К.п. н. Дорохова
Татьяна Сергеевна
Кафедра социальной педагогики
Институт социального образования
Уральский государственный педагогический
университет
г. Екатеринбург
Социально-педагогический аспект
просветительской деятельности ссыльных
на примере Уральского региона
Несмотря на
сложные условия становления и развития, научные споры и разногласия между
учеными, социальная педагогика сегодня активно развивается как относительно
самостоятельная научная дисциплина, возникшая в рамках педагогической науки. И
хотя проблема определения ее объекта и предмета пока остается дискуссионной,
многообразие подходов к пониманию сущности социальной педагогики позволяет, тем
не менее, выделить ряд наиболее общепризнанных положений, определяющих ее
специфику:
– социальная педагогика
является отраслью педагогики;
–социальная
педагогика способствует социальному формированию, развитию человека,
преодолению проблем его социализации;
–социальная
педагогика использует возможности педагогического влияния, управления этими
процессами [1, с.141].
Вышесказанное позволяет нам выделять
социально-педагогический аспект в просветительской деятельности ссыльных на
Урале в различные исторические периоды.
Практически сразу после присоединения
Уральских земель к России они стали использоваться как место ссылки людей,
неугодных властям. Но так случилось, что среди ссыльных было немало грамотных,
просвещенных людей. В разное время на Урале побывали, декабристы, народники,
революционеры. Не смотря на испытания ссыльной жизни, они продолжали находить
применение своим знаниям, талантам, посвящали свою жизнь служению людям.
После дворцового переворота 1741, в ходе которого к власти в России пришла Елизавета Петровна попал в опалу и был сослан в Пелым бывший сподвижник Петра I, фельдмаршал Бурхард Кристоф Миних с супругой Барбарой Элеонорой. Сегодня Пелым относится к Свердловской области. В XVII века он лежал на большом Сибирском тракте, имел немаловажное торговое значение, которое было утрачено вследствие замены верхотурского тракта екатеринбургским.
Миних был умным, деятельным человеком. В
уральской ссылке он много сделал для приобщения к культуре местных крестьян. В
своем остроге он возделывал сад, огород, держал домашний скот и птицу. В
свободное от хозяйства время совершенствовался в латыни, много читал, а также наставлял
местную молодежь в геометрии, арифметике и фортификации. Старожилы вспоминали,
что однажды он дал деньги на приданное местному крестьянину, чтоб тот смог
жениться на полюбившейся ему вогулянке. А позже крестил их первенца и
позаботился о его обучении. Когда Миниху пришел высочайший указ о помиловании и
разрешении вернуться в столицу, практически все свое имущество он раздал
пелымцам [2,
с.36].
Огромный вклад в дело просвещения народа на
Урале внесли декабристы. Так, декабристы, отправленные на поселение в город
Туринск, учили детей, делились с
грамотными туринцами литературой из домашних библиотек, дружили с местными
учителями, помогали им повысить уровень
образованности. Иван Пущин опекал кружок молодых художников, способствовал
получению своевременного денежного вознаграждения учителям туринского
приходского училища Сутормина и Салтыкова. О значении деятельности ссыльных
декабристов свидетельствуют слова Николая Басаргина: «Я уверен.., что многие
скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило» [3, с.73].
Интересна
просветительская деятельность ссыльных в селе Бруснятском Белоярского
района Свердловской
области. Гувернантка
Елена Гускова, последовавшая в Сибирь вместе со своими хозяевами (участниками восстания
декабристов), стала здесь первой
учительницей. О том времени напоминают
тополя вокруг школы-избы. 109 деревьев
посадили школьники в 30-е годы – в память о декабристах.
Во второй половине XIX в Бруснятское стало местом ссылки народников и
революционеров. Здесь
примерно в одно
время жили Н.Н. Вахтомин, А.А. Сивков, Л.М. Собенин, П.Ф. Коротков. Все они дружили между собой. Многие их проекты были воплощены в жизнь при них, многие
– уже после их смерти.
В голодный 1892 год, например, они добились того, чтобы в селе открыли детскую столовую для голодающих
семей.
Особенно много для
просвещения в Бруснятском сделал Петр Феоктистович Коротков. Прежде всего, благодаря
его деятельности здесь была открыта первая в Белоярской волости частная школа, а позднее – мужское училище на 40 учащихся. Изначально отдельного
здания школы в селе не было. Уроки велись в помещении волостного правления. Коротков, неоднократно задумывался о
здоровье учеников, сидевших на неудобной скамье за столом, не соответствовавшем
их возрасту. В итоге им была изобретена первая в мире ученическая парта,
получившая на Урало-Сибирской выставке 1887 г. серебряную медаль. После этого в Бруснятском было
построено отдельное здание школы. В 1907 году Петр Феоктистович умер, прослужив
сельским учителем 25
лет.
Это лишь немногие
примеры просветительской деятельности ссыльных в Уральском регионе в различные
исторические периоды. По своей направленности, целям, задачам, используемым
методам данная деятельность имела явную социально-педагогическую
направленность. Она способствовала социальному формированию местных жителей и их детей, преодолению проблем в их социализации [4, с.19].
Литература
1.
Штинова Г.Н. Социальная
педагогика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц.
Педагогика» / Г.Н. Штинова. М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова; под общ. Ред.
М.А. Галагузовой. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 447 с.
2.
Горбунов Ю. А. Село,
пожившее столицей // На государевой дороге: Культурно-исторические
очерки / Колл. авт. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2000. – 304 с.
3.
Новоселов А. И. Смирных
А.И. Здесь начиналась сибирь. – Екатеринбург: издательский дом «ПАКРУС», 2000.
– 208 с.
4.
Дорохова Л. С. Наши
учителя. – Екатеринбург: Издательский дом «ПАКРУС», 2000. – 160 с.