Исторические
предпосылки в познании времени
Е.А. Антошкина 1)
1)Брянский государственный университет, 241036, г
Брянск, ул. Бежицкая,14.
Проблема времени с давних пор волновало человечество.
Поставленная еще древними исследователями, она остается загадкой около двух с
лишним тысячелетий. Ускользающую сущность времени пытались уловить античные
мыслители. В эпоху Возрождения время понимали уже как реальную, неотъемлемую
черту Вселенной и видели в нем вполне определенные свойства, познать и изучить
которые можно путем научного исследования. Открытия в области естественных наук
в конце XIX и в начале XX веков
сделали время предметом экспериментального и наблюдательного изучения. В наши
дни знание о времени обогащается новейшими данными космологии, физики элементарных
частиц и т.д. Таким образом, проникновение в природу времени продолжается. Но
необходимо помнить, что наши знания постоянно расширяются, возрастая по мере
проникновения науки во все более тонкие и глубокие свойства природы. Сама же
природа многообразна, изменчива и неисчерпаема. Вместе с ней неисчерпаемо по
своим проявлениям и время.
Ключевые слова: время, элементы времени, объект
познания, движение, материя, атрибут материи.
В процессе своей
жизнедеятельности человечество с различных сторон исследовало время, накапливая
все больше и больше знаний о нем. На протяжении всего этого периода время
изучают и философия, и физика, и математика, и астрономия, и все иные
науки.
Видимо много тысячелетий назад
человек стал задумываться над тем, что есть время. Начав размышлять над ним, человек продолжает изучать его и
сейчас, конечно же не прекратит его изучение в будущем, потому что речь идет об
одном из самых важных атрибутов материи.
Понимание времени, увлекающего
мир в непрерывное движение, выразил древнегреческий мыслитель Гераклит (ок.
520-460 гг. до н. эры): «В одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо воды в
ней вечно новые», «Все течет, все изменяется», «Мир является совокупностью событий,
а не вещей». В Древней Греции спорили о начале и конце времени. Было ли начало
у времени? Прекратится ли его движение когда-либо в будущем? Может ли время остановиться
[16, с.45-46]?
Гераклит придерживался мысли о
единой основе всего существующего. Он писал: «Этот космос, один и тот же для
всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был,
есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим»[20,
с.44]. Мир – совокупность событий, под которыми понимается все, что начинается
или возникает, затем длится и, наконец,
завершается. Мир находится в состоянии непрекращающихся изменений, и все, что
происходит в нем, происходит во времени.
Ускользающую особенность времени
пытался уловить античный мыслитель Платон (ок. 427-347 гг. до н. э.). Так, в
диалоге «Тимей» началом всего Платон
считает Демиурга, «творца и родителя Вселенной»[20, с.432], не имеющего
ограничений в своих действиях. Но только время как подобие начала творится в
дополнение к нему, так как время – копия «вечности», а саму «вечность» нельзя
«передать ничему рожденному»[20, с.439], поэтому к бытию было добавлено в
творении время. Бытие и время – две сотворенные копии одного начала, воспроизводящие
разные его стороны.
Платон рассматривает такие
элементы времени, как «старение», «омоложение» и т.д. Только в точке настоящего
происходит процесс становления «старения» и «омоложения»; только в один и тот
же «настоящий момент», «единое» становится и старше и моложе самого себя.
«Следовательно, единое всегда и есть становится и старше и моложе самого
себя»[19, с.388].
Что такое время? Принадлежит ли
время, спрашивает Аристотель
(ок.
384-322 гг. до н. э.), к числу
существующих или несуществующих вещей и какова его природа? По признанию
Аристотеля, время остается неизвестным, ибо никто не знает, что такое время и
как им управлять. Аристотель пишет: «Но относительно времени все мыслители, за
исключением одного, думают, по-видимому, одинаково: они называют его
нерождённым»[3, с.223]. И далее продолжает: «Один только Платон порождает
его: он говорит, что оно возникло вместе с Вселенной, а Вселенная, по его мнению,
возникла» [3, c.223]. Платон в «Тимее» говорит, что время возникло
вместе с Вселенной. Определить время трудно, говорит Аристотель, потому что
одна его часть была и уже не существует, другая же - в будущем и ее еще нет. По
Аристотелю, время слагается вот из этих всегда существующих частей. Но, с
другой стороны, если одни части времени прошли, а другие только будут, то, по
мнению Аристотеля, выходит, что в действительности время не существует. Это тем
более кажется правдоподобным, если мы вспомним, что у Аристотеля всякое целое
имеет свою часть, а время как целое не имеет частей, так как одна его часть
была, и ее уже нет, другая будет, и ее пока еще нет. Выходит, что время не
обладает бытием. Ясно, что перед Аристотелем здесь встала большая трудность.
Время, говорит Аристотель, мы
«распознаем, когда разграничиваем движение, определяя предыдущее и последующее,
и тогда говорим, что протекло время, когда воспримем чувствами предыдущее и
последующее в движении» [3, с.148]. В этом анализе Аристотель
из вышеуказанного затруднения выходит при помощи категории движения. Здесь прямо
об этом указывается. С точки зрения Аристотеля, уже сами понятия «предыдущее» и
«последующее» являются выражением изменения - движения. Следовательно, связь
между движением и временем явно вырисовывается, по мысли Аристотеля, когда мы
замечаем в движении «предшествование» и «последование». Таким образом, время -
определенность, замечаемая в движении.
Но дать ясного представления о
времени мыслителю не удалось, он пишет: «А что такое время и какова его
природа, одинаково неясно как из того,
что нам передано от других, так и из того, что нам пришлось разобрать раньше»[3,
с.146].
Архимед (ок. 287-212 гг. до
н.э.) в «Трактате о спирали» показывал, что спираль соединяет цикличность с
поступательным движением. Может быть, спираль подойдет для наглядного образа
времени, соединив поток и окружность [4, с.65-70]?!
Спираль, придуманная Архимедом,
– это наглядный символ развития знания: на каждом новом витке, на всё более
высоком уровне поступательное движение науки возвращается - с усилением и углублением – к тому, что
было найдено, понято и изучено ранее (закон отрицания отрицания).
Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.)
в своей поэме «О природе вещей»
писал:
Также и времени нет самого по
себе, но предметы
Сами ведут к ощущенью того, что
в веках совершалось,
Что происходит теперь и что
воспоследует позже.
Неизбежно признать, что никем
ощущаться не может
Время само по себе, вне движения
тел и покоя …[15, с.38]
Мыслитель подчеркивал
неразрывную связь времени с конкретными процессами, явлениями, говоря, что
ощущение времени возможно лишь через конкретные объекты действительности.
А. Августин (354-430 гг.)
считает, что мир вещей, созданный Богом, изменчив и пребывает во времени –
прошлом, настоящем и будущем. Только Бог неизменен – он есть нечто застывшее,
постоянное и непреходящее. С точки зрения Августина Аврелия время таит в себе множество неизведанного,
это в тоже время простое и сложное понятие: «А мы только и говорим «время и
время, времена и времена»: «как долго он это говорил»; «как долго он это
делал»; «какое долгое время я этого не видел»; «чтобы произнести этот слог,
времени требуется вдвое больше, чем для того, краткого». Мы и говорим это и
слышим это; сами понимаем и нас понимают. Это яснее ясного, обычнее обычного и
это же так темно, что понять это – это открытие»[1, с.172].
Прокл (410-485 гг.) сравнивал
время с бегом по кругу. Время не подобно прямой линии, безгранично
продолжающейся в обоих направлениях. Оно ограничено и описывает окружность.
Движение времени соединяет конец с началом, и это происходит бесчисленное число
раз. Благодаря этому время бесконечно[21, с.67-70].
Этот геометрический образ
строится на сравнении времени с движением по окружности, то есть с помощью
пространственной аналогии. Он соединяет в себе два свойства окружности –
ограниченность и бесконечность. Перенесение их на толкование времени означает,
что всякое изменение или развитие длится не сколь угодно долго. Всё происходит
в пределах цикла, соответствующего полному обходу по окружности. По этой
причине и само изменение должно быть цикличным: в конце циклов мы приходим к
тому, с чего начали, а потом всё повторяется снова и снова – до бесконечности.
Видимо, древние мыслители стихийно использовали в этом случае закон отрицания
отрицания.
Что же ближе к реальному времени
– окружность, прямая или их соединение, спираль? Действительно ли время состоит
из гигантских повторяющихся циклов? Или оно течёт так, что никаких возвратов к
нему нет? Или возврат возможен, но уже на новом витке спирали, на новом, так
сказать, уровне развития мира?
Все три возможности интересны,
каждая из них, в принципе, не хуже двух других.
В. Шекспир (1564-1616 гг.) в
своей «Зимней сказке» отразил власть, силу времени, его могущественность, где
человек обязан преклоняться перед ним, обожествлять его:
Не всем я по душе, но я над
каждым властно.
Борьбу добра и зла приемлю
безучастно.
Я – радость и печаль, я – истина
и ложь.
Какое дело мне, кто плох, а кто
хорош.
Я – Время. Я хочу вас наделить
крылами.
И далее, продолжая, раскрывает
противоречивую природу времени, согласно действию закона единства и борьбы
противоположностей:
Игра и произвол – закон моей природы.
Я разрушаю вмиг, что создавалось
годы,
И созидаю вновь. С начала бытия
От прихотей своих не отступало
я.
Свидетель прошлого, всего, что
стало былью,
Я настоящее покрою тёмной пылью,
И лучезарный круг свершающихся
дней
Потомки назовут легендою моей
…[25, с.61]
Огромное значение для развития
представлений о времени имели работы
Г. Галилея (1564-1642 гг.),
который ввел в науку идею инерции и классический принцип относительности [6,
с.78-80]. Явление инерции хорошо знакомо каждому из жизненного опыта. Например,
при резком торможении автомобиля пассажир
по инерции продолжает двигаться вперед с прежней скоростью.
Согласно этому принципу все
физические явления происходят одинаково во всех инерциальных системах,
покоящихся или движущихся равномерно и
прямолинейно друг относительно друга. Между покоем и движением – если только
оно прямолинейно и равномерно – нет принципиальной разницы. Разница только в
точке зрения. Но неправильное истолкование принципа относительности может
вызвать иллюзию, будто мы возвращаемся к точке зрения Зенона Элейского (ок. IV в. до н.э.).
Следующий важный шаг был сделан
Р. Декартом (1596-1650 гг.), который связал физику и геометрию. Он ввел в науку
координатную систему, в которой время представлялось как одна из
пространственных осей. Он же первым стал отождествлять пространство с протяженностью
материальных объектов, отрицая при этом существование пустого пространства.
Декарт связал время с длительности материальных процессов, с осознанием
человеком этой длительности [9, с.86-87].
Вершиной классического
естествознания стало творчество И. Ньютона (1642-1727 гг.). Именно он ввел в
науку представление об абсолютном и относительном времени. Это было сделано в
его знаменитой книге «Математические начала натуральной философии». В ней
Ньютон попытался объединить существующие в науке точки зрения на время.
В своем описании, с одной
стороны, он использовал представление о
времени как о внешнем условии бытия, в которое помещена материя и
которое сохранилось бы даже при исчезновении материи. С другой стороны, он
сохранял понимание времени как
длительности материальных объектов, существующих во Вселенной.
Раскрывая сущность времени,
Ньютон предлагает различать два типа
времени: абсолютное (истинное, математическое) и относительное (кажущееся,
обыденное) время.
Абсолютное время предстает как
универсальная длительность любых процессов во Вселенной. Оно само по себе, без
всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно. Его можно
представить в образе гигантской реки, которая будет течь, даже если не будет
никаких материальных тел. «Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без
всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно, и иначе
называется длительностью»[18, с.30]. «Относительное, кажущееся или обыденное
время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая
при посредстве какого-либо движения, мера продолжительности, употребляемая в
обыденной жизни вместо истинного математического времени, как то: минута, час, день, месяц, год» [18, с.30].
Разграничение абсолютного и
относительного времени, обоснованное
Ньютоном, связано со спецификой человеческого познания, которое
происходит на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом
уровне познания человек воспринимает время через свои органы чувств. Такое познание хотя и ограничено способностями познающей
личности, но оно адекватно
отражает объективную реальность нашего
мира. Находясь на теоретическом уровне познания, человеческий разум способен
глубже осознать и относительность и абсолютность времени.
Абсолютное время Ньютона
предстаёт перед нами в качестве элемента, существующего вне и независимо от
каких-либо материальных процессов, как универсальное условие, в которое
помещена материя. Такое понимание времени свойственно так называемой
субстанциальной концепции. Но в отличие
от материи, оно не обладает свойством
субстанции порождать различные тела, сохранятся в их основе при всех изменениях
тел. Ньютон считал, что как материя, так и время подвластны Богу, который является единственной
подлинной реальностью. «Он вечен и бесконечен, всемогущ и всеведущ, т.е.
существует из вечности в вечность и пребывает из бесконечности в бесконечность,
всем управляет и все знает, что было и что может быть» [18, с.660].
Существуют также концепции
времени, которые ставят его в зависимость от человеческого сознания. Известные
мыслители Д. Беркли (1685-1753 гг.), Р. Авенариус (1843-1896 гг.), Э. Мах
(1836-1916 гг.) выводили время из способности человека переживать и
упорядочивать события, располагать их одно возле другого.
И. Кант (1724-1804 гг.)
рассматривал время как априорную (доопытную) форму чувственного созерцания,
вечную категорию сознания. В качестве
аргумента он использовал ссылку на геометрию Евклида, неизменную в течение двух
тысячелетий. Внутренняя форма созерцания – время, на нем основана арифметика
(внешняя форма чувственного созерцания – пространство, на нем основана
геометрия)[10, с.135-136].
Время наряду с пространством,
движением, отражением и т.д. является
атрибутом материи, который играет важную роль в жизни людей. Надо иметь
в виду, что атрибуты материи не существуют в отрыве от материи в целом и,
следовательно, в отрыве от конкретных объектов, с которыми мы имеем дело в
повседневной жизни. Ф. Энгельс (1820-1895 гг.)
говорил: « … Бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие
вне пространства»[27, с.47], «Движение есть способ существования материи» [27,
с.55]. Согласно вышесказанному, движение, пространство и время взаимно
обуславливают друг друга таким образом, что изменение одного из них влечёт за
собой неизбежное изменение и других атрибутов.
Ф. Энгельс характеризовал
пространство и время как всеобщие формы
бытия. Он писал: « … Основные формы всякого бытия суть пространство и время»
[27, с.47]. В этой характеристике он указал на сходство пространства и времени,
но не на различия между ними.
В наши дни ряд современных
мыслителей В.П. Казарян, А.В. Коганов,
А.П. Левич, Д.А. Клеопов, А.Д. Арманд, А.Б. Гуларян и другие рассматривает
время как проявление бытия с точки зрения прошлого, настоящего, будущего и
покоящихся на них отношений «раньше», «одновременно», «позже», где данное
понятие выражает длительность и последовательность событий. Время представляет
собой единство прошлого, настоящего, будущего и характеризуется длительностью,
течением, открытостью.
В энциклопедических
изданиях время определяют как одну из основных
форм существования материи. Время - «одна из основных (наряду с пространством)
форм существования материи»[24, с.94]. Заметим, что и в других подобных
источниках понятие «время» трактуется аналогично [5, c.434-435; 23, с.94].
Наши знания постоянно
расширяются. Они будут возрастать и далее по мере проникновения во все более
тонкие и глубокие свойства природы. Сама же природа многообразна, изменчива и
неисчерпаема. Вместе с ней неисчерпаемо по своим проявлениям и время. Так что последнего
и окончательного ответа на вопрос «что такое время?» не существует.
Всё это свидетельствует о том,
что проблема времени подлежит дальнейшему исследованию.
Таким образом, историческими
причинами, которые побуждали мыслителей к исследованию времени, являются
многочисленные практические задачи, в решении которых на передний план
выступала «проблема времени». Её остроту люди понимали особенно в тех случаях,
когда они задумывались над конечным характером своей жизни.
Список литературы
1.
Августин, А. Исповедь.- М.:
Республика, 1992. 335с.
2.
Аристотель. Собрание сочинений в
4 т. / Ред. В.Ф. Асмус.- М.: Мысль, 1976. Т.1. 550с.
2.
Аристотель. Собрание сочинений
в 4 т. / Перевод, вступ. статья и примеч. И.Д. Рожанского. – М.: Мысль,
1981. Т. 3. 613с.
3.
Архимед. Сочинения / Перевод, вступит. статья и коммент. И.Н.
Веселовского. – М.: Физматгиз,1962. 639с.
4.
Большая советская энциклопедия / Гл. редактор А.М. Прохоров. – М.:
Советская энциклопедия, 1971. Т.5. 640с.
5.
Галилей, Г. Диалог о двух главнейших системах мира птоломеевой и
коперниковой / Перевод А.И. Долгова. М.-Л. Гостехиздат,1948. 379с.
6.
Галилей, Г. Сборник, посвященный 300 - летней годовщине со дня
смерти Г. Галилея / Под ред. акад. А.М.Деборина. - М.-Л. Изд-во Акад. Наук
СССР, 1943. 190с.
7.
Гегель, Ф. Энциклопедия философских наук. Философия природы. - М.:
Мысль, 1975. Т.2. 695с.
8.
Декарт, Р. Собрания сочинения в 2 т. Рассуждение о методе. - М.:
Мысль, 1989. Т.2.
10. Дмитренко, Н.М. Философия в
определениях. Кн.I Исходные посылки философии.-
Брянск: Издательство БГПУ, 1998. 168с.
11. Древняя Греция и древний Рим
/ Сост. А.И. Воронков. - М., Изд-во Акад. наук СССР,1961. 523с.
12. Кант, И. Сочинения в 6 т. /
Под. общ. ред. В.Ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1964. Т.3. 799с.
13. Лейбниц, Г.В. Собрание
сочинений в 4 т. / Ред. и сост.В.В. Соколов. – М.: Мысль, 1982. Т.1. 636с.
14. Ленин, В.И. Полное собрание
сочинений. - М.: Политиздат,1961.Т.18. 526с.
15. Лукреций. О природе вещей –
М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. 260с.
16. Материалисты Древней Греции.
Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. - М.: Госполитиздат, 1955.
239с.
17. Мифы народов мира.
Энциклопедия. (В 2 томах) / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: «Советская
Энциклопедия», 1987. Т.1. 671с.
18. Ньютон, И. Математические
начала натуральной философии / Перевод с латинского и комментарии А.Н. Крылова.
- М.: Наука, 1989. 688с.
19.
Платон. Собрание сочинений в 4 т. Парменид. - М., 1993. Т. 2.
20.
Платон. Собрание сочинений в 4 т. Тимей. - М., 1994. Т. 3.
21.
Прокл. Начала физики / Предисл., пер. и коммент. С. Месяц. – М.:
Греко-латинский кабинет Ю.А. Шигалина, 2001.
22.
Пушкин, А.С. Избранные сочинения. М., 1990. 654с.
23.
Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н.
Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Советская энциклопедия, 1983. 840с.
24. Философская энциклопедия /
Гл. редактор Ф.В. Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1983. Т.1. 704с.
25. Шекспир У. Полное собрание сочинений в
восьми томах. - М., 1960. Т.8. 632с.
26. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах
и конец классической немецкой философии. – М.: Политиздат, 1982.
27. Энгельс, Ф. Анти – Дюринг.
Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. – М.:
Политиздат,1983. 483с.