Философия / 1. Философия культуры
Зайцева
М.Л.
Государственное образовательное учреждение
Московский дом научно-технического и художественного
творчества
обучающихся и студентов профессионального образования
Актуальность и противоречивость
моделей
синестетического восприятия в
русском футуризме
Особый интерес нашего
исследования представляют новации в эстетике и художественной практике русского
авангарда, связанные с разработкой новых механизмов
эстетического восприятия и художественного мышления.
Авангардисты – букв. «идущие впереди», столь смело и дерзко
устанавливали свои собственные законы искусства, взрывая привычные нормы восприятия,
что их достижения порой казались абсурдными, «формалистическими» или «заумными».
В качестве одной из своих основных задач авангард ставил возвращение полноты
восприятия и познания действительности путем создания нового типа искусства,
объединяющего все типы воздействия на человека.
Идея преодоления узости традиционных сенсорных способностей
человека манифестируется деятелями авангарда в результате постижения новых
взаимоотношений человека с миром, поиска новых механизмов восприятия. Развитие
этой идеи происходит по направлениям усиления роли всего тела, его экстеро- и интероцептивных
способностей в процессе восприятия, развития и доведения до запредельных
человеческих возможностей телесных ощущений. Художественный объект теперь
должен восприниматься при участии всего организма, психические вибрации
которого становятся основой впечатления как самого художника, так и реципиента.
Футуризм, будучи
одним из течений общего авангардного движения, с одной стороны, коснулся в
своих поисках актуальных для всего направления проблем в интерпретации тем,
образов и идей, определяющих облик Серебряного века, обнаружив множество точек
соприкосновения с другими (и не только «левыми») течениями. С другой стороны,
стилистические черты «искусства будущего» позволяют говорить о некоторой его
противоположности иным линиям авангарда, об обособленности и неповторимости его
художественной системы.
Для решения данных задач целесообразно
обратиться к анализу различных аспектов футуристической эстетики, среди которых
особое внимание будет уделено идее синтеза искусства и жизни, созданию проекта
единого пространства жизни и искусства, изменению понимания категорий
«времени», «пространства», становящимися основополагающими в процессе
восприятия художественного произведения, особой роли мифологизации техники.
Анализ эстетики и стилистики русского футуризма позволит выделить тип
синестетических концепций, свойственный только этому направлению авангарда.
Важную
часть программы поиска новых форм взаимоотношений искусства и жизни представляли
собой футуристические акции: не меньшую роль, чем художественное произведение,
теперь начинают играть околохудожесвенные акции, в которых провокационность и
агрессивность усиливают социальное воздействие. Однако гораздо более
радикальным оказывается предпринятое деятелями футуризма построение новой
системы мышления и восприятия.
Футуристический
тип синестетических концепций отражает идею создания «искусства будущего», где
превалируют ощущения скорости, динамики современной жизни. Футуризм выстраивает
пространство единого сосуществования искусства и жизни, создавая проекты выхода
искусства на городские территории. Д. Бурлюк в 1918 г. вывешивает картины на
улицах Москвы; В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский в «Декрете о
демократизации искусства» объявляют о создании нового типа искусства,
свободного от прежней системы координат, рассредоточенного в пространстве города;
футуристы создают манифест «заборной литературы и площадной живописи», М.
Ларионов проектирует образцы футуристического грима, моды и кулинарии, среди
футуристов возникает идея движущихся изображений (раскраски поездов и
трамваев), тотального заполнения пространства города искусством.
Футуристы публикуют манифест о «заборной литературе и
площадной живописи», в их среде возникает идея движущихся изображений с помощью
раскраски поездов и трамваев, формируется концепция тотального заполнения
пространства города искусством. Городская среда становится подобием выставочного
зала, но с совершенно другой моделью восприятия. Вместо музейной линейной логики, выстраивающей экспонаты в
определенном порядке, сочетании, обусловленном историческим, стилистическим
подходом, возникает калейдоскопичность, фрагментарность, случайность.
В попытке уловить пульс современной жизни, отразить динамику
психических процессов человека, живущего в пространстве технополиса, кроется не
только специфика футуризма и его обостренная актуальность, но и противоречивость
его идей. Абсолютизация преходящего, изменчивого приводит к тому, что
художественный образ становится скользящим, динамичным, обращенным не столько к
рациональному, сколько к эмоциональному, стремительному, поверхностному схватыванию
смысла.
Футуризм,
создавая парадигму актуального искусства, размывая границы между высоким и
низким, искусством и жизнью, оказывается конвергентным (сообращенным) с миром
массовой культуры. Неслучайно именно массовая культура, начиная с 20-х годов
внедряет в кино, рекламу образы и приемы, разработанные авангардным искусством.
Прослеживая
историческую судьбу новаций авангарда в сфере поиска новых координат искусства,
новых моделей его восприятия, отметим, что сверхкультурная
миссия искусства, манифестированная искусством авангарда, снизилась в искусстве
второй половины XX века до прикладной и развлекательной. Тем не менее,
стратегически важным для искусства будущего может стать исследование не только
противоречий авангардной эстетики, но и ее перспектив, заложенных в актуализации
идеи синестезии как необходимого свойства эстетического восприятия,
способствующей полноте постижения смысла художественных объектов. Развитие этой
проблематики в культуре последующего времени позволит выявить актуальность как
тем, так и способов их решения.