Одесский Национальный Университет имени И. И.
Мечникова, Украина
Уже ушёл в прошлое
бурный ХХ век, принесший человечеству невиданный скачёк прогресса, немыслимый
до этого демографический взрыв и огромные проблемы, связанные с этими и другими
явлениями. Наступает время, когда мыслители должны проанализировать минувшее столетие, которое отличалось неоднозначностью
и огромной массой противоречий.
К конвергентным
процессам относятся такие процессы, которые возникают, либо актуализируются в
середине ХХ века в религиозной жизни : «конвергентными процессами» в
современном понимании этого термина можно считать как те, которые присущи более чем одной религии, так и те,
которые свидетельствуют про тенденции сближения социальных, доктринальных и
организационных позиций между двумя или более религиями.» (10, с.38)
Нет сомнений, что слово «глобализация»
знакомо подавляющему числу людей не только в нашей стране, но и во всём мире.
Понятие «глобализация» используют при освещении культурных, экономических, политических, религиозных, научных и прочих
проблем.
Глядя на данную
ситуацию с философской точки зрения, закономерно возникает вопрос: что же
означает это понятие?
В проанализированной
литературе по данной проблеме, которой в русскоязычной и украиноязычной науке
существует огромное множество, нет однозначного ответа на этот вопрос. А,
вернее, существует огромное количество определений и интерпретаций понятия
«глобализация».
В рамках концепции конвергенции понятие
«глобализация» отделяется от других схожих понятий, которые в литературе
«примешиваются» к понятию
«глобализация», эти понятия размежевываются в рамках концепции конвергенции как
самостоятельные понятия и процессы. К ним можно отнести: велитизацию
(стремление к созданию одной религии), американизацию, экуменизм, виртуализацию
(увеличению роли кибернетических средств в религиозной жизни), диалог.
Под глобализацией (от
фр. GLOBAL-земной шар) можно понимать процессы и явления,
выходящие за пределы одного государства.
Можно предположить, что глобализация
является значимым и неотъемлемым явлением, которое формирует современную
цивилизацию, называемую глобальным миром.
Все, или почти все
религии признают существование глобализации как явления. Например, Русская
Православная Церковь, объявила свою официальную позицию по социальным
(светским) проблемам в основе Социальной Концепции РПЦ. Среди 16-и проблем,
которые РПЦ называет актуальными, есть и проблема глобализации. Кроме
православных церквей, глобализацию признают все мировые религии: Христианство
(Протестантские церкви, Римо Католическая Церковь), Ислам, Буддизм.
Глобализация
воспринимается религией исключительно как вызов. Причинами этого тут может
рассматриваться: 1.консервативность религий; 2.независимость процессов
глобализации от религий; 3.возможная угроза снижения влияния, и даже
существования религий.
Религия принимает этот вызов и отвечает на него а, следовательно,
участвует в процессах глобализации.
Но, несмотря на официальные церковные
документы, упоминающие данную проблему, религии не дают однозначного
определения, с которым они могли бы работать.
Для наглядности я предлагаю краткий обзор
некоторых мнений. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (РПЦ МП),
отождествляет глобализацию с «Вестернизацией» и «Американизацией». Вселенский
Патриарх Варфоломей, видит в глобализации рост экономической взаимозависимости,
а задачу церкви ставит направить глобализацию в русло православной морали. Отец
А. Иляшенко (РПЦ МП) приводит к единому знаменателю экуменизм и глобализацию.
Епископ Венский и Австрийский Иларион, под глобализацией понимает единую систему
ценностей . Патриарх Кирилл (РПЦ МП), обозначает проблему определения понятия,
и призывает РПЦ решит её. Но, тем не менее, указывает на то, что под
глобализацией следует понимать проблему внедрения либеральных ценностей.
Из представленного
обзора становится ясно, что глобализация для религии проблема животрепещущая, и
решение этой проблемы необходимо, но единого мнения (даже в рамках конфессии)
по вопросу определения нет. Выработка этого мнения необходима. Для того чтобы
противостоять вызову, необходимо знать, что это за вызов.
По отношению к
глобализации, представителей религии и представителей различных конфессий,
можно разделить на три группы.
1.
Глобалисты. Точка зрения
данных представителей на глобализацию положительна, они готовы активно пользоваться плодами глобализации и
активно участвовать в этом процессе. К
глобалистам можно отнести: протестантов (особенно американского происхождения),
буддизм махаяны, японские буддисты в глобализации видят создание 3-ей цивилизации,
основанной на заповедях буддизма.
2.
Умеренные Глобалисты. Их
точка зрения сводится к тому, что процесс глобализации необходимо изменять и
приспосабливать с помощью религиозных установок. К таковым можно отнести:
позицию РПЦ и Римо Католической Церкви, представленную в официальных документах;
3.
Антиглобалисты видят в
глобализации опасную угрозу, и предлагают с ней бороться. К таковым, в первую
очередь относятся религиозные фундаменталисты и радикалы от различных
религиозных организаций;
Т.о. мы видим, что процесс выработки
отношения религий к глобализации развивается, и еще не окончен.
Глобализация, выходя за рамки государств,
за рамки конфессий, религий вот уже на
протяжении более полувека порождает их вынужденное взаимодействие. Религии оказались перед мощнейшим
вызовом, которого не существовало раньше. Глобализация явила миру, к концу ХХ
в., качественный скачек, навсегда изменивший мир, и с этим миром мы
сталкиваемся, и будем продолжать сталкиваться в ХХIв. В ХХв. религия была вынуждена отвечать на запросы
светского мира, взаимодействовать с ним и решать общие проблемы.
Можно предполагать что,
глобализация станет тем фактором, который будет изменять религию в ХХI в. а
религия будет контролировать глобализационые процессы. Этот процесс фиксируется нами в самом
начале.
Литература:
1. Мартынюк Э.И. конвергентнi процеси в релiгiйному життi другоi половини XX столiття // Наука I релiгiя: Проблеми дiалогу. /ОНУ iм I.I. Мечникова : «компартивiськi дослiдження релiгii» Одесса: АО «Бахва»,2002.-120 с. С.37-48