Психология и социология /13. Современные
технологии социологических опросов
К.соц.н.,
Махиянова А.В.
Казанский
государственный энергетический университет, Россия
Интернализация и социализация
личности: категории и проблематика изучения
Если взглянуть на современное общество со
стороны, то первое, что можно отметить, это его постоянное движение, изменение, усложнение и дифференциацию. Какие бы
процессы ни изучать в социологическом исследовании, например,
стратификационные, социокультурные,
коммуникационные, в том числе и процессы социализации, еще сто лет назад многие
из них считались традиционными, неизменимыми. В настоящее время можно констатировать их существенное
преобразование.
В современном обществе происходят разносторонние
структурные изменения, которые затрагивают как функционирование социальных
институтов и общностей, так и традиционные рычаги воздействия на личность.
Строгая регламентация его жизнедеятельности как обществом, так и близким
окружением уходит в прошлое. В целом можно говорить о новых векторах и
стратегиях социализации и интернализации, которые необходимо изучать с помощью
прикладных исследований.
В целом
социологи используют термин «социализация» для обозначения процесса, на основе
которого индивиды обучаются посредством социальных норм. Социализация
рассматривается как источник
существования и развития общества, так как с помощью нее происходит передача
культуры от поколения к поколению. Однако указанное понимание не столь
однозначно, так как социализация рассматривается как интернализация социальных
норм. Иными словами, социальные нормы и правила не просто навязываются индивиду
из внешней среды, они постепенно становятся частью его внутреннего «Я».
Вследствие этого личность ощущает потребность соответствовать социальным
нормам.
Социализация
изучается и как неотъемлемый элемент взаимодействия. Данное понимание строится
на положение о том, что люди стремятся к укреплению своего представления о себе
посредством достижения одобрения и определенного статуса в глазах других людей.
В этом случае социализация осуществляется по мере приведения своих
собственных действий в соответствие с ожиданиями других индивидов [2, 430–431].
Под
социализацией также понимается процесс и результат усвоения индивидом
определенной системы знаний, ценностей, норм, позволяющих ему функционировать в
качестве полноправного представителя общества. Она включает как методы
социально-организованного и контролируемого влияния на личность со стороны
общества и его структур (систем образования, воспитания и т.д.), так и
стихийное воздействие с их стороны. В целом социализация не кратковременный
процесс, так как продолжается всю жизнь человека [4, 366].
Более
широкое видение социализации представлено в энциклопедии по социологии. В ней
она рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и
воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного
включения в общественную жизнь социокультурного опыта, филоонтогенетического
формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его
становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта
социокультурных практик социума.
Социализация
есть процесс усвоения социальных ролей и образцов поведения, которые позволяют
ему претендовать на занятие определенных социальных позиций и социального
статуса, овладение ценностями, символами, традициями и т.д. В то же время, она
предполагает приобретение собственного социокультурного опыта и личной
(социальной, этнической и т.д.) идентичности. При этом подчеркивается, что
социализация представляет собой двухсторонний процесс, в котором от общества к
личности идет трансляция необходимых для усвоения содержаний норм, ценностей и
осуществляется целенаправленное, а отчасти стихийное воздействие и социальный контроль.
В то же время на уровне личности происходит принятие и овладение
социокультурным опытом, за счет которого формируются личностные структуры.
Большую роль в развитии общества играет успешность социализации, поэтому ее
можно рассматривать как системообразующий процесс, наряду со стратификацией и
институциализацией [3, 939-940].
Присутствует
у социологической науки свой подход и к определению термина «интернализация». В
самом общем виде под интернализацией понимается процесс перехода знания из
субъективного в объективное, после которого оно может быть передано следующим
поколениям. При переводе с латинского interims означает
внутренний и трактуется как процесс освоения внешних структур, в результате
которого они становятся внутренними регуляторами.
В психологии
это, в первую очередь, процесс превращения внешних реальных действий, свойств
предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности
через усвоение индивидом выработанных в обществе норм, ценностей, верований,
установок, представлений и т. д. Его используют для
описания процесса, посредством которого объекты внешнего мира получают
постоянное психическое представительство, т.е. посредством которого восприятия превращаются в образы, формирующие часть нашего психического
содержимого [1, 18].
В педагогике
интернализацию изучают как способ для мотивации в процессе обучения.
Отмечается, что при интернализации происходит усвоение ценностей до такой
степени, что они определяют поведение человека в процессе обучения.
В
культурологии интернализация используется
для обозначения процесса освоения индивидом или группой людей социальных
ценностей, норм, установок, стереотипов, принадлежащих тем, с кем она , он или
они взаимодействуют. В результате структуры, внешние по отношению к личности,
превращаются в ее внутренние регуляторы поведения [5, 32].
В социологии
под интернализацией понимается процесс, в ходе которого индивид познает и
принимает в качестве обязательных социальные ценности и нормы поведения,
характерные для его социальной группы или более широкой общности [2, 103].
Таким
образом, социологическая наука не отличается единообразием в понимании и
толковании терминов «социализация» и «интернализация», хотя и имеет свой подход
к их использованию. И здесь стоит отметить, что как определение социализации,
так и характер применения данных терминов определяются спецификой социологии
как науки. Здесь в первую очередь речь идет о ее полипарадигмальности,
множественности направлений, теорий и концепций. Во-вторых, понятийный аппарат
социологии находится в постоянном
изменении и развитии, обогащается и усложняется по мере развития самой науки.
Появление новых направлений сразу рождает иные трактовки исходных терминов.
Литература:
1.
Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа: Пер. с англ. Л. В. Топоровой,
С.В. Воронина и И.Н. Гвоздева / Под ред. С.М. Черкасова. – СПб.:
Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. – 320 с.
2. Социологический словарь:
Пер. с англ. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер / Под ред. С.А. Ерофеева. –
2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2004. – 620 с.
3. Социология: Энциклопедия /
Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В.
Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1230 с.
4. Учебный социологический
словарь с английским и испанскими эквивалентами / Под. ред. А.И. Кравченко. –
4-е изд., пререраб. – М.: Экзамен, 2001. – 512 с.
5. Хоруженко К.М. Культурология:
энциклопедический словарь / Хоруженко К.М. – Ростов-на-Дону, 1997. –
283 с.