Крупенина Н.А., доцент кафедры социологии Восточноукраинского национального университета им. Владимира Даля. Украина, г.Луганск

 

Исследование феномена «интеллигенция» в  мировой социологии

В отличии от  дискуссии прошлого века касательно сборника «Вехи», сегодня споры вокруг феномена «интеллигенция»  приобрели очертания интерпретаций его сущности и социальной значимости. В украинской социологии, как совершенно справедливо отмечает О.К.Степанова[1], изучаются проблемы интеллигенции в плане стратификационного анализа общества, не иссякает открытая полемика по теоретико-методологическим проблемам определения сущности  понятия «интеллигенция». Однако вызывает некоторое удивление утверждение автора на предмет того, что «…понятие «интеллигенция» западными авторами к реалиям западного же общества практически не применяется. Вообще, за рубежом, особенно в англоязычной трактовке, понятие «интеллигенция» - отнюдь не «звучит гордо». В нем содержится некоторая толика негативной оценки.»[2].

Достаточно известен тот факт, что значительное число украинских и российских социологов как в прошлых так и в современных исследованиях утверждают, что интеллигенция – сугубо русское явление, которое не имеет аналогов в других культурах. В качестве одного из аргументов служит тот факт, что в иноязычных словарях слово intelligentsia сопровождается этимологической ссылкой  Rus, которая свидетельствует о том, что оно заимствовано из русского языка [3]. Этой же точки зрения придерживается ученый из Англии И.Берлин, который описывает интеллигенцию как самый великий вклад России в мировую цивилизацю[4]. Однако, с этим соглашаются не все исследователи. Проведенный нами анализ литератури свидетельствует, что социальный феномен «интеллигенция»- это явление общечеловеческое. Его сущность исследуют целий ряд зарубежных социологов. Так, в 80-х годах опубликованы  работы ученых Индии и Южной Африки.  В конце  90-х годов научной темой  Венгерского Института социологии и социальной политики  стала «История венгерской интеллигенции и движения интеллигенции». Британский социологический журнал в 1994г., 2002г. опубликовал ряд статей, касающихся сущности интеллигенции как этнического образования. В начале 2000-х годов вышли в свет работы  еврейских  ученых относительно феномена интелигенци, которые были созданы в рамках исследовательского проекта  Центра социальных исследований  им. Шайна в Иерусалиме [5].

 Представляют определенный научный интерес  исследования профессора Питера Баехара,  которые проводились в рамках Гонконгонского проекта Центра азиатских тихоокеанских исследований и по результатам которых опубликована «Философия и  социология  интеллигенции» [6]. Но, завершая этот незначительный по объему анализ публикаций, считаем необходимым уточнить, что еще в 30-е годы Карл Манхейм(1936)  писал, что  разделенное  на классы общество содержит социальную страту для тех людей, чей капитал содержится в их образовании. Так как эта страта пополняется людьми из разных классов, то она будет содержать значительные противоречия. Таким образом, социальное положение интеллигентов не просто вопрос  их классового происхождения, их многообразие представляет «потенциальную энергию» членам интеллектуальной страты»[7].  Интеллигенция на Западе никогда не была маргинальной прослойкой,  ей не нужно было прятаться  на «интеллигентских кухнях». Образованный человек в западных странах связывает свободу с законом и верностью традициям. В отличии от Запада и Востока, где интеллигенция находится «над классами» («страта, которая парит»),  в постсоветских государствах она продолжает находиться «между классами».

Особая проблема в мировой социологии выкристализовывается в плане соотношения интеллигенции с другими широко признаваемыми социостратификационными определениями  в научной лексике: «специалисты», «белые воротнички», «интеллектуалы» и пр. Четкое распределение их в стратификационной системе –  задача для социологов ХХ1 века.

На наш взгляд не лишено логики и использование в современной социологии (с учетов последствий глобализации) культурологических подходов определения интеллигенции в качестве маргинального слоя образованных людей, которые не могут определиться между ценностями Востока и Запада. В качестве иллюстративных примеров  возможно использование работ  профессора Саида Хусейна Алата  малайського Интститута мира и Цивилизаций и малайской ассоциации социологов («Исследование роли интеллигенции в постколониальных обществах третього мира»); Радж С. Мохана (Индия) «Интеллектуалы и интеллигенция»; Чанг Джиу-Шаня «Интеллигенция в условиях культурных изменений Китая, Гонконга и Тайваня [8]. В таком случае мы смеем предположить, что будет обоснованным наложение на  социальную реальность, по определению О.К.Степановой  теоретических схем социологов чикагской школы (Р.Парка, Э.Стоунквиста и др.), которые изучали проблему «культурного конфликта» и связанного с ним формирования маргинальных личностей.

Таким образом, в целом для современной украинской социологии в условиях объективно существующей глобализации представляется достаточно обоснованным научный интерес к изучению интеллигенции в мировой социологии. Кроме того, не учитывая факт духовной эволюции человечества, включая и наших соотечественников, опираясь на «незыбленность» существующих в социологии понятий, в том числе это относится и к интеллигенции, мы можем спровоцировать прерывание естественной эволюции и наступление времени «черни и необразованного хама» [11].

 

 

Литература

1.Степанова О.К. Интеллигенция: конкуренция локализаций в символическом пространстве.-www/olgastepanova.ru.

2.Там же.

3.См., например, Gordon Marshall. F Dictionary of Cosiologe.-HighBeam Research.-Oxford.-www.encyclopedia.com/doc/1088; Wikipedia ,the free encyclopedia.-en.wikipedia.org/wiki/Intelligentsia/.

4.Thinkers: Russia s sntellectusls comout of the big sleep.-London,2007.-www.highbeam.com (reg)reg1.

5.Craid Charney. Thinking of revolution: the new South African intelligentsia. Monthely Review, Dec<1986.-http://findarticles/mi_m1132/is.; Rag P.Mohan. The Mythmaker: Intellectuals and intelligentsia .- Westrop, Ict.: Greenwood Press,1987;.Eotvos Lorand Univesuty.-http://www/Caesar.elte.hu/elte/sociology ; См.: The British Intelligentsia. McClelland.twentieth Century Brit Hist.1994.-5.-391-397 (tcbh.oxfordqoumals.org/c gi/content/citation); Rapoport T.,Lomsky-Feder, E.,2002 (eskol.hugi.ac.il/Lomsky-Feder); Michael Keren. Intelligentsia in Israel //International Gournal of the Sociologe of Law.-vol.26,1998; Эпштейн Д.Алекс. Генезис израильской интеллигенции и развитие гражданского общества в стране //Время искать.-2001.-№5.-С.61-81.

6.См.: http://www.hkbu.edu.hk/-hktp.

7.Mannheim Karl. Ideologe and Utopia:An Infroduction to the Sociologe of Knowlend.-www.bolender.com/Sociological/Mannheim/.

8.Syed Hussein Alatas «Sociology».-www.sociologysingapor.org /2007/]; Raj P.Mohan. The  Mythmaker:Intellectuals and the intelligent (Westport,Ict.:Greenwood Press,1987; Gui-shan Chand. Intelligentsia in Modulating Cultural Changes in Contemporary. М.,1992, С.81-105.

China.-www.sociology.unimelb.edu.au /people/chang.html.

9.Мережковский Д.С. Грядущий хам / В сб.: Интеллигенция – Власть – Народ М.,1992, С.81-105.

*