Филологические науки /8
Родной язык и
литература
Канд. филол.
наук. И.И.Чуприна
Донецкая
академия автомобильного транспорта
«СТРАШНАЯ
МЕСТЬ» Н.В.ГОГОЛЯ:
проблемы аксиологии
и исторический контекст
«Страшная месть» Н.В.Гоголя – одно из
знаменательных произведений раннего
периода творчества писателя. Это факт общепризнанный и бесспорный. Гоголевский
талант, раскрывшийся в повести, побудил к созданию замечательных творений таких писателей, как А.Ремизов -
«Сны и предсонье», В.Розанов – «Мистическая страница у Гоголя». Этой повести
Н.В.Гоголя также посвятили интересные страницы своих работ А.Белый, Ю.Манн.
Немало высказано восторга по поводу яркости письма, и прав Ю.Манн, что уже
хрестоматийным стало разделение повести на два контрастных плана: с одной
стороны – героико – патриотический и с
другой – отщепенство; первое – приподнятое, эпически широкое, со знаком плюс и
второе – сниженное, ужасное, со знаком минус, - но такое, ставшее типичным
суждение весьма поверхностно. Совершенно очевидным остается факт, что
противопоставлением двух миров - мира козаков и мира колдуна художественный
конфликт произведения не исчерпывается.
Проблема
художественного конфликта «Страшной
мести» требует внимания исследователей, и, на наш взгляд, остается актуальной в
контексте изучения, анализа всего творчества Н.В. Гоголя. Бесспорно, образ
колдуна – наиболее экспрессивен и подвижен в повести. Его действия способствуют
развитию сюжета. В нем и мире его предков – загадка и мистика.
Повесть
Н.В. Гоголя «Страшная месть», как и какое-либо другое поэтическое высказывание,
- имеет два основных уровня конфликта (фабульный и сюжетный), и эти уровни, в
свою очередь, имеют каждый по несколько конфликтов («конфликтных узлов»). Уже в
самом начале повести, на праздновании свадьбы сына есаула Горобца,
представляющем эпическую картину жизни народа, на фабульном (жизненном) уровне,
оказывается, обозначен конфликт мира народного (козаков), христианского и мира,
чуждого ему, враждебного, мира антихристова. Событием, знаменующим этот
конфликт, стало появление на свадьбе среди гостей Антихриста, колдуна. Это
событие и оказалось для повести Н.В.Гоголя определяющим в разделении произведения на два плана. Масштабная
картина народного гуляния не так солнечна и светла, как может показаться
читателю на первый взгляд. Мир козаков не лишен внутренних противоречий. Жизнь
их, представленная автором уже в начале повести, - далека от жизни истинно
христианской. Веселье, чревоугодие, разгульные попойки – вот что изображает
художник на первом плане картины жизни народа
Указанные характерные качества народа, с одной стороны, - продолжение традиций, а с другой, - вызывают вопрос:
насколько эта традиция имеет отношение и к христианству, и к русскому народу
православному, частью которого являются козаки.
Солнечность,
открытость мира - черты поверхностные и непостоянные. Красочность, карнавальность,
веселье скрывают угрозу, к которой причастен сам народ, т.е., угроза страшна не
потому, что силен внешний враг, несущий ее, а потому, что она – в самом этом
мире, часть его. Об этом свидетельствует и то, что Микитка разгульничает с
королевскими шляхтичами, и какая-то чужая красота Катерины, и история ее отца,
бывшего «так долго в чужой земле», где «все не так: и люди не те, и церквей
Христовых нет…», и наконец, - присутствие в
народе оборотня. (1,
с.186). Козак – старик – колдун – отец Катерины – тесть Данило Бурульбаша,
последний великий грешник из проклятого рода иуды Петра, - такова цепь
трансформации образа персонажа, несущего смерть и хаос, представленного
автором-творцом Н.В.Гоголем. Он и свой, он и враг, результат попущения Бога и
следствие свободы человека, орудие мести Ивана, превратившийся в орудие
дьявола, он - воплощение самого Антихриста, - так воспринят он народом на
уровне фабулы. Заканчивается
«Страшная месть» изображением картины народной жизни в городе Глухове, бывшем
некогда столицей козатчины.
Финальная
сцена повести: народ, слушающий песни старого бандуриста. (1, с.217). Так автор – творец Н.В. Гоголь
заканчивает свое поэтическое высказывание - повесть «Страшная месть»,
персонифицируясь в иноформы: старца-бандуриста и народ-слушателя. Главным
героем в этой сцене, конечно же, является бандурист, песней говорящий слово
народа. В устах старца – история народа, Живое Предание. Он – хранитель и
продолжатель традиции, сам глас народа. Его песни – Слово народа - народу – из
глубины веков. Не будь бандуриста – неизвестной народу останется история его,
перестанет жить традиция, а значит и жизнь самого народа. В смутных раздумиях
оставляет автор в финальной сцене народ, слушающий старца – на уровне фабулы, и
читателя, воспринимающего поэтическое целое произведения – с грустными мыслями
о судьбах народа и мира.
Н.В.
Гоголь – русский писатель 19-го века разрешает внутреннее противоречие народа,
ставшее его личным, внутренним конфликтом, в эстетической сфере посредством
персонификации в художественные образы произведения. Вопрос о проблеме
конфликта на уровнях сюжетно-фабульных отношений требует внимания, так как,
кроме бандуриста-певца и народа-слушателя, не менее важными действующими
лицами, все-таки являются и другие персонажи, а именно - упомянутый уже выше
колдун, козаки, схимник, а также мир природы.
Из
песен, спетых старцем, для слушателей важной становится одна – история
побратимов Ивана и Петра. Она воздействует на каждого и собирает народ в единое
целое (перед нами - соборная душа народа). Для читателя же, она оказывается ключом
к пониманию образа колдуна, объясняет его поступки и ставит новые вопросы,
способствует незавершенности поэтического слова Гоголя, актуализируя проблемы
судеб мира и человека. Народная песня про Ивана и Петра, исполненная бандуристом,
рассказывает об основных событиях в их
земной жизни, о смерти и о Суде Божьем
над их душами. Границы эмпирической реальности преодолеваются народом-творцом в
песне и, следовательно, в сюжете повести, и перед читателем открывается широкая
эпическая картина жизни, персонажами которой являются: и бандурист, и
народ-слушатель, и Иван с сыном и Петром, и сам Бог, и колдун со своими
предками и потомством, и Бурульбаш с семьей и козаками, и святой схимник, убитый колдуном, и враги козаков – ляхи да турки… и
природа – родного края и чужого, где все не так и люди живут иначе… Суд Божий
(тема Апокалипсиса заявлена автором-Гоголем в самом начале повести с появлением
Антихриста), на первый взгляд, может показаться условно «Божьим», так как Бог
передает обязанности Высшего Судьи одному из козаков – Ивану, умершего
жертвенной смертью от руки предавшего его побратима Петра, точнее, - душе
Ивана. Следует обратить внимание на авторское отступление от христианского
канона в сюжете самой песни: душа жертвы,
Ивана, не обретает Царство Небесное по причине своей жертвенной смерти,
не дается Царство Небесное и душе его малолетнего сына, ни в чем не повинного,
убитого вместе с отцом. «Наградой» вместо Царства Небесного Ивану Богом
предоставляется свобода выбора им наказания для своего убийцы, иначе, как уже
отмечено нами выше, - роль Верховного Судьи. Принятое им решение, в результате
становится предопределяющим не только дальнейшую участь души побратима – предателя
– убийцы Петра, но и участь душ самого
Ивана и его сына: их ожидают страдания и неприкаянность, а также – влияет на
судьбы грядущих поколений - потомков не только врага… (1, с.216). И Бог не
отменил наказание, а дополнил его наказанием самому Ивану. За что Бог покарал
самого Ивана с его сыном, не удостоив Царства Небесного? - вопрос остается
открытым. Об этом задумались и старые и молодые слушатели старца-бандуриста в
Глухове… задумались они и о том, что «доныне стоит на Карпате дивный рыцарь…»,
и что их судьбы каким-то образом могут быть связаны с этой страшной историей.
Об этом размышляет и читатель повести Н.В.Гоголя. И вполне закономерной для
читателя становится потребность понять и осмыслить не
только судьбы Ивана и Петра (вместе с судьбами их предков и потомков), но и
судьбы: колдуна – невиданного, последнего, грешника из рода Петрова, Данила Бурульбаша
и его семьи – жены и сына (дочери и внука того самого колдуна), и судьбы всего
козачества (в прошлом – верных сынов Русской Земли Святой, ныне – племени,
рассеявшегося по всей земле – родной и чужой). Итак, уже в ранний период
творчества перед Н.В. Гоголем остро стоит проблема происхождения зла: где
истоки его и какова суть природы Антихриста? И уже из первых строк повести
«Страшная месть» оказывается очевидным факт: автор твердо убежден в том, что
Антихрист - прежде всего тот, кто творит
зло, чьи воля, стремления, поступки – вся жизнь не согласуются с жизнью
народа. Зло творит человек вследствие своего неумения или нежелания правильно
распорядиться самым дорогим даром, полученным им от Бога – свободой. Но почему Бог не останавливает слабого человека,
почему допускает злодеяния даже по отношению к
детям, ни в чем не повинным, к грядущим поколениям потомков? На уровне
сюжета ясно: у Бога - правда - божья, у человека – людская. У Бога – своя мера,
у человека – своя. Проблема свободы оказывается первичной по отношению к
проблеме Антихриста и проблеме происхождения зла.
Человек
должен чувствовать, понимать свою причастность ко всему происходящему в мире и
быть готовым нести свою ответственность не только перед людьми, но и перед
Богом. Иван проявил слабость. Желание отомстить убийце стало для него главным. Он не думает ни о своей дальнейшей
участи, ни об участи своего сына, убитого вместе с ним, в Судный час… Жажда
мести – сильнее любви ко Всевышнему и сильнее страха перед Ним. Вот она,
гордыня человеческая – один из страшных грехов! Как Бог, человек берется
вершить судьбы других людей, не задумываясь о том, что и над ним самим – перст
Божий, и что Высшая правда не его, но Господа – всегда над ним. Таковы
«козаки-побратимы» - Петро и Иван.
Но
история их греха началась значительно раньше. С самого начала легенды
становится ясно, что события приурочены конкретному историческому времени, и
относятся они ко времени короля Стефана Батория (1533-1586; годы правления –
1576-1586), который «впервые предпринял попытку расколоть и уничтожить Сечь,
избрав основным орудием подкуп и установку на имущественную рознь» (5,
с.114-121). Козаки Иван и Петро – кто они? - Просто наемники… хотя наименование
это не вполне соответствует духу того
времени. Не за землю родную, не за отчий дом рискуют они сложить свои головы, а
ради обещанной чужеземцем-королем награды идут ловить пашу. И приводит Иван
пашу королю Степану, и получает награду от короля, и делит ее с побратимом
(подельники), и отправляются они в чужой, далекий край – «на жалованную королем
землю, за Карпат». Но королевская награда не приносит счастья козакам. Кто и
что они – без земли родной, без истории народа своего, без живой связи с
родом-племенем, без памяти о предках, - готовы следовать за наградой и жить в
чужом крае среди чужих людей? – Отщепенцы, «перекати-поле», не укорененные в
многовековой культурно-исторической традиции своих дедов и отцов, - не потому
ли и Бог допускает страшный грех – убийство Петром Ивана и его малолетнего
сына? Гоголь пишет о козаках тогда, когда козатчина как историческое,
этническое явление еще не было идеализировано в поэзии народа и его истории, что произойдет несколько позже.
Не
случайно писатель включает в текст повести народную историческую песню. В этот
же период творчества (1831-1833г.г.) Н.В.Гоголь пишет статьи, в которых
касается проблем народа, его истории, поэзии, песен. Упоминается в них и козацкий
образ жизни. Статья («О малороссийских песнях»(1833г.), а во «Взгляде на составление Малороссии»
(1832г.) - о временах и исторических
условиях возникновения козачества на «беззащитной, открытой земле», «земле
опустошений и набегов».
В
самом начале исторического очерка
Н.В.Гоголь с болью говорит о том, какое «ужасно-ничтожное время» представляет
для Руси 13-й век, когда «сотни мелких государств единоверных, одноплеменных,
одноязычных, означенных одним общим характером и которых, казалось, против воли
соединяло родство, - эти мелкие государства так были между собою разъединены,
как редко случается с разнохарактерными народами. Они были разъединены не
ненавистью – сильные страсти не досягали сюда – не постоянною политикою –
следствием непреклонного ума и познания
жизни. Это был хаос браней за временное, за минутное – браней разрушительных,
потому что они мало-помалу извели народный характер… Религия, которая более
всего связывает и образует народы, мало на них действовала. Религия не срослась
тогда тесно с законами, с жизнью…» (1, с.22). Внутригосударственные конфликты
прекращаются тогда, когда появляется внешний враг, общий для всех. Когда из азиатских степей монголы хлынули на
Русь, и Южная Русь пострадала более всего, и осуществлялось переселение в
северные области Руси, в Польшу или Литву, а затем, «когда первый страх прошел»
и прежние жители начали возвращаться на свои места, и привели «выходцев из
других земель, с которыми от долговременного пребывания составили связи» … и
при этом «ужасный кочевой народ был не за горами: их разделяли или, лучше
сказать, соединяли одни степи», … южная Русь совершенно отделилась от северной,
и «всякая связь между ними разорвалась; составились два государства,
называвшиеся одинаким именем – Русью, одно под татарским игом, другое под одним
скипетром с литовцами. Но уже сношений между ними не было. Другие законы,
другие обычаи, другая цель, другие связи…». «После» эта земля получила название «Украина»... - об этом говорит
Н.В.Гоголь(1, с.25-29).
Казачество
как явление, известное в истории, возникло, надо полагать, не сразу. И понятие
«казак» изначально не было самоназванием. Гоголь замечает, что «магометанский
сосед не знал, как назвать этот ненавистный народ. Если кто хотел к кому
выразить величайшее презрение, то называл его казаком». Очевидно, и само
известное явление казачества, и понятие его обозначающее: «казак», - возникают
на определенном этапе трансформации ранее уже сформировавшегося конкретного исторического
явления – Русского мира.
В
тот сложнейший, трагический в истории Руси период, Руси, раздираемой на части
врагами Православия, - какими бы страшными не были времена, - оставались на
своей родной Русской земле преданные ей сыновья, и несмотря ни на какие угрозы
и смертельные опасности, были они верными защитниками Отечества, и предпочитали
смерть разлуке с Родиной, которая нуждалась в их заступничестве.
Истинно
русский человек не может быть перекати-полем, он укоренен в родной земле, в
культурно-исторической традиции предков. Он может находиться вдали от дома,
уходить на войну, преследуя цели спасения Отчизны и заботы о ее благополучии,
но не оставит свой родной край, не променяет его ни на какой рай, ибо рай для
русских один – Родина, Святая Русская Земля.
Период,
к которому относят начало казатчины, - это время, когда на разграбленной,
обожженной, опустошенной врагами, и залитой кровью Русской земле, верные
сыновья ее оставались непримиримыми и беспощадными по отношению к тем, кто
приходил с войной, и были они отзывчивы, братолюбивы, готовы оказать помощь
каждому, кто нуждался в их защите и покровительстве. Всех принимали русы в свой
русский интернациональный братский союз, именуемый ими товариществом. Следует
подчеркнуть, что это был Русский Православный международный союз. Н.В.Гоголь
справедливо заметил, что в этом обществе, если «бросить взгляд глубже», можно
было увидеть «зародыш политического тела», которое могло и должно было
послужить основанием для новой Русской державы, своего рода объединяющим
центром для восстановления могущества прежней Руси. Однако враги, с двух сторон
расколовшие и удерживающие в своем подчинении осколки былого Русского государства, не могли допустить
этого.
Н.В.
Гоголь замечает важнейшее противоречие в жизни общества, в котором возникало
«основание характерного народа»: «уже вначале одной главной целью была – воевать с неверными и сохранять чистоту религии
своей» (2, с.30), но при этом они не были аскетами, «не налагали на себя
никаких обетов, никаких постов, не обуздывали себя воздержанием и умерщвлением
плоти; были неукротимы, как их днепровские пороги, и в своих неистовых
пиршествах и бражничестве позабывали весь мир» (2, с.30). Два, крайне
противоположные, непримиримые качества характеризуют общество, основы которого
могли бы способствовать становлению государства, но трансформировались в
казатчину. Надо полагать, на начальном этапе своего формирования и развития это
общество состояло из истинных русских патриотов, которые, не щадя живота своего, беспощадно боролись с чужеземцами, и не были столь
бесшабашны, и не пренебрегали святынями православными, а на смерть стояли за
них. Они были РУССКИМИ ПРАВОСЛАВНЫМИ ВОИНАМИ, готовыми головы свои сложить за
Отечество свое, чтобы потомки продолжили их род на земле, которая - священна,
мать-кормилица.
«Всемирная
отзывчивость» (замечательное качество русского характера, о котором говорил
А.С. Пушкин), непромедлительная готовность прийти на помощь всем нуждающимся и
страждущим, интернационализм русов, с одной стороны, - эти качества
способствовали увеличению масштаба общества, возрастанию его физической силы;
но с другой стороны, - веротерпимость, толерантность (термин чужд духу того
времени, но такой популярный сегодня!), возникшая со временем многовекторность веры, отсутствие жесткой нравственной
позиции по отношению к тем, кто
пополнял это общество, - все это привело к тому, что в этом Русском Товариществе
оказалось немало неверных Русскому Православию, общему братскому делу. Следует
помнить о том, что жизни этого своеобразного союза постоянно угрожала
смертельная опасность. Это было жестокое военное время, время подвигов для отчаянных,
верных сынов Отечества, когда в боях за свободу и родную землю, лучшие
погибали, их становилось после каждого боя все меньше…
А
для некоторых это был период выживания любой ценой… Находились и такие, которые
пользовались братским союзом, прикрываясь общими интересами, преследовали свои
корыстные цели; личные интересы для них оставались доминирующими. Одним словом,
со временем, общество русских патриотов
преобразовалось в сборище наемников. Период тот, переходный: от патриотизма,
сыновнего служения Русскому Отечеству - к холопству и наемничеству, - и стал
началом казатчины. Не случайно и в настоящее время русская народная поговорка
«заслать казачка», - обозначает поступок по сути безнравственный, употребляемый
в ситуациях, когда иначе можно сказать:
заслать шпиона, осведомителя…
Живое
народное предание сохранило в памяти славную предысторию казачества, память о
доблести независимых и бесстрашных руссов. Со временем, боевые заслуги
защитников Святой Русской земли и родной Православной веры стали приписывать казакам, для которых религиозный вопрос уже не имел такого большого значения,
и подтверждением этому являются не только произведения Н.В.Гоголя, но вся история казачества, а также литературные
памятники, посвященные этой теме, среди которых – уже упомянутый нами выше,
замечательный роман П.Кулиша «Чорна рада».
Литература
1.
Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. и писем: В 23-х
тт.- Т.1. – М., 2001. – С.185-218.
2.
Гоголь Н.В. Собр.соч.: В 6-ти т. – Т.6. – М.,1950. – С.22-33; С.67-75.
3.
Зеньковский В. Гоголь// Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. – М.,2005. – С.12-27; С.142-266.
4.
Манн Ю.В. Заметки о поэтике Гоголя // Н.В.Гоголь: История и современность: К
175-летию со дня рождения. – М.,1985.- С.213-240.
5.
Стороженко А.В. Стефан Баторий и днепровские козаки. – К.: 1904. 04.