История/ 2 Общая история
К.ф.н. Арсенина О.В., к.и.н.
Соловьева В.В.
Владимирский государственный
университет, Россия
Проблема информатизации культурного наследия в музейном пространстве
Процесс информатизации музейного
пространства актуализирует задачу адаптации культурного наследия в эпоху информационной глобализации общества.
Сегодня перед музеями встает проблема изменения самой сущности музейного дела, когда
необходимо переосмыслить способы коммуникации как в локальном (с посетителями
музеев), так и в глобальном пространстве (между музеями, государственными,
международными структурами).
Музеи
становятся частью
единого информационного пространства, когда информация приобретает всеобщий характер. Это означает,
прежде всего, то,
что необходима разработка стратегии дальнейшего развития в условиях тотальных
преобразований. Информатизация культурного наследия в музейной деятельности
испытывает круг
проблем, возникающих в связи с информатизацией музейного пространства.
Прежде
всего, эта проблема техническая: разработка сайтов, сетей, корневых каталогов и т.д. Эта
проблема не столько техническая, сколько содержательная: организация взаимодействия с
посетителями музеев,
когда непосредственное взаимодействие оказывается невозможным. Многие музеи обеспокоены
тем, что доступ в музеи через Интернет может уменьшить желание посещать реальные музеи; на самом деле, скорее всего,
произойдет прямо противоположное. У тех, кто до этого имел слабое представление
о богатстве хранящихся в музее экспонатов и связанных с ними знаний, может пробудиться, но никак не притупится интерес. А
настоящие любители музеев, по-видимому, воспримут эти новые способы доступа как дополнительный путь к знаниям, которыми
располагают музеи. В данном случае речь идет о фотографии как информационном
источнике, представленном на электронном
носителе.
Однако этот вывод не является однозначным,
существуют другие мнения относительно информатизации музейного пространства. Проблема заключается в
неоднозначности электронной коммуникации и последствий информатизации реальной
коммуникации. С одной стороны,
информатизация культурного наследия в музейном
пространстве способствует расширению возможностей музейной деятельности, с
другой стороны, какова эвристическая функция музея как субъекта коммуникации?
Не сводится ли его роль только к презентации экспонатов? Отчасти такая
опасность существует, поскольку исчезает реальное общение, взаимодействие не
только посетителей и работников музеев, но и посетителей друг с другом. Таким образом,
следует, прежде всего, осмыслить не технические аспекты информатизации, а коммуникативные.
Субъект, фиксирующий информацию на определенном носителе
в определенном виде, отражает реальность и сам
отражается в источнике. В каждом историческом источнике зафиксирована не только ситуация,
но и отношение к ней, которое определяется целями субъекта (1. С. 20).
В
информационной структуре исторического источника культурного наследия, который,
как правило, представлен в виде фотоснимка, его создатель выступает как интерпретатор прошлого,
он субъективирует
информацию о прошлом, преломляя ее через свое мировосприятие, через свои цели и
потребности, где информация
представляет собой лишь
часть информации, характеризующей описываемые события прошлого. Вместе с тем и «сама
является неотъемлемым компонентом ее»(2.С.115).
Если
понимать фотографию как исторический
источник, как систему, то эта система должна выглядеть следующим образом:
«информация - создатель
источника - носитель информации». Таким образом, каждая фотография это исторический источник который объединяет 3 подсистемы:
-
информация; -
субъект, фиксирующий информацию (предмет, который сфотографирован); - носитель
информации , при помощью которого информация фиксируется, сохраняется и
распространяется. (3. С.324).
Характер и объем информационного поля зависят от
социального положения субъекта, уровня образования, круга общения (среды) и
многих других социокультурных, экономических и политических факторов. От
индивидуальных
свойств человека зависит то, каковы его информационные потребности, какую информацию он
принимает. Соответственно, и информационное поле субъекта в истории включает различные составляющие
- социокультурные, профессиональные, половозрастные и другие, характер которых,
определяет объем информации, принимаемой субъектом и передаваемой в знаковом виде.(4.С.268)
Одним из существенных результатов информационного поля музея станет определение
соотношения понятий «информация» и «история», «информация» и «исторический источник».(5. С.60)
Внутренние
задачи есть
сохранение и трансляция культурного предания, обеспечивающего взаимопонимание между
различными поколениями. Каждая новая эпоха задает свои способы интерпретации культурного предания,
и посредством музеев эта интерпретация приобретает социально приемлемую форму, фундирующую
понятийные механизмы в обществе.
Литература:
1.Блюменау Д.И. Проблемы
свертывания научной информации. Л., 1982. С. 20.
2. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 115.
3 Развитие информационных
технологий в образовании: Аналитический доклад. М.: Магистр. 2009. С.324.
4. Румянцева М.Ф. Общие свойства исторических источников
нового времени // Проблемы
источниковедения и историографии: Материалы II научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко. М, 2000. С.
268.
5. Замятин И. А. Новая информационная технология анализа
эргатических систем // Новые информационные технологии в университетском образовании. Новосибирск,
25-27 марта 1999. С. 60