В.Д.Нарожная
Академический
инновационный университет, Казахстан
ТАНЕЦ В АСПЕКТЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ
Участники межкультурного общения обладают
национальными языковыми картинами, т.е. видят мир по-разному, универсальность
человеческого мышления помогает им найти взаимопонимание. Поскольку наибольшие
сложности возникают при передаче национальной специфики, одной из задач современной
этнопсихолингвистики является изучение как языковых средств общения, так и не
менее важных средств невербальной коммуникации, к которой можно отнести и
танец. Танец – форма коммуникации, связь между представителями разных категорий
традиционного общества. Известна теория танца как уникального явления культуры
в рамках особой системы взглядов, хореометрии: она прослеживает, как стили
танцевального движения связаны с социально-экономическими уровнями жизни в
определенной культуре [1, с.4].
Танец является видом искусства, в котором основой для
создания художественного образа являются движения, жесты, положение тела
танцора. Основные средства выразительности в
танце – это гармоничные движения и позы, пластика и мимика, динамика, темп и
ритм движения, рисунок, композиция. Целесообразный и внутренне оправданный
жест, дополняя или заменяя слово, помогает ярче раскрыть внутреннее содержание
образа и его отношение к совершающемуся действию.
Каждый народ имеет свои обычаи и
традиции, связанные только с их бытом и образом жизни. Точно так же и в танцах:
у каждого народа свои особенности выражения мыслей и чувств. В танцах узбеков, например, ярко, своеобразно, лаконично и точно выражен
характер народа – неуёмные темперамент, бунтующая энергия, восторженное приятие
жизни. Казахский танец – танец всего тела, танец виртуозных движений ног, изощренных
рисунков движений рук, трепетных движений корпуса, сложных орнаментальных движений
рук, необычных движений плеч и головы.
Именно благодаря
танцевально-пластическому языку каждого народа зрители, наблюдая небольшую
танцевальную фразу, выраженную несколькими национальными движениями,
определяют, чей это танец: русский, грузинский, индийский, узбекский, казахский,
даже не зная его содержания или просто глядя его в немом кинематографе без
воспроизведения музыки. Истоки танца связаны с самыми глубинными
процессами, происходящими в жизни того или иного этноса. Известно, что первобытные народы рассказывали в
плясках, как они охотились, ловили рыбу, обрабатывали землю, сражались с
врагом, радовались удачам или переживали горе. В то время
танец был частью единого синкретического комплекса, в котором соединялись
танец, музыка, пение, драматическое действо. Религиозно-мифологическое
мировоззрение было господствующим в ту эпоху, поэтому и выражалось в форме
ритуалов и обрядов. Примером и отголоском таких ритуальных танцев, переживших
века, являются, например, цейлонский танец огня, норвежский танец с факелами,
славянские хороводы. Такими были и являются распространенные у земледельческих народов хороводы
вокруг дерева (связанные с древнейшим и универсальным культом мирового дерева). Религиозная традиция почитания
природы отражена в танце вокруг огня, исполнявшегося в ночь на Ивана Купала.
Это же касается южнославянского ”коло” (разновидности кругового танца, символизирующего
солнечный круг), круговых танцев-оберегов восточных славян (при первом выгоне
скота в поле, во время засухи, на крестинах, свадьбе и т. д.), танцев вокруг
убитого зверя у охотников и т.п. [1, с.12].
Современные исследования показывают, что
истоки танца имели отчасти место в животном мире. По данным этнологов, у
животных и птиц встречаются движения, напоминающие танец. Они чаще связаны с
брачными играми и соперничеством особей одного пола. “Танцы” птиц и животных –
это вид биокоммуникации. Народы, занимающиеся
животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром (образно
передавались характер и повадки зверей, птиц, позже и домашних зверей): танец
бизона у североамериканских индейцев, якутский танец медведя, памирский танец
орла, китайский и индийский танец павлина. К этому же кругу принадлежат русские
“журавль” и “гусачок”, казахский “тайбурыл”, норвежский “петушиный бой”, финский
“танец бычка” и т. п. [2, с.111].
Несмотря на различия исторического
характера, этнические танцы разных стран нередко имеют много общего в
ритмическом строении и рисунке движений. Эти сходства и различия иногда
обусловлены географическими условиями. Например, танцы горцев одной страны
могут быть в большей степени похожи на танцы горцев других стран, чем танцы жителей
равнины в той же стране. Известна характеристика народного танца, данная Н.В. Гоголем
в работе “Петербургские записки 1836 года”: “…Испанец пляшет не так, как
швейцарец, как шотландец, как немец, русский не так, как француз, как азиат.
Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Откуда
родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни
и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же
гордость в своем танце; народ климата пламенного оставил в своем национальном
танце ту же негу, страсть и ревность” [3, с.115].
Позже появились танцы на темы
земледельческого труда и быта: гуцульский “танец дровосеков”, белорусский “лянок”,
узбекские “шелкопряд” и “пахта”. С развитием городской жизни, появлением
ремесленного труда возникают новые народные танцы: украинский “бондарь”,
эстонский “сапожник”, немецкий “танец стеклодувов” и др. Хотя фольклорный танец
может исполняться и в городах, истоки его почти всегда связаны с сельской
местностью. В танцах разных народов воссоздаются достаточно типичные чувства –
национальная гордость, достоинство. Многочисленными являются и танцы, в которых
отражаются воинский дух, доблесть, героизм, готовность защищать свою родину,
воспроизводятся сцены боя: грузинские “хоруми”, шотландский “танец с мечами”,
казачьи пляски и т. п. Но большую группу составляют те танцы, в которых
раскрываются отношения между людьми. Их содержанием бывают выражение отношений
в труде, в быту, в общественной жизни, взаимоотношений между влюбленными,
представителями старшего поколения и молодыми (этому соответствуют грузинский “катрули”,
польский “мазу”, русская “байновская кадриль”).
К выразительным средствам
народного танца относятся отдельные жесты, гармонические движения и позы, пластика
и мимика, динамика, темп и ритм движения, а также композиционный рисунок
народного танца. Композиционное расположение танцующих в одних случаях выражает
какое-то действие, в других имеет ассоциативный характер, в третьих – помогает
раскрыть природу и настроение постановки. Так, в одних танцах круг – образ
солнца, в других – образ ярмарочной карусели, в третьих – средство подчеркнуть
единство эмоционального состояния танцующих, показатель их социального единения
[2, с.122].
В танцах отражается мужская и
женская жестовая семантика, первоначально связанная со спецификой родовых
традиций: мужчины и женщины были из разных экзогамных родов. Позже различие
жестов было обусловлено разделением труда, при котором мужчины и женщины, в
силу разного положения в социальной структуре и особенностей биологической
природы, трудились в разных сферах экономической жизни общества.
Скорость и четкий рисунок движения,
ходы мужского танца очень порывисты и динамичны, характер исполнения отличается
эмоциональной насыщенностью и экспрессией, выражающий отчаянную отвагу, страстный
порыв, вдохновение бесстрашного воина. В мужском танце переданы действия,
присущие мужчинам в быту: охота, скачки, стрельба из лука, их движения
характеризуют бытовые привычки мужчин и демонстрируют силу и мощь. К мужским
относятся такие движения, как: салем – мужской поклон,
мурт сипау – потирание
усов, тенселү – покачивание, различные
варианты атшабыс – скачки, беркут – орел. Опоэтизированная в танцевальных
движениях пластика наездника и его любовь к своему другу коню оказалась
устойчивой формой, сохранившейся на протяжении многих веков: желдерме – ход
рысака, тебенге – пришпоривание коня.
Женщинам приличествовали
скромность, плавность, сдержанность и целомудрие. Привычны движения трудовых
процессов: ручного ткачества, национальной вышивки, прядения, создания узорной
кошмы и ее разновидностей – неизменно становились пластическими знаками для
достижения наибольшей выразительности танца. Женские движения передают:
- мотивы казахского орнамента: тумарша – треугольник,
шанырак– крыша юрты, айна
– зеркало, кос щркеш – два
горба верблюда, буркит тырнак – когти беркута;
- особенности животного мира: бота мойын – шея верблюженка, кобелек – бабочка, кус тумсык – птичий клюв, кос жылан – две змейки, канат кагу – взмахи крыльев;
- внутреннее состояние исполнительницы, ее миропонимание:
салем – приветствие, кол ойнату –
движения рук вокруг своего лица, саусак телбету – колыхание кистей рук;
- трудовые процессы: ширатпа – сучение нити, жун тигү – собирание шерсти.
Таким образом, своими корнями
танец уходит в народное творчество. Все празднества начинались и сопровождались
танцами. Танец мог быть развлечением, иллюстрацией, повествованием о важном
событии. Любовь, труд, обряд – вся жизнь народа воплощаются в танцевальных
движениях. Народный танец, как мелодичное и ритмичное выражение человеческого
тела, раскрывает характер народа, его мысли и чувства о мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баглай В. Е. Этническая этнография
народов мира. – Р.-на-Д, 2007.
2.
Рогачевская
Е. М. О русском хороводном творчестве. – Л.,1980.
3.
Гоголь Н. В. Собрание
сочинений. – Т. 1-6. – М., 1983.