К.и.н. Маленков В.В.
Южно-Сахалинский институт экономики,
права и информатики
РЕЛИГИОЗНЫЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ И ВЫБОРЫ ВО ВСЕРОССИЙСКОЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (1917 г.)
В ночь с 1 на 2 марта 1917 года царь
Николай II отрёкся от престола от имени себя и от имени своего
сына Алексея. И передал престол своему двоюродному брату Михаилу. Последний
условно не принял престол до созыва Учредительного собрания, которое бы решило
форму правления в России. Религиозным организациям представилась возможность
выдвинуть своих кандидатов или поддержать тех, кто выразит их интересы в
процессе формирования основ будущего легитимного государства.
Активное участие духовенства в
политической жизни проявилось ещё в начале XX века. Например, в деятельности I – IV
Государственных Дум (1906-1917 гг.) приняло участие 117 представителей
православного духовенства. В Государственную Думу избирались и представители
других религиозных организаций и объединений: старообрядцы, католики, лютеране,
баптисты, иудеи, магометане, буддисты.[1]
Православные клирики деятельно участвовали
в создании монархических партий и движений. Так в Волынской губернии
архимандрит Виталий почти в каждом селе образовал «Союз русского народа».[2]
А с 1907 года Синод разрешил православному духовенству и самому состоять в монархических
партиях и обществах.[3] К 1917 году
духовенство разных религиозных конфессий являлось членами буржуазных,
либерально-демократических и социал-демократических партий, в том числе и партии большевиков.[4]
27 февраля 1917 года на совместном
заседании Временного комитета Государственной Думы и Петроградского Совета было
решено немедленно начать подготовку к созыву Учредительного собрания на началах
всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.[5]
Но приступили к реализации данного решения не сразу. 13 марта 1917 г. учредили
Особое совещание по подготовке закона о выборах, которое начало работу только 25 мая.
14 июня 1917 года вышло постановление
Временного правительства «О сроке выборов в Учредительное собрание». Выборы
назначались на 17 сентября, а созыв 30 сентября 1917 года. Избирательные
списки поручили составлять органам волостного и городского местного
самоуправления.[6]
Но работа велась медленно. В августе 1917
года Временное правительство, наконец, определилось со списком избирательных
округов, и сформировало избирательные комиссии: окружные, городские,
гарнизонные.[7] Также были
перенесены: дата выборов на 12 ноября, и созыв Учредительного собрания на 28
ноября. В местные органы самоуправления разослали Положение о выборах.[8]
При Временном правительстве была создана Всероссийская по делам о выборах в
Учредительное собрание комиссия, во главе которой стоял Н.Н. Авинов.
25 октября 1917 года к верховной власти в
России пришли большевики. Первое время они не чувствовали, что их власть
надежна. И точно знали, что нелегитимна. Поэтому они и решили использовать идею
о созыве Учредительного собрания, надеясь через него узаконить свою власть.
Хотя о том, что легитимность новой революционной власти в России может быть
определена только Учредительным собранием, лидер большевиков В.И. Ленин писал
задолго до событий 1917 года.[9]
Совет народных комиссаров подтвердил дату
проведения выборов 12 ноября 1917 года и обязал все органы самоуправления
обеспечить свободные и правильные выборы.[10]
Комиссаром по проведению выборов был назначен М.Урицкий.
В работу по составлению избирательных
списков включились и религиозные организации и объединения. У самой большой и
многочисленной религиозной конгрегации – Русской православной церкви в это
время проходил Поместный собор. 27 сентября на нем обсуждался внеочередной
вопрос о составлении послания православному народу по поводу выборов в
Учредительное собрание. Одни призывали к активному участию в предвыборной
борьбе: «…чтобы Учредительное собрание не оказалось по своему составу нерусским
и нехристианским, необходимо по епархиям составить списки предлагаемых к
избранию в Учредительное собрание лиц, а по приходам неустанно приглашать
верующий народ не уклоняться от выборов и голосовать за упомянутый список».[11]
Другие возражали, считая, что участие
Русской православной церкви в политических выборах народ воспримет, как желание
церкви водворить в государстве клерикализм. Они также заявляли, что с их
участием в политике нарушится устав Собора, так как придётся создавать партию:
«…Как можно вести политику и агитацию в выборах в Учредительное собрание, не
становясь на партийную почву?..».[12]
В результате на Поместном соборе был
выработан третейский подход к выборам в Учредительное собрание. Духовенству и
мирянам рекомендовалось, не вступая ни в какую партию, «избирать людей,
преданных Церкви и Родине».[13]
Не возбранялось создавать избирательные списки от имени православных. В ряде
избирательных округов были зарегистрированы списки православных: Иркутский
округ: «№ 6. Православные приходы»; Петроградский: «№ 7. Православные приходы»; Самарский: «№ 15.
Ревнители православия» и другие.
В Харьковском избирательном округе были
зарегистрированы два списка православных, причём один из них был
самовыдвиженец: «№ 1. Церковные приходы», «№ 7. Епископ Абрамов». Здесь следует
отметить, что в результате выборов по этим спискам разница оказалась небольшая.
За список № 1 проголосовало 14146 человек (1% от проголосовавших), а за список
№ 7 – 3794 человека (0,3%).[14]
В некоторых избирательных округах
православные священники объединялись с отдельными слоями населения. Так в
Екатеринославском округе была зарегистрирована группа «Православные и
хлеборобы», набравшая всего лишь 0,7% голосов.
В Казанском округе сформировалась группа «Православное духовенство и
миряне Казанской губернии». Они получили 1% голосов избирателей по округу. А за
объединение «Епархиальное духовенство и миряне» Херсонского избирательного
округа (г. Одесса) проголосовало только 0,4% избирателей.
Со стороны может показаться, что Русская
православная церковь проиграла эти выборы. Глубокий исследователь истории
Учредительного собрания Л.Г. Протасов прямо говорит, что «выборы – поражение
официальной церкви».[15]
Однако с этим следует не согласиться. Русская православная церковь в это время
была занята куда более серьёзными проблемами внутреннего обустройства, чем
участие в сомнительных политических играх. Поместный собор, на который в
августе 1917 года собрались представители всего духовенства и мирян России,
закладывал основания не просто патриаршей церкви, а церкви, которой
единственной во всей истории человечества предстояло действовать в качественно новых условиях.
Ей предстояло жить не просто в условиях
отделения церкви от государства, а во враждебном атеистическом государстве,
которое собиралось религию не отделять, а уничтожить. Не случайно, поэтому
накануне Учредительного собрания в своём новогоднем слове, сказанном в
московском храме Христа Спасителя, патриарх Тихон отметил: «…без Бога строится
нынче Русь… Церковь осуждает такое наше строительство…».[16]
И в то время, когда Временное
правительство по существу незаконно присвоило себе законодательную функцию
Учредительного собрания, самостоятельно объявив Россию республикой, а пришедшие
после них большевики собирались провести его по собственному сценарию, Русская
православная церковь всё своё внимание
направляла на церковное строительство в условиях новой государственной власти.
Отдельными списками в избирательных
округах выступили старообрядцы различных толков. Всего по итогам выборов в
Учредительное собрание было зарегистрировано 13 старообрядческих групп. Все они
получили небольшое количество голосов. Наиболее высокие результаты:
Нижегородский округ – «Союз старообрядческих церквей» (2,4%); Пермский округ –
«Старообрядцы» (2,9%).
Активно выступили в выборах в
Учредительное собрание мусульманские религиозные организации и объединения. В
местах плотного проживания мусульман они добились достаточно высоких
результатов. Например, в Ферганском избирательном округе было зарегистрировано
всего два избирательных объединения, которые соответственно получили голосов:
«№ 1. Общество Муиниль-Ислам» – 49, 9%
и «№ 2. Совет мусульманских организаций» – 50,1% избирателей.
В других округах результаты голосования
были скромнее: Тамбовский округ. «№ 8. Мусульмане» – 0,5%; Севастопольский округ. «№ 9. Мусульмане» –
1,3%; Таврический округ. «№ 9. Мусульмане» – 11,5%; Закавказский округ (г.
Тифлис). «№ 14. Мусульмане России» – 7,1% голосов избирателей.
В отличие от православных кандидатов,
которые не вступали в блоки с партиями и политическими движениями, мусульмане
делали это охотно. Например, в Закавказском округе (гг. Баку, Батум, Тифлис)
были зарегистрированы блоки: «мусульманская организация меньшевиков»,
«мусульманский социалистический блок»; в Степном округе (г. Омск) –
«мусульмане-демократы»; в Уфимском округе – «мусульмане-эсеры»; в Тамбовском –
партия мусульманского социалистическо-демократического блока». Из делегатов от
религиозных конфессий только представитель мусульман А.Цаликов попал в число
выступавших.[17]
Всего представители религиозных
организаций баллотировалось более чем в восьмидесяти избирательных округах.[18] Л.Г. Протасов в таблице о составе
Учредительного собрание указывает число 49 в графе «духовенство».[19] На самом деле в это число вошли все те, кто
шел по спискам либо религиозных групп, либо их блоков с партиями. Собственно
представителей духовенства было немного: один православный архиепископ, два
раввина, один муфтий, один мулла.[20]
(см. Таблицу 1.)
Таблица 1.
Представители духовенства во Всероссийском
Учредительном собрании
Делегат |
Духовный сан |
Название округа, номер и название избирательного округа |
Бехбуди Махмуд |
муфтий |
Самаркандский округ «№ 2. Мусульманские организации Самаркандской области». |
Сергий (Страгородский) |
архиепископ |
Нижегородский округ «№ 11. Группа христианского единения». |
Темкин Владимир Ионович |
раввин |
Херсонский округ «№ 10. Еврейский блок» |
Тюряев Насыр Хан |
мулла |
Ферганский округ «№ 1. Общество Муиниль-Ислам». |
Мазе Яков Исаевич |
раввин |
Подольский округ «№ 2. Еврейский национальный избирательный комитет». |
Но среди избранных всех членов
Учредительного собрания абсолютное большинство составляли социал-демократы.
Интересы религиозной части населения им были чужды. На заседании главными
вопросами были: о земле, мире, государственном устройстве. Выступавшие члены
Учредительного собрания доводили до своих коллег наказы избирателей по этим
вопросам. Наказы религиозно верующих на заседании не озвучивались. Выступление
мусульманина А.Цаликова было чисто политическим. Единственный же член
Учредительного собрания от православных архиепископ Сергий (Страгородский) на
заседание не явился. А ведь православные миряне тоже давали наказы своим
представителям.
Например, в ноябре 1917 года прихожане
одной из церквей Владивостокской епархии
вынесли постановление и направили его в адрес Всероссийского церковного
собора для передачи в Учредительное собрание. В документе указывалось, что
крестьяне против полного отделения церкви от государства, так как это приведет
«к насилию государства над церковью, к гонению веры». Прихожане считали, что православная
церковь должна остаться на государственном содержании и по-прежнему иметь
преимущество перед другими религиозными конфессиями. Таким образом, в народной
массе преобладало мнение, что государственная власть должна придерживаться
нейтралитета в церковных делах, а церковь продолжала нуждаться в сильном
персональном руководстве.
Но наказов и мнений религиозно верующих
граждан России на заседании Учредительного Собрания никто не озвучивал. А когда
один из выступавших затронул церковную тематику, то его интересовал только
вопрос закрепления законом безвозмездного перехода церковных, монастырских и
частновладельческих земель в руки крестьянства.
Большевики, как и следовало ожидать, не
сумев направить в нужное русло работу Учредительного собрания, распустили его. А для духовенства и
религиозно верующих всех конфессий Совет народных комиссаров уже готовил
основной закон, который действовал до конца советской власти: «Об отделении
церкви от государства и школы от церкви».
[1] Протоиерей Владимир Рожков. Церковные вопросы в Государственной Думе. М., 2004. С. 317.
[2] Шульгин В.В. Дни. 1920: Записки. М.: Современник, 1989. С. 242.
[3] Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.). М., 2007. С. 417.
[4] Алексеев.В.А. Иллюзии и догмы. М.: Политиздат, 1991. С. 12.
[5] Октябрьский переворот: Революция 1917 года глазами ее руководителей. Воспоминания русских политиков и комментарий западного историка. М.: Современник, 1991. С.100.
[6] Вестник Временного Правительства. 1917. 16 июня. С. 1.
[7] Спирин Л.М. Россия 1917 год. Из истории борьбы
политических партий. М.: Мысль, 1987. С. 273.
[8] РГИА ДВ. Ф.28. Оп. 1. Д. 777. Л. 2 (об.).
[9] Ленин В.И. Проект программы Российской социал-демократической рабочей партии // Ленин В.И. ПСС. Т. 6. С.203-210; Он же: Демократические задачи революционного пролетариата // Т. 10. С. 270-277; Революционная армия и революционное правительство. Там же. С. 335-344.
[10] Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. 1917. 28 октября. С. 1.
[11] Цит.: Протоиерей Владислав Цыпин. Русская церковь (1917-1925). Издательство Сретенского монастыря. 1996. С. 24.
[12] Там же. С. 25.
[13] Там же. С. 26.
[14] Спирин Л.М. Указ. соч. С. 319. (В дальнейшем цифровые выкладки по избирательным спискам и результатам выборов в Учредительное собрание даются из этого же источника (после выборки и обработки автором статьи).
[15] Протасов Л.Г. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М.:РОССПЭН, 2008. С. 65.
[16] Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. М., 1994. С. 76-77.
[17] Октябрьский переворот. Указ. соч. С. 343.
[18] Протасов Л.Г. Указ. соч. С. 29.
[19] Там же. С. 63.