Брежнева Анастасия Борисовна
Курский Государственный Университет
Проблема
мышление в дизайне одежды.
Мышление — это реальность, а соответственно, и
категория культурно-историческая. В культуре известно огромное число
разновидностей мышления, и эти виды классифицируются по разным основаниям,
которые, кстати сказать, далеко не всегда эксплицируются. Ограничимся наугад
взятыми примерами: обыденное — научное; формальное — содержательное;
ассоциативное — структурное; логическое — пралогическое (синкретическое);
реалистическое — аутистическое; рассудочное — разумное; эмпирическое
(практическое) — теоретическое; рациональное — иррациональное (магическое);
рассуждающее — интуитивное; непосредственное (неосознаваемое) — рефлексивное;
репродуктивное — продуктивное (творческое); нормальное — патологическое
и т. д. Любая из этих разновидностей по своей направленности может
быть либо разрушительной, либо созидательной, конструктивной.
Различия внутри пар достаточно условны. Психолог и
психопатолог Б. В. Зейгарник считал , что патология мышления часто
встречается за пределами психиатрических клиник, и это нормально.
М. Цветаева писала об этом же: Уровень бреда выше, уровня жизни.
Попытки наблюдения за процессом мышления неизбежно
прекращают его. Конечно, кое-что из деталей процесса мышления остается в
непроизвольной памяти, но их, как правило, недостаточно, чтобы полно
реконструировать процесс в целом. Такая ситуация характерна не только для
мышления: «И в научном методе, и в житейской практике люди сначала научаются
ходить, а лишь много времени спустя отдают отчет, как им это удалось» .Если
отдают? Многие выдающиеся мыслители вовсе не задаются вопросом, что значит
мыслить. Для них это так же естественно, как дышать.
Мышление сродни искусству, чудо которого также
сопротивляется пониманию и познанию. В парадоксальной форме нечто подобное
выразил Н. Бор.
Сказанное выше свидетельствует о том, что пути к мысли
могут быть разными. Мышление обладает огромным, избыточным числом степеней
свободы. Оно, вообще, представляет собой свободное явление, поэтому оно так
трудно для изучения и понимания. Человек ведь может позволить себе помыслить
любую чушь, выдвинуть любую, самую нелепую гипотезу. Но благодаря этому он
иногда приходит к дельной мысли. Значит, свободное мышление порождает вполне
определенную, твердую мысль, которая, в свою очередь, ограничивает степени
свободы породившего ее процесса мышления. Поэтому наука не может развиваться, а
ученые не могут размножаться в неволе. Развитие мышления также требует свободы.
Разумеется, в дидактических целях свобода мышления может ограничиваться, но
после усвоения тех или иных мыслительных приемов и правил оно вновь должно
отпускаться с короткого поводка
Функция мышления -
расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.
Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано
непосредственно в восприятии.
Задача мышления -
раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от
случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции
обобщения и планирования.
Мышление - это целенаправленное,
опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и
отношений вещей. Мышление - это активный
процесс, направленный на постановку проблем и их решение. В мышлении, в
понятиях отсутствует непосредственная связь с вещами. Мы можем понимать и то,
что не в состоянии воспринимать.
Специальное устройство наших органов чувств и их небольшое число потому
и не ставят абсолютной границы нашему познанию, что к ним присоединяется
деятельность теоретического мышления. "Око видит далеко, а мысль еще
дальше", - гласит народное изречение. Наша мысль, преодолевая видимость
явлений, их внешнее обличье, проникает в глубь объекта, в его суть. Исходя из
данных чувственного и эмпирического опыта, мышление может активно соотносить
показания органов чувств со всеми уже имеющимися знаниями в голове данного индивида.
Известно, что человек,
выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет
научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно таким является
мальчик Виктор, выросший в джунглях и описанный Ж. Годфруа. Таким образом,
навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии
среды - человеческого общества.
Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредствованным познанием.
Для активизации мышления служат проблемные ситуации.
По самому своему существу мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны (хотя и необходимы) для их достижения. Такие ситуации называются проблемными. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.
Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний.
Мышление – это искание и
открытие нового. Как считает А.В. Брушлинский, в тех случаях, где можно
обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и
навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышление попросту не
требуется.
С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит к
обобщенному, теоретическому мышлению в понятиях. Появляются и развиваются
абстракции числа, пространства и времени. Большую роль в развитии способности к абстракциям сыграло возникновение и формирование языка в целях
общения. Исходной и ведущей формой абстрактно-мысленного отражения объектов
является понятие. Понятие-идея - это образ будущего предмета (или
предметов, ситуации), продуцируемый с целью
его реализации в практической деятельности субъекта.
В настоящее время
лишь немногие знают о том, что способность человека к творчеству определяется
абсолютной математической необходимостью, связанной с тем, что человеческое
восприятие действует по принципу самоорганизующихся информационных систем. В
таких системах творчество — необходимый элемент, так же как и провокационные
идеи.
Самый существенный признак, отличающий мышление от других психических
процессов, - направленность на открытие новых знаний, т. е. его продуктивность.
Развивать мышление – это значит развивать все виды и
формы мышления и стимулировать процесс перерастания их из одних в другие, практически-действенное - выделять
существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных , наглядно- образное -развивать умения,
словесно-логическое- находить главные связи и отношения вещей и явлений
окружающего мира, эмпирическое- доказывать истинность своих суждений и
опровергать ложные умозаключения теоретическое, репродуктивное, продуктивное-
излагать свои мысли определенно, непротиворечиво и обоснованно, интуитивное,
дискурсивное,- формировать и совершенствовать мыслительные, творческое- что-то
совершенно новое, оно устанавливает новые взаимосвязи, композиционное- видеть и
устанавливать взаимосвязь хаотичных предметов
Особенно продуктивно
оно развивается в учебно-познавательной деятельности. Нацеленностью на развитие в мышлении буквально пронизан весь процесс профессионально – педагогической
подготовки будущих учителей. Процесс мышления неотрывно связан с деятельностью
индивида.
Успешное решение
комплекса педагогических задач, под силу только педагогу с высокоразвитой
организации мыслительных операций.
Поэтому наиважнейшей
задачей каждого учебного предмета является задача развития мышления студентов
педагогических вузов.
История формирует наглядно-образное, абстрактное,
словесно-логическое мышление, а математика - словесно-логическое
и наглядно-действенное, художественное
и композиционное мышление, в их продуктивных формах успешно формируется
на предметах художественно – эстетического цикла на рисунке, живописи, графике
на занятиях по композиции.
Именно дисциплина « композиция» вооружает
будущего учителя изобразительного искусства знаниями законов, правил и приемов
композиции, которые позволяют находить гармонию цвета, формы, решать проблему
художественного образа.
Великолепным средством развития
композиционного мышления художников – педагогов является дизайн костюма.
Мода, как архитектура – вопрос пропорций,
мода проходит, стиль остается -
говорила Коко Шанель. Эти высказывания только подтверждают. Что костюм это
полноценное художественно – эстетическое явление, полностью соответствующее
требованиям произведения искусства.
Процесс « сотворения» костюма, как процесс
создания любого другого произведения искусства сложный, и достижения в нем
совершенства добиваются лишь истинные художники.
Начинается работа над созданием костюма с
идеи, замысла и до практического воплощения этой идеи художник проходит долгий
и творческий путь.
Наброски и композиционные поиски нацелены нарушения
зада стиля, определения точных пропорций, соподчинение элементов – главному,
выявления композиционного центра в изделии, нахождение линий подчеркивающих
динамику и передающих движение или наоборот, выявляющих статичность и
торжественность образа. Все это требует знаний законов и средств композиции и
великолепно развивает композиционное мышление.
Не менее важным и значимым этапом в
создании художественного образа в костюме является поиски решения. Такие композиционные
категории как контраст – нюанс, цветовая целостность и гармоничность, подчиненность
всех элементов единому идейному замыслу. Предполагает наличие высокого уровня
композиционного мышления у студентов.
Каждый дополнительно введенный элемент аксессуаров
лишь подчеркивает и усиливает звучание авторского стиля, расставляет последние
акценты, завершает художественный образ.
И так процесс создания костюма начинается с
вынашивания замысла, сопровождающегося бурной фантазией и вдохновением художника. Воплощения замысла
осуществляется по правилам композиции -ритм, композиционный центр, симметрия,
асимметрия, а также приемам
композиции - монументальность, диагональность
направления и средствами композиции -линией,
точкой тональным и цветовым пятном. На завершающем этапе главенствующими
выступают: цвет, фактура, текстура.
Но даже если будущей педагог – художник овладеет всеми
знаниями в практической работе мы не можем уверенно говорить о высоком уровне
развития композиционного мышления личности будущего учителя изобразительного искусства. Потому что будущей
педагог – художник должен быть профессионально готов обучать этому искусству
детей. И то, насколько в процессе овладения композицией костюма студент
приобретает педагогические и методические знания и умения, настолько мы можем судить о его профессиональной
готовности к работе с детьми. А потому композиционное мышление будущего учителя
изоискусства должно быть пополнено и воедино слито с его педагогическим
мышлением.