в преподавании предмета «Гармония»
студентам специализации «Теория музыки»
в музыкальных училищах и колледжах искусств
Курс гармонии является профилирующим для специализации «Теория музыки» и входит в комплекс государственного экзамена по «Теории музыки». Специфика предмета заключается в практической направленности и межпредметных связях с целой группой специальных дисциплин – сольфеджио, музыкальная литература, анализ музыкальных форм.
Программные требования предполагают не только приобретение теоретических знаний и практических навыков гармонического анализа, гармонизации мелодий, игры на фортепиано, но и овладение логикой музыкального мышления, формирование жанровой, стилевой и музыкально-исторической ориентации, развитие творческих навыков в сочинении одночастных композиций. В конечном итоге, т. е. на государственном экзамене, студент должен продемонстрировать свободную ориентацию в этих вопросах, интегрирующий характер выводов и обобщений и целый ряд периодов собственного сочинения.
Остановимся на внедрении в учебный процесс жанровых и стилевых элементов, сближающих практические задания с художественными формами музыкальной деятельности и способствующих осуществлению интегративных процессов. Локальное применение этих элементов необходимо на каждом занятии (например, при выполнении гармонического анализа), но можно выделить темы, в которых они приобретают особо весомое, обобщающее значение. Одной из первых может быть тема «Трезвучие VI ступени», изучаемая во втором семестре.
Помимо обязательной игры гармонических схем студентам предлагается сочинить малую форму (период), используя трезвучие VI ступени и опираясь на жанровые фактурно-ритмические модели. Эти модели включают характерные особенности некоторых жанров: образное содержание, лад, темп, метр, интонационный строй, мелодический, ритмический и фактурный рисунки. Не претендуя на всю полноту и разнообразие жанровых проявлений, эти модели служат студенту конкретной опорой в практической работе. В приводимой ниже схеме первый такт – исходный аккордовый материал, все остальные – его жанровые претворения, выполненные с сохранением норм голосоведения:
Студентам предлагается гармоническая основа первого предложения (на выбор):
Т – Д2 | Т6 - VI |S – II(II6) |К46 – Д7 | VI___________________________________
Д6 – Д56 |Т – VI |II – II2 |Д56 – Д7 | VI____________________________________
Сначала сочиняется первое предложение по избранной модели, затем намечается продолжение аккордовой схемы и досочиняется второе предложение. В процессе работы следует позаботиться об общей художественности целого, естественности мелодической линии и фразировки, стилевом единстве обоих предложений, создании кульминации во втором предложении, нормативности аккордового голосоведения, выдерживании признаков жанра. На заключительном этапе работы преподаватель помогает обнаружить и устранить стилевые шероховатости, отшлифовать художественные детали.
Работа по жанровым моделям подразумевает предварительные этапы работы с неаккордовыми звуками: теоретическое ознакомление студентов с их простыми формами в курсе теории музыки и на вводном занятии по гармонии, закрепление навыков их анализа в нотном тексте, игра последовательностей с простыми формами неаккордовых звуков в мелодии. Слуховое усвоение неаккордовых звуков происходит также при записи четырехголосного диктанта в параллельном курсе сольфеджио, например:
Гармонизация мелодии с неотмеченной неаккордикой (в ограниченном количестве) возможна на аудиторных занятиях и под руководством преподавателя; легче и результативнее придать задаче жанровый облик, например, сицилианы и гармонизовать за фортепиано, анализируя и разделяя на фразы и гармонические обороты. Подобные задания можно предлагать время от времени, сохранив основной упор на обычные задачи и обязательно объявляя о присутствии неаккордовых звуков. Гармонизация за фортепиано активизирует слуховую работу и способствует глубокому усвоению материала.
Практическая работа с неаккордовыми звуками, проводимая в отдельных формах с начала курса гармонии, с одной стороны, придает упражнениям более мелодичный и художественный характер, а с другой – существенно облегчает плановое, углубленное изучение этой сложной темы на третьем курсе. Объем и сложность программного материала третьего курса значительно превосходит таковой на втором курсе, поэтому опережение в отдельных формах представляется уместным и необходимым.
Таким образом, работа с жанровыми моделями и неаккордовыми звуками носит опережающий характер и направлена на конечный результат.
Стилевой аспект проявляется в таких формах, как гармонический анализ и обобщение его результатов, стилевая экспертиза. Например, в теме «Трезвучие VI ступени» анализируются следующие произведения:
· И. С. Бах. Хоралы №№101-102, прелюдии cis-moll (1ч.), e-moll (закл. ч.) из I тома «Хорошо темперированного клавира»;
· Й. Гайдн. Соната №53 (Iч.), №37 (IIIч., эпизод);
· В. А. Моцарт. Фантазия d-moll (заключение Iч.);
· Л. Бетховен. Соната №7 (IIIч., рефрен);
· Ф. Шуберт. Соната A-dur (IIч.), экспромт №3;
· Ф. Шопен. Мазурка ор.17 №4, прелюдия №20, баллада №1;
· Ф. Лист. Утешение №4 (Iч.);
· Э. Григ. Иллюзия (I период). Шествие гномов (ср. раздел).
Анализ включает определение не только аккордов и типов оборотов, но и роли VI35 в создании музыкального образа и в формообразовании. Обращается внимание на стилевой контекст: уровень эмоциональной экспрессии, соотношение объективности - субъективности высказывания, предсказуемости - неожиданности развертывания, преобладание колористических либо функциональных качеств гармонии. Существенное стилевое значение имеет склад, фактура, мелодика и интонационный строй, ритм гармонии, фактурно-ритмический рисунок, жанр и возможные жанровые модуляции. Обобщение результатов гармонического и стилевого анализа производит преподаватель:
а) одинаковые гармонические обороты (I-VI-IV) используются в разные эпохи в различном стилевом контексте, вносящем индивидуальное звучание;
б) доклассической (баховской) гармонии свойственны экспрессия и большее разнообразие, чем гармонии классической; типична динамизация заключительных кадансов разнообразными прерванными оборотами, дополнениями и расширениями (ретардационные кадансы), не имеющая аналогов у современников Баха; гармоническое многообразие возникает вследствие полимелодической (полифонической) организации ткани;
в) классицизму присущ лаконизм, стремление выразить главное через минимум необходимого и достаточного, поэтому в музыке венских классиков «отобраны» из предыдущей эпохи только универсальные варианты оборотов, в том числе и прерванных (почти исключительно как сочетание V-VI); гармония имеет подчеркнуто функционально-динамичный характер и выполняет активную формообразующую роль;
г) в музыке романтизма гармония подчеркнуто фонична, колористична, что обусловлено культом чувства, эмоции; усиливается значение медиант; функция аккордов становится неоднозначной, т.е. один аккорд может использоваться в различных функциональных значениях (VI6 в качестве субдоминанты и тоники, VI2 – в роли кадансового квартсекстаккорда); эти явления нередко возникают как результат мелодизации голосов фактуры.
Стилевая экспертиза является наиболее интегрирующей формой работы, интригующей студентов элементом неизвестности, загадки. Она проводится в виде слухового анализа фрагментов из неизвестных студентам произведений (произведение и автор не объявляются). Цель задания заключается в свободном оперировании полученными представлениями и навыками, развитии умения рассуждать, улучшении слуховой ориентации в известных стилях. Каждый студент имеет перечень вопросов и таблицу наиболее распространенных жанров. Во время прослушивания студенты записывают возникающие соображения. Перечень вопросов направляет рассуждения студентов в русло конструктивности и целенаправленности и может быть следующим:
· определите образный строй музыки, соотношение объективного и субъективного начал, уровень эмоциональной «температуры»;
· обратите внимание на характерные мелодические интонации, особенности тематизма и фактурного изложения, определите гармонические обороты с VI35 в повторяемых участках;
· определите стилевую принадлежность (барокко, венский классицизм, романтизм, современная музыка), гипотетически авторскую принадлежность (возможно, но необязательно);
· обратите внимание на исполнительский состав и определите возможные варианты жанровой принадлежности.
Прослушиваются фрагменты произведений, контрастных по
характеру, различных по жанру и
стилевой принадлежности, например:
·
Ф. Шуберт.
Соната №5 a-moll, IIч.(I разд.);
·
И. С. Бах.
Прелюдия b-moll из I тома ХТК (заключительный раздел);
·
Эндрю Ллойд Уэббер. Реквием, Pie Jesu.
Обсуждение итогов слуховой экспертизы проводится коллективно. Дополнительными вопросами уточняющего
характера преподаватель направляет дискуссию. Выводы могут быть приблизительно
такими:
а) первый
фрагмент принадлежит романтической эпохе, что проявляется в загадочной двуплановости тематизма,
лирически-экстатическом тоне высказывания,
внезапных психологических переключениях, красочности гармонических
сопоставлений; жанровые варианты – ноктюрн, экспромт, соната (медленная
часть); гармонический оборот Т-Д6-VI-Д56-Т;
б) второй фрагмент принадлежит эпохе барокко, вероятнее всего И. С.
Баху; ему присущ глубокоэтичный и одновременно скорбный тон высказывания,
полифоничность фактуры, типичные мелодические интонации, расширенная
каденционная зона, прерванный оборот Д7-VI2 в
кульминации; жанр – прелюдия;
в) третий пример
– из оркестрово-хорового жанра, возможно это месса или оратория; если месса, то
возможно это Agnus Dei или Benedictus;
в мелодии очевидны интонации вокальных эстрадных жанров (возможно мюзикла),
присутствуют несложные элементы джазовой гармонии (Т-VI7-II7-Д7-Т); музыка кажется
современной, в ней ощущается сплав серъезного и легкого жанров.
Трудно переоценить значение стилевого (слухового) анализа, расширяющего
кругозор студентов, сближающего учебную
форму работы с музыковедческой деятельностью и способствующего воспитанию
профессионализма. Эта форма может проводиться и на занятиях сольфеджио, и со
студентами других специализаций с соответствующей коррекцией музыкального
материала.
В заключение
отметим, что изложенные выше методы были апробированы на протяжении 2008 – 2009
учебного года в работе со студентами II курса специализации «Теория
музыки». В результате было проведено открытое занятие «Трезвучие VI
ступени в практических формах работы и в стилевом аспекте» в рамках
мастер-класса на V Всеукраинской научно-практической конференции «Мистецька освіта в Україні: традиції, сучасність, перспективи», состоявшейся в марте 2009г. в г. Луганске.
Литература:
1.
Бершадская
Т. С. Лекции по гармонии / Татьяна Сергеевна Бершадская. – Л. : Музыка, 1985. –
237 с.;
2.
Мазель
Л. А. Проблемы классической гармонии. / Лео Абрамович Мазель. – М. : Музыка,
1972. – 615 с. ;
3.
Назайкинский
Е. В. Стиль и жанр в музыке / Евгений Владимирович Назайкинский. – М. : Владос,
2003. – 248 с.;
4.
Этингер
М. А. Раннеклассическая гармония / Марк Аронович Этингер. – М. : Музыка, 1979.
– 310 с.