Ал. Шлюбского, который опирался на свидетельства историка
и археографа А.И.Миловидова, проводилось широкое изъятие униацких книг по всей
Беларуси, которые свозились в Жировичский монастырь. Ими сначала топили печи, а
затем, оставшиеся книги были вынесены из зданий на площадь и сожжены. Весьма
ценный архив «западно-русских униацких митрополитов», который начал
складываться ещё в 1596 г. и имел документы начала XV столетия, в 1845 г. был
передан в Санкт-Петербургский Синодальный Архив 19. Как видно из этих многочисленных примеров, в первой половине XIX
столетия огромная часть летописного и книжного наследия была безвозвратно потеряна
для Беларуси.
1. Зорин Н.
Минувшее и настоящее г. Полоцка (К торжеству перенесения мощей преподобной
Евфросинии из Киева в Полоцк) // Полоцкий
летописец. 1992. № 1. С. 24.
2. Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ), ф.
1430. оп. 1. д. 385. л. 1.
3. НИАБ, ф. 1430, оп. 1, д. 385, л. 2.
4. НИАБ, ф. 1430, оп. 1, д. 385, л. 6.
5. НИАБ, ф. 1430, оп. 1, д. 385, л. 14, 15.
6. НИАБ, ф. 1430, оп. 1, д. 385, л. 11.
7. НИАБ, ф. 1430, оп. 1, д. 2582, л. 1, 2.
8. Цит. по: Шлюбскi Ал. Матэр`ялы
да крыỷскае гiсторапiсi // Спадчына.
1992. № 4. С. 19.
9. НИАБ, ф. 1430, оп. 1, д. 2582, л. 41.
10. НИАБ, ф. 1430, оп. 1, д. 2582, л. 44.
11. НИАБ, ф. 2771, оп. 1, д. 145, л. 282.
12. Шлюбскi Ал. Матэр`ялы
да крыỷскае гiсторапiсi // Спадчына.
1992. № 4. С. 21.
13. Шлюбскi Ал. Матэр`ялы
да крыỷскае гiсторапiсi // Спадчына.
1992. № 4. С. 22.
14. НИАБ, ф. 3157, оп. 1, д. 54, л. 2.
15. НИАБ, ф. 2001, оп. 1, д. 116, л. 3.
16. НИАБ, ф. 3157, оп. 1, д. 54, л. 25-30.
17. НИАБ, ф. 2001, оп. 1, д. 116, л. 4, 16.
18. НИАБ, ф. 2001, оп. 1, д. 116, л. 74.
19. Шлюбскi Ал. Матэр`ялы
да крыỷскае гiсторапiсi // Спадчына.
1992. № 4. С. 22.
N.Y.KLEPIKOV
About the fate of
annalistic and literary heritage of Belarus in 20-40 years of the 19th
century
Сведения об авторе
Клепиков Николай Евгеньевич, кандидат исторических
наук, докторант кафедры истории России Белорусского государственного
университета, заместитель директора итало-белорусского центра образования и
сотрудничества.
Телефон в Минске: (017) 334-28-59.
Е-маil: KNE57@tut.by