Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов
К.п.н. Мыськова Н.И.
Муниципальное
образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств «Форте» городского округа Тольятти, Россия
Проблемы и перспективы
арт-педагогики
в повышении квалификации педагогов
дополнительного образования по формированию эстетической картины мира у
учащихся
Переосмысление технологии эстетического образования требует соотнесения
репродуктивного и креативного личностного опыта взаимодействия учащихся с
искусством. Психологическая составляющая содержания, форм и методов реализации
эстетической картины мира как эмоционального «питания», прежде всего
рефлексивного, осмысленного и целесообразного, является предметом исследования
вопроса «Проблемы и перспективы арт-педагогикаи в повышении квалификации
педагогов дополнительного образования по формированию эстетической картины мира
у учащихся».
Рассмотрим понятий
аппарат арт-педагогика. Арт (лат. – ars, англ. и франц. – art,
итал. – arte) переводится на русский язык как «искусство» и уже прочно вошло в
обиход отечественного научного и
разговорного языка. В сочетании арт-педагогика читаем - искусство педагогики,
которое проявляется в поиске оснований интеграции искусства, педагогики,
психологии для экологичного, человекосообразного решения задач воспитания,
обучения, развития, поддержки растущей личности. Причем искусство становится
неким «связующим средством», посредником, обеспечивающим психологически
оптимальные условия восприятия, осмысления, закрепления педагогического
содержания.
Остановимся подробнее и
в общих чертах обрисуем психолого-педагогический потенциал искусства,
раскрывающий смыслы арт-педагогики.
Понятие «арт-педагогика» как особое направление в современной педагогической науке в России еще не получило точного определения, расшифровки (в отличие от
понятий «арт-терапия», «арт-психология»). В педагогической практике творческие учителя, педагоги дополнительного образования, преподаватели вузовской системы и системы повышения квалификации все чаще начинают использовать отдельные приемы, технологии и методы арт-педагогики, которая все более настойчиво заявляет о себе в современном образовательном и культурном пространстве России. Все это
обязывает предпринять попытку определения проблем и перспектив арт-педагогики в
повышении квалификации педагогов дополнительного образования в целях научно
обоснованного, корректного использования ее в практической деятельности.
Причиной и основанием исследуемого вопроса послужило то, что за
последние годы наша школа дала сильный крен в сторону накопления знаний и
развития ума, во многом перестала заботиться о духовном и нравственном здоровье
детей, об их сознании эстетикой картины мира. Глубокая традиция единства
образования и воспитания оказалась расколота, а воспитание нередко принесено в
жертву сиюминутным прагматическим интересам. Многие дети не имеют возможности в
должной мере приобщаться к отечественному культурному наследию и глубокому
пониманию эстетической картины мира.
Все негативные процессы, которые имеют место в детской, подростковой,
юношеской среде, - это следствие искаженной духовности и нравственности мира
взрослых.
Проведенные исследования психологической службы школы искусств по выявлению уровня культуры
профессионального мышления педагогов дополнительного образования показали, что
только 27,7% протестированных педагогов
изъявили желание работать в инновационном режиме, проявили умение выдвигать
проблемы, обнаружить противоречия в своей деятельности. Экспериментальная
деятельность научно-методического совета школы и психолога позволила выявить
следующие коммуникативные недостатки в профессиональном общении педагогов в
плане формирования эстетической картины мира: неумение кратко и ясно говорить;
осуществлять престижную вербальную и визуальную самопрезентацию; устанавливать
обратную связь для диагностики понимания информации «здесь и сейчас»; наличие в
речи негативных околоречевых сигналов (от э-э-эканья до слов-паразитов);
неэффективное слушание; «родительские нотки» в высказываниях и резюме; незнание
значения и содержания невербальных сигналов общения и неправильное их
использование в ходе педагогической импровизации; отсутствие знаний по позиционированию
и саморекламе.
У ряда педагогов обнаружена перцептивная некомпетентность
-деформированное восприятие и понимание себя и других в контексте общения;
слабое знание типов партнеров по общению; невладение сенсорными каналами и
«ключами доступа» к ним (вербальными и невербальными) для достижения
взаимопонимания; заниженный уровень эмоциональной культуры и слабая
психологическая защита в стрессогенных ситуациях; отсутствие знаний по технике
манипулирования и психологической перестройке к партнерам для эффективного
взаимодействия с ними, по «фейсбилдингу» («строительства лица») и неумение
осуществлять аттракцию (харизматические способности, позволяющие нравиться
другим) в процессе общения и совместной деятельности.
Выявленные недостатки обязывают искать и пытаться использовать такие
дидактические системы и образовательные технологии, которые помогли бы решать
вопрос повышения уровня культуры профессионального мышления.
Оснащение педагогов в системе повышения квалификации основам
арт-педагогики, на наш взгляд, является наиболее продуктивным и позволит
сделать обучение более эффективным.
Утрата духовных начал в человеке наметилась еще в XIX веке, а
в XXI веке отмечается прямая угроза духовной безопасности человечества. По
мнению современных философов, культурологов, психотерапевтов, педагогов,
психологов, потеря духовных начал привела к тому, что тело и дух человека
перестают взаимодействовать. Более того, не дух, а тело становится организующим
началом. Человек теряет свою ценность – единство биосоциального, культурно-национального
и духовно-нравственных начал.
Проблема духовной жизни – утрата человеком духовности, породила ряд
конкретных проблем, имеющих прямое отношение к образовательному процессу и его
результатам. В современных условиях, сложившихся в России в начале XXI века,
перед отечественным образованием, как никогда остро встает задача воспитания
личности, способной не только адаптироваться к жизнеконкурентым условиям, но и
к всесторонне творческой самореализации, сохраняя эту способность на протяжении
всей жизни. К наиболее значимым факторам конкурентоспособности относятся:
1) наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров;
2)
умение менеджмента (педагогического, в
частности) организовать и стимулировать их творческую деятельность, готовность
воспринимать новаторскую мысль для ее воплощения в жизнь.
В этой связи самая «больная» проблема образовательной практики –
проблема развития эстетической культуры, пробуждения, оберегания, сохранения и
развития художественно-творческого потенциала детской личности.
Решение этой актуальной для образования проблемы предполагает решение
микропроблем ее определяющих:
- доминирование развития интеллекта в ущерб развитию эмоциональной,
нравственной, эстетической сферы личности, что ведет к чрезмерному прагматизму
сознания;
-
доминирование обучения в ущерб эстетическому воспитанию, что влечет за собой
разорванность традиций, угасание культуры;
-
манипулирование педагогом и ребенком под видом внедрения новаций, в результате
– неверие педагогов в образовательные реформы, отчуждение детей от образования;
- падение
креативности педагога, учащегося, в результате - педагогическая
профессиональная некомпетентность, формальное освоение
содержания образования ребенком.
Рассмотрим
пути решения обозначенных проблем в сфере дополнительного образования и
культуры.
1.
Развитие духовной культуры всех субъектов образовательного
пространства: педагога, учащегося и родителей. Под духовной культурой мы
понимаем систему, включающую в себя культуру мышления, культуру чувств,
культуру общения, культуру досуга, культуру труда, культуру самоопределения
(творчества), гуманитарную культуру.
2.
По мнению большинства современных философов, культурологов, мы
вступили в эпоху постмодерна. Приметы постмодернизма присутствуют и в
педагогической современной науке, и в инновационной практике. В современной
педагогике постмодернизм обнаруживает себя в арт-педагогике следующим образом:
– образование (в определенной степени) становится электичным:
соединяет несоединимое, объединяет педагогические факторы и реалии по принципу
ассоциации;
-образование тяготеет как к гуманитарному (искусство), так и к
метаматическому знанию: подтверждением тому
- использование интернет-текстов, мультимедийных технологий;
- образование базируется на идее привязанности к местному
(региону); к личности педагога; к индивидуальным особенностям учащихся;
- содержание современного образования (например, в урочной практике)
зачастую метафорично, многослойно, многовариантно;
- образовательное пространство, содержание, методы и другие
компоненты созидаются не только педагогом, но и учащимися, отсюда тяготение к
педагогической импровизации, диалогу;
- в стилистике освоения знаний зачастую присутствуют ироничность,
юмор, плюрализм: на одном уроке может происходить политехнологичность в
освоении эстетической картины мира учащимися, с которой будут соседствовать методы и технологии, не
сосуществующие доселе в классической педагогике;
- наблюдаются взаимодействие и взаимопроникновение,
взаимопонимание разных государственных, национальных, региональных, локальных
педагогических систем;
- осуществляется интеграция научного знания и продуктивной
педагогической практики на межгосударственном, межнациональном, межрегиональном
уровнях.
Арт-педагогика как новое направление педагогической науки признано
разрабатывать инновационные методы психотехники искусства. Это направление
формируется в настоящее время в педагогической теории и практике как
альтернативное сложившимся стереотипам эстетического воспитания на основе
объяснительно-иллюстративных методов, имеющих более
рационально-технократический характер, чем естественно сообразный онтогенез
эстетического развития ребенка.
Психоэмоциональное содержание и духовная направленность
высокохудожественного искусства известны издревле. Искусство и его эстетические
функции оказывают сложное полиэмоционально-нравственное воздействие на развитие
ребенка, на формирование его психики, высших психических функций, в том числе
на нейропсихологическое развитие структур головного мозга. Эстетическое
воспитание, построенное в логике филоонтогенетического развития человека,
закладывает основы мироощущения, мирочувствования, миросозерцания за счет
накопления опыта позитивного переживания эстетических эмоций как фундамента
мировосприятия, мироощущения и мировоззрения, т.е. той части личности, на
которой и строится разумная часть сознания, ценностно-нормативное,
концептуальное мышление.
Предметным полем арт-педагогического влияния
является, прежде всего, чувственно-эмоциональная сфера личности: процессы
эмоциональной децентрации, рефлексивных способностей и эмоционально-волевой
регуляции, невербально-коммуникативной культуры. Другими словами, развитие
сенсорной культуры личности- одна из основных задач арт-педагогики.
Психологическое осмысление искусства в качестве стимульной стороны, личностную
безопасность деятельности субъекта (эстетическая деятельность обеспечивает
мягкие образно-игровые формы диалога, не наносящие вреда здоровью), а с
другой – иметь конкретный материал для
субъективных опытов рефлексии своих состояний чувств, переживаний,
мыслеобразов, отношений.
Создавая арт-педагогические условия раскрытия внутреннего потенциала
личности, можно актуализировать и стимулировать конструктивную самореализацию
личности и определение приемлемых для себя (необходимых и достаточных) условий
бытия. И здесь основной задачей арт-педагогики является обеспечение условий
эстетической деятельности, которые способствовали бы актуализации и
формированию субъективно-конструктивной картины мира и самопознания ребенка,
его способности к продуктивному преодолению
противоречий и барьеров жизненных ситуаций. Такой продукт арт-педагогической
деятельности может являться мерой (критерием) сохранения психологического
здоровья личности учащихся и целью профессиональной деятельности артпедагога.
Следует четко сформулировать специфические признаки
арт-педагогики:
- использование в образовательном процессе изобразительные средства
искусства;
- доминирование диалога педагога с обучающимися в образовательном
процессе;
- совместное художественное творчество педагога и учащегося,
«вплетенность» в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности;
- «включенность» произведений искусства при изучении самых разных
предметов (освоение программного материала на внутреннем, глубинном уровне, в
трех модальностях восприятия информации).
Арт-педагогика имеет единые цели с общей педагогикой: помочь
ребенку научиться понимать себя и жизнь в ладу с самим собой, научиться жить
вместе с другими людьми, познавать окружающий мир по законам красоты и
нравственности.
Специфические цели
арт-педагогики: формирование этического и эстетического иммунитета
личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры.
С целью определения арт-педагогики и ознакомления с возможностями
арт-педагогики в системе дополнительного образования и арт-педагогическими
техниками, выступающими в качестве эффективного средства помощи учащимся нами
выдвигается идея изучения этой проблемы в повышении профессиональной
компетентности педагогов дополнительного образования. Особенностью
арт-педагогики является то, что она оперирует средствами искусства и
художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим
потенциалом.
Методы и приемы арт-педагогики развивают и усиливают внимание к
чувствам, предоставляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают
ребенку приобрести коммуникативные навыки и опыт творческой работы в
коллективе, развивают воображение и творческое мышление.
Выделение концептуальных идей арт-педагогики позволяет рассмотреть
общую направленность этой отрасли педагогического знания. В качестве таковых
выделены следующие: идея гуманизации, идея креативности, идея интегративности и
идея рефлексивности.
Идеи арт-педагогики |
Характеристики идей |
|
Идея гуманизации |
Стержень
нового педагогического мышления, основной установкой которого является восхождение
к личности, к человеку как высшей ценности. Идея гуманизма является
основополагающей для арт-педагогики и превращается в принцип деятельности
артпедагога, если реализуется по отношению к каждому ребенку вне зависимости
от его художественных, интеллектуальных и других способностей. Для
арт-педагогики характерен приоритет воспитательных целей над целями обучения.
Идея гуманизма реализуется и в содержании воспитания, насыщении его «вечной»
проблематикой (Добро и зло, Любовь, Мудрость, Красота), обращении к
внутреннему миру ученика. Эффективное взаимодействие между учителем и
учеником является основанием для взаимного развития, самосовершенствования и
служит раскрытию индивидуального творческого потенциала. |
|
Идея
креативности |
Сторонники
креативности как феномена чаще
выделяют 4 основных аспекта: креативную среду, креативную личность,
креативный продукт и креативный
процесс. Названные аспекты являются значимыми для арт-педагогики. |
|
Идея
рефлексивности |
Развитие
рефлексивной культуры личности является одной из ведущих идей современного
образования. Такая культура характеризуется готовностью и способностью
творчески осмысливать и преодолевать проблемно – конфликтные ситуации
умениями обретать новые смыслы и ценности, умениями адаптироваться в
непривычных межличностных системах отношений, умениями ставить и решать
неординарные практические задачи. Основным показателем рефлексивной культуры
личности является способность работать в условиях неопределенности, что
свидетельствует о взаимосвязи рефлексии и творчества личности, о значении
рефлексии в формировании мотивации школьников к саморазвитию. Арт-педагогика,
используя средства искусства и организацию художественно – творческой
деятельности детей, способствует интенсификации рефлексии и в сфере мышления,
и в сфере общения, и в сфере деятельности, и в сфере самопознания. |
|
Идея
интегративности |
Одним из
факторов раскрытия и реализации личностного потенциала учащихся является
интегративность педагогического процесса. Идея интегративности заложена в
самой сущности арт-педагогики, основанной на использовании в воспитании
различных видов искусства. Гармоничное сочетание всех видов и форм
организации разнообразной художественной деятельности направлено на
обогащение нравственно-эстетического облика учащегося, воспитание у него
эстетического отношения к искусству и к окружающему, формирование
представлений о разных видах искусства и овладении практическими способами
художественной деятельности. |
|
Арт-педагогика основана на следующих принципах:
Принципы |
Характеристика |
Принцип
самовыражения и спонтанности |
Этот принцип проявляется в том, что каждый ученик в процессе
предполагаемых занятий самовыражается, его творчество носит спонтанный
характер. Для обеспечения положительного эмоционального самочувствия и
достижения гармонии с самим собой, с окружающими людьми необходимо давать
безопасный выход своим эмоциям. В ходе художественно-творческой деятельности
укрепляется вера в собственные силы, развивается индивидуальность,
реализуются собственные идеи. Происходит освоение дополнительных способов и
средств выражения своих чувств, эмоций, самого себя. |
Принцип
уникальности |
Этот принцип предполагает отсутствие заданного образца в
предлагаемых творческих заданиях. Любой результат – продукт индивидуального
или коллективного опыта. Этим он интересен и уникален. Реализация данного
принципа требует организации свободной художественно - творческой деятельности таким образом, чтобы ее
результат был заранее успешен и не являлся бы предметом оценки. |
Принцип
синергетики |
Индивид
становится личностью, благодаря общению и связанному с ним обособлению. Язык
творчества один из самых эффективных языков в общении с другими людьми. В
совместной творческой деятельности легче выявить индивидуальность каждого
человека, увидеть его проблемы и трудности. В процессе художественно -
творческой деятельности решается важнейшая задача воспитания – вхождение
ученика в социальную жизнь. Только в коллективной творческой деятельности
полно и ярко развивается и проявляет себя отдельная личность. Коллектив не
поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее
всестороннего и гармоничного развития. Организация совместной творческой
деятельности (сотворчества) помогает приобрести целый комплекс очень важных для социального развития
навыков, способствующих достижению эмоционального благополучия ребенка в образовательном процессе: признание и
принятие другого (успешно работать с кем-либо можно, если понимаешь этого
человека), взаимодействие, вовлеченность в групповую деятельность (человек
становится членом сообщества людей, выполняющих единую задачу), коммуникация
в группе (невозможно выполнить общую задачу, если не научился договориться с
другими людьми, не умеешь слушать другого, не умеешь донести до него свою
идею), отношения взаимосвязанности в группе, поддержка и доверие, групповая
сплоченность (общий успех – это успех каждого). |
Применение различных арт-педагогических методов: направленное
воображение; образно-символическое воспроизведение; игры-задания с
изобразительным материалом; совместная художественно-творческая деятельность,
дает возможность более основательно понять детей, поскольку
художественно-творческая деятельность отображает их эмоциональное и
психологическое состояние. Художественно-творческая деятельность отличается
высокой степенью творческого воображения, оригинальностью и неповторимостью.
Подобные результаты не только за счет использованных интересных тем, но и за
счет структуры творческих заданий.
Так, прием «мы рисуем музыку» - это не только погружение на
интуитивном уровне в мир музыки, поэзии, художественных образов, но и
возможность для рефлексии. Творческие
работы побуждают ребенка к размышлению, самовыражению и сохранению
эмоционального, психологического и социального здоровья. Арт-педагогическая
практика позволяет не только эффективно обеспечивать психопрофилактику
эмоционально-негативных проявлений, но и в значительной мере способствовать
разрешению ряда внутриличностных конфликтов, снимать стрессовые состояния,
накапливать оптимистично-созидательный опыт переживания и сочувствия, опыт
толерантно-эмпатичных взаимоотношений.
Арт-педагогическая практика способствует эмоциональной
отзывчивости как главного механизма нравственных чувств. Они способны выступать
в качестве эффективного средства формирования эмоционально-нравственной
культуры личности на основе развития эмоциональной отзывчивости ребенка, его
восприимчивости к потребностям окружающих. Ребенок учится удовлетворять свои
эстетические потребности с учетом, а не за счет личных интересов и потребностей
других, действовать с согласием, но вне насильственно-психологического
вмешательства.
Механизм синтеза всех видов искусства развивает потенциал
соединения слова, музыки, живописи, пластического выражения. Техники
арт-педагогики призваны помочь в овладении практическими навыками в личностно
ориентированном развитии ребенка средствами искусства, наиболее значимыми
компонентами которых являются:
1.
Аксиологический (введение человека в мир эстетических ценностей,
сопровождение и помощь в выборе личностно значимой системы ценностных
ориентаций и др.).
2.
Деятельностно-творческий (развитие разнообразных способов
художественно-творческой деятельности, творческих и коммуникативных
способностей и др.).
3.
Личностный (самопознание, развитие рефлексии, саморегуляции,
личностный рост, стремление к самоактуализации и др.).
4.
Когнитивный (участник занятий попутно получает знания об
изобразительных художественных средствах, материалах, способах творческой
деятельности, а также сведения о человеке как таковом, его эмоциях,
темпераменте, культурной идентичности, национальных традициях и др.).
Таким образом, на основе вышесказанного и в соответствии с
законами науковедения логично предположить следующий путь развития арт-педагогики:
1.
Заимствование практических методов, методик, техник от различных
психотерапевтических направлений, в практической педагогике. Накопление
специфического опыта арт-педагогических работ, его обобщения и описания.
2.
Заимствование теоретической, методологической и частично
практической базы близкородственных наук. Появление самостоятельной межнаучной области (одной из электичных
ветвей комплекса наук о человеке). Электичная модель объединяет отдельные лечебные, психологические, педагогические
методы из разнообразных источников.
3.
Интеграция межнаучного знания, концептуальный синтез разных
теоретических систем. Появление интегративной арт-педагогики как
самостоятельной отрасли, имеющей в большей степени прикладной значение.
4.
Дифференциация интегрированных знаний. Формирование собственной
теоретической базы, разработка методологии. Процессы специализации. Выделение
арт-педагогики в самостоятельную научную дисциплину. Создание соответствующего
направления в образовательном процессе и профессии артпедагог.
5.
Оформление самостоятельной науки. Процессы внутринаучной
специализации. Образование системы арт-педагогических отраслей (например:
танцтерапия, словотерапия, рифмотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия,
мелотерапия, вокалотерапия и др.). Специализация в рамках специальности
артпедагог.
Важно подчеркнуть, что последний путь развития арт-педагогики –
лишь гипотетическое представление о возможном пути становления арт-педагогики.
Поскольку к настоящему времени данная отрасль еще не достигла статуса
самостоятельной науки. Ее реальность возможна при введении в практику повышения
профессиональной компетентности педагогов в системе дополнительного
образования.
В содержании образования будущих педагогов дополнительного
образования (преподавателей МХК, музыкальной литературы, музыкальной эстетики,
преподавателей по обучению игре на музыкальном инструменте, включенных в требования государственного
образовательного стандарта) в силу
специфики учебного плана и особенностей профессии наилучшим образом подходит
для дополнительной специализации по подготовке артпедагога: культурология,
методика музыкального воспитания, методика преподавания изобразительного
искусства.
К тому же, специализация в области арт-педагогики, полученная в
процессе основного образования, по причине своей актуальности и
востребованности, может в какой-то мере решать проблему формирования эстетикой
картины мира.
Поскольку сегодня допускается и поощряется преподавание дисциплин
в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и
индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам
непрерывного повышения квалификации педагогов, разработанными в рамках курсов
повышения квалификации и учитывающим региональную, национально-этническую,
профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения
преподавателей, обеспечивающих квалификационное освещение тематике дисциплин
цикла формирования эстетической картины мира.
Таким образом, в рамках повышения профессиональной
компетентности педагога дополнительного
образования для подготовки педагогов к
арт-педагогической работе по формированию эстетической картины мира имеются
необходимые юридические основания и теоретические возможности. Существенным преимуществом включения
арт-педагогики в систему педагогической образованности состоит еще и в том, что
на время повышения профессиональной компетентности педагог приобретает статус
артпедагога. Это позволяет совмещать занятия и собственно арт-педагогическую
практику. Иными словами, артпедагоги в процессе непрерывного повышения
профессиональной компетентности не только получают необходимые знания и
освоения инновационной технологии работы с детьми, но и познают глубже
собственный внутренний мир, учатся понимать, принимать себя и других. В итоге,
полученный позитивный опыт становится источником для личностного и
профессионального роста, образцом для выстраивания гуманных отношений с
окружающими людьми и учащимися.
Понятно, что артпедагогу, который чувствует себя нелюбимым и
одиноким, непросто воспитать счастливых и любящих детей. Эта мысль неоднократно
звучала в работах классиков и современных педагогов-гуманистов.
Подготовка артпедагога в процессе повышения профессиональной
компетентности педагога дополнительного образования по формированию
эстетической картины мира учащихся создает уникальный прецедент одновременного
обучения и психотерапии.
Итак, в зависимости от поставленной цели и уровня профессиональной
компетентности педагогических кадров, обучение педагогов дополнительного
образования в системе непрерывного повышения профессиональной компетентности,
обучение педагогов основам арт-педагогики может осуществляться :
- в контексте основных дисциплин на ознакомительном уровне
(информирование, формирование начальных представлений в области арт-педагогики
как одной из инновационных технологий);
- посредством системы спецкурсов, спецсеминаров, супервизорской
практики на уровне углубленного изучения теории и овладения основными
техниками;
- как специализация в рамках основной профессии на уровне
получения дополнительной специальности артпедагог для работы в системе
дополнительного образования.
Определенный опыт такой работы накоплен в системе дополнительного
образования городского округа Тольятти в рамках повышения профессиональной
компетентности на уровне областной
стажерской площадки педагогов дополнительного образования. Однако, данная
проблема в силу своей новизны, малоизученности, актуальности требует
дальнейшего исследования.
Выявленные проблемы и обозначенные перспективы арт-педагогики в повышении
квалификации педагогов дополнительного образования по формированию эстетической
картины мира у учащихся позволяют сделать следующие выводы:
1. Арт-педагогика получает признание как новая интердисциплинарная
отрасль, как самостоятельная отрасль межнаучного знания.
2. Современная ситуация в непрерывном повышении квалификации педагогов
дополнительного образования позволяет организовать подготовку педагогов к
арт-педагогической работе в системе дополнительного образования. При этом,
непременным условием является повышение профессиональной компетентности самих
артпедагогов.
3. Специальность «артпедагог» в наибольшей степени подходит для
дополнительной специализации в области арт-педагогики. Поскольку именно в содержание образования
педагогов дополнительного образования включены психолого-педагогические,
естественнонаучные дисциплины и основы арт-терапевтических знаний в сочетании с
художественно-творческой деятельностью. Их интеграция и создает
интердисциплинарную основу для подготовки к работе артпедагога одновременно с
получением высокой квалификации педагога дополнительного образования по
формированию эстетической картины мира.
4.
Целесообразность дополнительной
специализации артпедагога дополнительного образования актуальна по причине
возрастающей потребности формирования эстетической картины мира учащихся и
молодежи в условиях дополнительного образования.
Литература:
1.
Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического
сопровождения образовательного процесса. Вестник ОГУ, 2003.
2.
Лебедева Л.Д. Арт-терапия в системе педагогического образования /
Личность: образование, воспитание, развитие. - Сб. статей и научных материалов.
– Ульяновск: УлГПУ, 2002. - С. 77 – 85.
3.
Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова, Л.Н., Добровольская,
Т.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. М.: Издательский
центр «Академия», 2001.
4.
Сергеева
Н.Ю. Артпедагогика: радость самовыражения: Учебно-методическое пособие. –
Чебоксары: Чувашгоспедуниверситета им. И.Я.Яковлева, 2003.