Право/ Конституционное право
к.ю.н. Кемали М.С.
Алматинская академия МВД
Республики Казахстан
Права человека в
Казахстане
как самостоятельная
наука
Институт прав и свобод человека и гражданина стал
одним из наиболее существенных итогов правового развития общества и в настоящее
время является непременным атрибутом демократического правового государства.
Необходимо признать, что в настоящее время в
системе общественных наук сформировалась новая отрасль научных знаний – наука прав человека. Идея ее возникновения
появилась за рубежом еще в 70-80-х гг. XX века. Права человека, как важнейший
институт получил развитие не только в конституционном праве, но и в теории
права и в ином отраслевом законодательстве.
Ее необходимость аргументировалась актуальностью
знаний о социально-политическом и нравственно-правовом положении человека в
системе национальных и международных общественных отношений, поиском новых
научных подходов при решении современных гуманитарных проблем, а также
изучением эффективности деятельности учреждений по правам человека. В правах и
обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, но и
раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.
Как полагает В.А. Карташкин, права человека как отрасль современного международного
права состоит из совокупности принципов и норм, определяющих обязанность
государств по обеспечению и соблюдению основных прав и свобод человека без
всякой дискриминации как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов,
а также устанавливающих ответственность за преступное нарушение этих прав [1].
В то же время, нам представляется, что права
человека давно вышли за пределы отрасли международного права. Так, в программе
учебного курса «История, теория и практика прав человека», опубликованной в
журнале «Государство и право» обосновывается тезис о правах человека не только
как учебном курсе, но и как самостоятельной науке, необходимой для целостного
рассмотрения социального бытия человека [2]. В 1995 г., Б.Л. Назаров решительно
выступил за признание науки о правах человека как учении об основных, наиболее
общих закономерностях возникновения и развития истории, теории и практики этих
прав [3]. Его основной тезис заключается в том, что данная синтезирующая
научная и учебная дисциплина должна стать методологической основой развития
проблем прав человека во всех юридических науках [4].
Е.А. Лукашева пишет, что «особенностью теории
прав человека является ее тесная взаимосвязь и пересечение со всеми иными
юридическими науками. Есть ряд факторов, определяющих необходимость выделения
самостоятельной науки и учебной дисциплины – теории прав человека» [5].
По мнению Ф. М. Рудинского, необоснованны
опасение некоторых, что это может привести к обеднению содержания философии,
этики, теории государства и права, международного, конституционного права и
других общественных наук, а также к снижению их уровня. Предмет каждой из
указанных гуманитарных наук остается неизменным. Никаких попыток изъятия тех
или иных проблем, связанных с правами человека, из их ведения не
предполагается. Напротив, создание новой науки поможет исследователям,
работающим в отраслевых науках.
Предметом науки прав человека являются основные
закономерности возникновения и развития категорий достоинства и свободы
человека, его прав и их гарантий; юридические нормы, закрепляющие эти права и
гарантии; экономические, социальные, политические, культурные и иные факторы и
условия существования указанных общественных явлений; политические,
философские, правовые, этические и иные учения о правах человека. Было бы
целесообразно, продолжая исследование, разработать и другие научные критерии,
позволяющие отделить науку прав человека от других наук, более точно определить
ее предмет. Однако надо отметить, что вопрос о самом существовании этой науки
до сих пор не признан официальными структурами [6].
В 1978 г. под эгидой ЮНЕСКО в Париже вышла книга
«Международные измерения прав человека».
Главным редактором и организатором этой работы был известный ученый в
области прав человека директор Отдела прав человека и мира ЮНЕСКО, генеральный
секретарь Международного института прав человека того времени Карел Вазак.
Общая идея была высказана в ее предисловии: «Современный феномен прав человека
срочно требует выработки истинной науки прав человека, объективность и
строгость которой будут гарантом независимости прав человека по отношению к
любой школе мышления и любой интерпретации реальности.
На вопрос, сформировалась ли область знаний прав
человека как наука, он ответил: «Думается, мы будем на пороге истины, если
ответим, что права человека – это несколько хаотично, но быстро
развивающаяся область знания, беременная наукой прав человека. Рождение новой
социально-гуманитарной науки мы ожидаем в первом десятилетии третьего
тысячелетия. Это будет междисциплинарная наука, но наука со своим специфическим
предметом, со своими сложными и подвижными структурой и содержанием, сугубо ей
присущим концептуальным аппаратом. Все
эти признаки зрелой науки разрозненными, логически неувязанными между собой
элементами уже сегодня имеют место в наших знаниях о правах человека. Но, чтобы
знание приобрело статус науки, эти разрозненные элементы необходимо замкнуть в
строгой, логически корректной и адекватной системе [7].
Мы изложили позиции отдельных авторитетных
специалистов в области прав человека. На наш взгляд, вывод однозначен, что
наука прав человека должна развиваться и совершенствоваться. Взаимосвязь
государства и индивида требуют их дальнейшего упорядочения. На самом высоком
уровне необходимо конкретизировать и сформулировать основные принципы и
международные стандарты, являющиеся ценностными ориентирами в современном мире,
с которыми обязаны считаться все государства, подписавшие соответствующие
конвенции.
В то же время, нельзя не учитывать, что в мире
есть страны, где к правам человека относятся с другой позиции. Так, по мнению
исламистов, если первая европейская
школа прав человека в политическом смысле возникла в XVIII веке,
то Ислам
дал человечеству идеальный кодекс прав человека еще четырнадцать столетий
назад. В мусульманском мире права и свобода человека
защищались Шариатом с появлением
Ислама.
В Каирской Декларации о правах человека в
исламе от 5 августа 1990 года подчеркивается, что основные права и
универсальные свободы в Исламе являются неотъемлемой частью исламской религии и
что принципиально никто не имеет права отменять их полностью или частично,
нарушать или попирать их.
На сегодня нам представляется важным,
не факт где и когда стали защищаться права человека, а нормы, направленные на
неукоснительное обеспечение прав личности и признаваемые всем странами. При
этом, нельзя навязываться и детализировать процедуры защиты прав человека.
Так, по мнению западных стран,
пенитенциарная система должна находиться в ведении органов юстиции, где права
осужденных будет соблюдаться наиболее полно. В связи с этим в Российской
Федерации уголовно-исполнительная система давно была передана в ведение
Министерства юстиции. Казахстан
в 2001 году первым из стран Центральной Азии перевел уголовно-исполнительную систему
в подведомственность Министерству юстиции Республики Казахстан.
В настоящее время власть пришла к выводу, что
такое решение было в свое время ошибочным. Указом Президента РК «О
пенитенциарной системе Республики Казахстан» от 26 июля 2011 года функции и полномочия Министерства юстиции в
сфере уголовно-исполнительной деятельности вновь переданы в ведение
Министерства внутренних дел Республики Казахстан. Возможно, этому
повлияли участившиеся за последнее время бунты, побеги и взрывы.
Ряд представителей общественности и специалисты
данной сферы со ссылкой на международную практику полагают, что возвращение
уголовно-исполнительной системы под контроль силового ведомства свидетельствует
об отклонении Казахстана от курса демократических реформ и противоречит
международным стандартам противодействия пыткам в уголовной юстиции. По их
мнению, исполнение наказаний не должно находиться в компетенции ведомства,
осуществляющего функцию уголовного преследования, хотя по существу с
осужденными продолжают работать те же сотрудники уголовно-исполнительной
системы, которые трудились и ранее в составе КУИС. Кроме того, в Казахстане
созданы прочные внутренние национальные законодательные рычаги, позволяющие
эффективно реализовывать те положения, которые действуют по защите прав
человека, а также выполнение
международных норм и стандартов.
Действительно, права человека сложное,
многогранное понятие – одна из основополагающих ценностей современной мировой
цивилизации, которое требует самостоятельного исследования как науки и изучения
как отдельной учебной дисциплины. И самое сложное – это надлежащее обеспечение
прав и свобод человека. Именно в связи с этим, Конституция Республики Казахстан
объявила человека, его жизнь, права и свободы высшей ценностью, поскольку общепризнанные нормы и принципы
международного права, международные договоры провозглашены как часть
национально-правовой системы страны. В настоящее время, во многих учебных
заведениях преподается учебный курс «Права человека», стали издаваться учебные
пособия и опубликовываться научные статьи. На наш взгляд, требование времени
свидетельствует признании прав человека как науки и необходимости включение в
государственные стандарты образования ее в качестве самостоятельной учебной
дисциплины.
Литература:
1. Карташкин В.А. Международная защита прав
человека. - М., 1976. - С.46
2. Программа курса «История, теория и практика
прав человека»//Государство и право. 1992.
№ 10.
- С. 39, 53.
3. Права
человека. История, теория и практика/Организатор авторского коллектива
Б.
Назаров. М., 1995. С. 17.
4. Там же. С. 24.
5. Права человека. Учебник для вузов/Отв.
редактор Е.А. Лукашева. М., 1999. С. 5.
6. Рудинский Ф.М. Наука прав человека - предмет, функции,
современные
методологические проблемы. Интернет-ресурс.
7. Евменов Л.Ф. Актуальные проблемы становления
науки прав человека. Интернет-ресурс.
Адрес: 050040 г. Алматы. Казахстан
ул. Аль-Фараби 53в кв.68
КЕМАЛИ
Майгуль Сагиндыковна