Эмирова М.Н.
к.и.н.доц.
Пирмагомедов З.К.
аспирант
ДГПУ
г.Махачкала.РД.
Ремесло и отходничество
в хозяйственной жизнедеятельности
ахвахцев.
В XIX веке в
сельских обществах Ахваха широкое развитие получили кустарные промыслы
господствующей формой которых, как и во всем Дагестане являлась домашняя
промышленность.[1]
Хотя главным занятием ахвахцев в изучаемый период
оставались земледелие и скотоводство, которые являлись основной их
экономической жизни, население сельских обществ Ахваха в свободное от сельскохозработ
время занималось различными промыслами.По словам начальника Гунибского округа,
«недостаток удобной земли, а до замирения Дагестана плохие пути сообщения и
враждебные отношения обществ между собою, искони заставили население округа
приняться за некоторые ремесла, в которых оно более нуждалось…».[2]Изготовляя
предметы хозяйственно-домашнего обихода, ахвахцы хорошо обрабатывали шерсть,
шкуры домашних животных, дерево,
камень, металлы, умели производить порох. Главной причиной возникновения и
развития домашних промыслов была господство такой формы
хозяйственно-экономического уклада, в которой натуральное производство занимало
все еще значительное место. Способствовали этому и незначительные объемы
индивидуального земледельческо-скотоводческого хозяйства, и наличие свободных
рук, не занятых сельскохозяйственным производством. «Домашние промыслы
составляют необходимую принадлежность натурального хозяйства, остатки которого
всегда сохраняются там, где есть мелкое крестьянство» писал В.И. Ленин.[3]
Со второй половины XIX века в условиях значительного
роста товарности животноводства, оживление торговли и экономических связей с
другими районами Дагестана и Кавказа, ассортимент изделий домашнего
производства стал сокращаться, товары и изделия стали приобретаться на стороне
в обмен на продукцию животноводства, или покупаться на деньги от реализации
этой продукции.
Надо отметить что приемы обработки сырья и материалов
у ахвахцев мало чем отличалось от соответствующих приемов у других народов
Дагестана, описанных Х.-М. Хашаевым, С.Ш. Гаджиевой, З.О. Османовым, С.С.
Агашириновой, А.Г. Булатовой, М.Г. Гаджиевым, Г.А. Сергеевой, М.М. Ихиловым и
др., но при этом имелись свои особенности. Женщины селений Изано, Кудияб-Росо,
мыли шерсть следующим образом. Они плотно упаковывали в мешки, а затем в
продолжение часа-полутора били по мешку палками. Может быть, этот был один из
древнейших способов очищения шерсти от пыли и примесей, которые в результате
этого процесса оседали снизу. Иногда для удобства.[4]
Набитые шерстью мешки подвешивали к чему-либо к балке, перемычке, дереву и др.
Удары палкой следовало наносить с определенным приложением физической силы:
слабые удары должного эффекта не давали, а чрезмерно сильные могли посечь ворс,
ухудшить его деловые качества.[5]
Большое место в домашних промыслах занимала обработка
шерсти и изготовление шерстяных изделий. Производством сукна «руцlалъи» ахвахцы обычно не занимались, предпочитая
выменивать или покупать его у каратинцев или келебцев. Повсеместно женщины
изготовляли вязаные носки и платки.
Обычно на изготовление предметов домашнего или
хозяйственного обихода уходила меньшая часть запасов шерсти, большая её часть
продавалась на рынках или заезжим скупщикам, главным образом каратинцам и
андийцам. Деятельность скупщиков, характеризующая собой «первые и отсталые
формы капиталистических отношений, особенно оживилось во второй половине XIX века.Второсортная шерсть и шла на изготовление войлока и грубого сукна, из
которых шили куртки, пальто, бурки, головные уборы, женскую одежду – платье,
платки; накидки, обувь и т.д.У ахвахцев теплой верхней одеждой служила пальто
из войлока «къучара». В XIX- начало ХХ
вв. пальто это бытовало у всех ахвахцев.«На пошив одежды обычно шёл кусок
войлока длиной около 3-х метров, - пишет С.А. Лугуев. Его перегибали пополам,
задняя часть образовывала спинку, передняя – полы. Пальто имело небольшой
шейный вырез, рукава средней ширины, длиной до середины кисти. Прямой разрез
проходил от воротника до подола».[6]Производство
войлоков с вваленным узором у ахвахцев было не особенно развито. Они, ковры
были скромны, по виду для них использовалась шерсть натуральных цветов – белая,
черная, серая, а позднее крашенная растительными красками.[7]Один
из способов узорного войлока – накладывание узоров на нескатанную шерсть
служащую фоном, или на слабо сваленный войлок, с последующим волянием.[8]В
результате получался односторонний ковер с несквозным орнаментом. У таких
войлоков фон чаще всего был белый, иногда красный или черный. Узоры состояли из
кривых линий, завитков, кружочков, в виде точек из шерсти разных цветов,
геометрических фигур, розеток.[9]
Однако производство шерстяных изделий носило
внутренний характер, т.е. служило в основном удовлетворению собственных
потребностей в одежде и изделиях домашнего обихода. «Производство ковров,
паласов и др. изделий из шерсти для домашнего потребления распространено почти
во всех округах области»[10],
- писал Е.И. Козубский. Обмен и продажа этих изделий ограничивалась рамками
соседних селений и союзов сельских обществ.
Из шкур крупного рогатого скота, лошадей и коз ахвахцы
выделывали кожу: мягкую, типа хрома «раке» и толстую, для грубой обуви, для
подошв, ремней, кожаных веревок и др. «къехьи». Для получения более толстой и
прочной кожи обработки подвергались шкуры быков, коров, лошадей. Из такой кожи
делали в основном грубую обувь и ремни для хозяйственных нужд.[11]
Производство деревянных изделий было здесь
сравнительно не плохо развито.Сельскохозяйственный инвентарь обычно хозяин по
мере необходимости мастерил сам. Однако в каждом, более или менее крупном
населенном пункте были мастера, которым тот или иной вид орудий оборудования
хорошо удавался: плуг, ярмо, молотильные доски, лари, вилы, лопаты, грабли и
др. Нередко эти мастера изготовляли орудия на заказ.
Издавна был известен и получил дальнейшее, хотя и не
повсеместное развитие у ахвахцев промысел по обработке дерева,она носила многообразный характер. Дерево служило
для всего населения в первую очередь строительным материалом.[12]
Его применяли для изготовления дверей, оконных рам, опорных столбов, перекрытий
домов: из него делали различные конструкции для жилья и хозяйственных построек.
Кроме того они были и неплохими плотниками, обходясь своими силами при
строительстве личных и общественных домов.В свободное от скотоводства и
земледелия время года мужчины – ахвахцы вырезали из дерева ложечницы «кlокъола», разнообразные мерки: «къото», «ссагги»,
«хвади»; скамейки и стульчики «къошиита»; кружки «ишиетlо», корыта «иша», сундуки «гъоносса», детские люльки
«лъеша», деревянные седла для ослов «гъвядиба», деревянную часть седла для коня
«мида», ступки «квандари», вилки «чlуме» и
др.[13]
Значительная часть этих изделий служила для ахвахцев предметом обмена и
торговли. Из дерева жители также изготавливали необходимый в хозяйстве
сельскохозяйственный инвентарь, земледельческие орудия: молотильные доски,
плуги, вилы и т.п.[14]
И, наконец, дерево служило материалом для изготовления
домашней утвари.Для изготовления всех видов деревянных изделий ахвахцы
использовали местное дерево.Дерево ценили, расходовали экономно, особенно в тех
обществах, где своего леса не было.О значении леса в хозяйстве горцев
И.Дубровин писал: «Как драгоценен лес, можно судить из того что в Аварии одним
из жестоких наказаний было разорение нескольких комнат у провинившегося. Хотя
дома там каменные, но лес необходим для балок настилки потолка и для дверей, и
обыкновенно проходил год и даже несколько лет пока разоренный соберется со
средствами, чтобы отстроить свой дом».[15]
Этим же объясняется тот высокий уровень мастерства в художественной обработке
дерева, которые достигли горцы, в том числе и ахвахцы. Свидетельством такого
мастерства является тот факт, что для обозначения специалиста по обработке
дерева в аварском языке употребляется слово «устар» - мастер «цlулал устар», - мастер дерева, в то время, как
обозначение остальных, не связанных с обработкой дерева, ремесленных
специальностей, употребляется слово с окончанием «хъан», указывающее на занятие
человека (къадакан – каменщик, векьарухъан – землепашец).[16]
Слово «устар» применялось только для обозначения специальностей ювелира и
мастера по обработке дерева и не распространялся на другие отрасли
производства, даже на специалистов по меди и железу» - пишет С.Х. Асиятилов.[17] Ахвахцы хорошо обрабатывали камень ,в любом
населенном пункте Ахваха и в наши дни сохранились одноэтажные и многоэтажные
хозяйственно-жилые комплексы из тесаного камня, плотно прилегающие друг к
другу.Камень, особенно, мягкие его породы, как наиболее доступный его материал
шел на изготовление водосточных желобов «охьоба», плит для мягчения кож,
светильников, корыт, ясель. «ансса» ступок с пестиками, катков «кIкIеме» и др. Все
это шло на удовлетворение внутри
хозяйственных потребностей. Район
проживания ахвахцев археологи считают одним из центров металлообработки уже в
средневековье[18]. Потребности в металлических изделиях
удовлетворяли кузницы «енху». Они работали, сочетая ремесло с занятием
земледелием и скотоводством, в основном выполняя заказы односельчан крестьян их
окрестных хуторов и сел. Кузнецы выковывали
главным образом сельскохозяйственный инвентарь: мотыги «михичъи», тесаки
«чатаххида», лопаты и др[19]..
Кроме того, в
зависимости от потребностей населения ковались гвозди, молотки «кватIа», щипцы «гьеци», долото «ижи», треножники «миххиле»,
очажные цепи «раххаси», ножи «мешу», сковородки «миххигъва»[20].
В незначительном количесве были у ахвахцев и медники, изготовлявшие в основном
тазы «тIасси» и кружки «шиетIо». Прочие медные изделия водоносные кувшины, медные
котлы, подойники и др. покупались на
рынках или у заезжих лакцев[21].
Ахвахцы умели плавить сталь «чара» и бронзу «лези». Из стали выковывали
кинжалы, сабли «къвечIа», стволы
огнестрельного оружия. У Ахвахцев были свои мастера (2-3 человека),
изготавливавшие из переплавленных серебряных монет женские украшения: серьги «кIичIо» крупные
серьги «кIчIу», серьги с подвесками «хаххандир», филигранные с
зернью бусы «меххила», серебряные женские пояса «ратIтIича», браслеты
«кванкъе» и др.[22]На продажу
металлические изделия местных мастеров
поступали редко, они в основном работали на заказ, изготовляя орудия и предметы в подавляющем большинстве
случаев из материала заказчика[23].Из
селитры и серы ахвахцы изготавливали порох «тучикъи жоми»[24].Для
хранения сыпучих тел ахвахские женщины лепили
из воска сосуд типа кувшинов «рахва», служившие одновременно и мерой при
обменах.
Распределение кустарей и промыслов в селениях Ахваха,
как показывает фактический материал, отсутствовало. Тип домашних промыслов в
этих селениях можно назвать смешанными в Ахвахе, в отличие от более развитых
районов Дагестана, был выражен незначительно
и шёл медленными темпами. Последнее было обусловлено натуральным
характером хозяйства, отдаленностью Ахваха от развитых центров и т. д.
Заметное место в социально-экономической жизни
население Ахваха занимал отхожий промысел. По словам С. Х. Асиятилова
«Отходничество, вызванное скудностью природы и трудностью жизненных условий в
условиях гор, берет начало с XIV-XV вв., когда началось широкое земледельческое освоение
равнинных районов Северного Кавказа и Закавказья»[25].
Ахвахцы, как и большинство других народов Дагестана, испытывали избыток рабочей силы.
Неспособность незначительного по объему крестьянского хозяйства круглогодично
занять рабочие руки К. Маркс, считал естественной основной для соединения
земледелия с подсобными домашними промыслами[26].
Заниматься отхожими промыслами принуждали ахвахцев и
трудные естественно-географические условия, нерешенность
социально-экономических задач. «Отхожий промысел, - отмечалось в материалах
Дагестанского областного статистического комитета, обязанный своим
существованием сравнительной густоте населения, бедности природы, отсутствию
обрабатывающей и добывающей промышленности и другим экономическим условиям,
весьма распространен в области…».[27]
Обращаться к отходничеству принуждали Ахвахцев, как и
остальных горцев, также «недостаток в земле и малая плодородность её»[28],
как следствие этого невозможность «прокормиться занимаясь только сельским
трудом»[29],
малые возможности сбыта произведений мастерового населения на месте[30],
невозможность для бедноты найти заработок в пределах округа[31],
что особенно важно «для жителей Высокогорной Аварии».[32]
Низкая степень экономической обеспеченности Ахвахцев
наряду с другими факторами имела прямое отношение к количеству отходников из
Ахваха. Отходничество, как и другие промыслы, имело зональный характер,
«который был обусловлен разной степенью экономического благополучия зон,
достатка земли и скота, масштабности и мощности хозяйств».[33]
Отходничество Ахвахцев, как и дагестанцев в целом,
распадалось на «внутридагестанское» и «внешнее».[34]
Внутреннее отходничество выражалось в выполнении в
соседних обществах и в других округах мастеровыми людьми (каменщиками,
плотниками) работ по профилю своего мастерства, а также в поисках и выполнении
там же всякого рода работ не мастеровыми людьми. В официальной статистике
отсутствуют фактические данные по внутреннему отходничеству, но имеются
сведения об отходничестве за пределы Дагестанской области.
Отходники – ахвахцы, как и другие горцы, покидающие
пределы Дагестана, отправлялись в основном в Закатлы, Грузию, Бакинский и
Грозненский нефтепромышленные районы, Теркскую область.[35]
Различались и формы отходничества:
сельскохозяйственная, промышленная, кустарно-ремесленная, наем в стражники или
охранники и т.п.[36] Одной из
форм отходничества было поступление горцев на военную службу к феодальным
владетелям Закавказья и даже пограничные турецкие пашалыки и в Персию».[37]
Часть уходивших иногда нанимались на военную службу.[38]
«Аварцы вообще называются лезгинами… - писал А.И. Ахвердов. – От природы же
ремесло сих лезгин – хождение по требованию персидских ханов кругом Кавказа к
плоскостям имеющих свои владения на помощь против их неприятеля. Плата же
производится им от мая месяца до сентября, и куда бы заведены не были, сентября
в первых числах возвращаются в свои жилища, спеша, чтобы снега не закрыли им
пути в оные. Каждый лезгин получает по 12 рублей платы… А есть ли кто их не
нанимает, тогда идут по удобности в разные места на злодеяния, откуда во также
почасту половина только возвращается и то иногда с добычею, а иногда и ни с
чем».[39]
Во второй половине XIX века с присоединением Дагестана к России менялись
формы и характер отходничества. В 80-90-х годах XIX в. в связи с проникновением капиталистических
отношений в Дагестане, существенно изменились как условия мест, куда горцы
уходили на заработки, так и условия и труда. Намного увеличилось число уходящих
на заработки[40] не
мастеровых людей.
Строго установленного порядка отхода не существовало.
Часть отходников уходила на заработки ежегодно, обычно осенью, после уборки
урожая.[41]
Возвращались эти отходники домой обычно в конце весны, в мае-июне, когда в
горах наступала пора сельхоз работ.[42]
Часть отходников, обычно уходившая в более отдаленные
районы – в промышленные центры Кавказа и во внутренние губернии России, - не
возвращались на период летних сельскохозяйственных работ (прополка, заготовка
сена, уборка урожая), поскольку эти работы у ахвахцев вообще выполнялись
женщинами, «даже и при наличности хозяина».[43]
Это объясняется тем, что у «подавляющего большинства отходников земельный
участок был невелик, а у части его вообще не было… Поэтому у отходников не было
необходимости возвращаться домой для обработки своего клочка земли».[44]
С грозненских нефтепромыслов, например 60% дагестанских отходников увольнялись
преимущественно осенью и зимой, многие из которых зачастую не возвращались
домой, отправлялись на поиски другой работы.[45]
Сказанное можно отнести и к Ахваху, поскольку
ахвахцы-отходники из-за отдельности их обществ от промышленных
сельскохозяйственных центров, куда они уходили, часто возвращаться домой не
могли. К тому же, это им было невыгодно.
Проникновение в хозяйство товарных отношений приводило
к появлению свободных рабочих рук. В Ахвахе этот процесс был менее выражен по
сравнению с низменными районами Дагестана. Рост численности отходников
определялся также неурожаями, необходимостью закупки хлебов и кормов в большом
объеме, необходимостью расплатиться с правительством за недоимки или за
представленные им ссуды и т.д.
Рост количества отходников во 2-й половине XIX века касался в первую очередь «внешнего отхода».
Особенностью социального строя горной части Дагестана, на который относился и
Ахвах, был высокий процент беднейшего и очень низкий процент богатого
крестьянства. Этим же объяснялся «высокий процент хозяйств, прибегавших к
продаже рабочей силы и, наоборот, незначительный процент хозяйств прибегавших к
найму его». Иначе говоря, «богатая прослойка малочисленна и поглощала лишь
незначительную долю рабочей силы… Поэтому из года в год росло число отходников
из Дагестана…[46]».
Последнему способствовали также низкий уровень промышленности, которая не могла
обеспечить работой и десятой доли высвободившихся в деревне рабочих рук»,
«установление прочных связей Дагестана с другими районами Кавказа», увеличение
ввоза товаров фабрично-заводской промышленности из центральных районов России и
в связи с этим падение цен на многие виды изделий местной кустарной
промышленности.[47]
В целом отходничеством их ахвахских сёл занималось 156
человек.[48] В селении
Кудияб-Росо отходничеством занималось 100 человек, в Тад-Магитле – 36, Изано –
20.[49]
Отходники в возрасте от 18 до 30 - лет составляли
большинство, как по селам, так и сельским обществам в целом (40% от всего
количества отходников), в возрасте от 31 до 40 лет 30%. Остальные группы были
представлены в меньшинстве и особого места в системе отходничества не занимали.
Отходники в возрасте до 18 лет были представлены в основном лицами, уходившими
на заработки со своими родителями или старшими родственниками в качестве их помощников.
Условия работы и жизни отходников были тяжелыми. Они
подвергались эксплуатации.[50]
Немало их умирало от малярии и различных болезней.[51]
«Неземледельческие» и не мастеровые отходники выполняли самые тяжелые и
низкооплачиваемые работы. Из-за отсутствия профессии и определенных (требуемых)
навыков труда, они вынуждены были соглашаться на любые виды работ и условия
труда.Заработок отходников был невысок и составлял приблизительно от 80 до 150
рублей в год на одного человека, отправляющегося на заработки.[52]
Размер заработка зависел от вида работы, её продолжительности, и даже от знания
русского языка[53] и т.д.
Однако, несмотря на все трудности, отходничество в
Ахвахе продолжало иметь место. Он сыграл положительную, прогрессивную роль в
жизни населения Ахваха, как и народов Дагестана в челом, поскольку часть
отходников приобщалась к капиталистическим производственным отношениям.
Отходничество давало горцам возможности заработать своим трудом средства к
существованию.
[1] Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1961. С. 96; История Дагестана. Махачкала,
1968. Т. II. С. 368.
[2] ЦГА. РД. Ф. 2. Оп. 1. Д. 27. Л. 37.
[3] Ленин В.И. Аграрный вопрос в России. Полное собрание
сочинений. Т. 17. С. 47.
[4] Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1961. С. 98.
[5] Изудинова Р.С. Войлочные изделия аварцев в XIX-ХХ в. Махачкала, 2000. С. 57.
[6] Лугуев С.А. Указ. соч. С. 72.
[7] Полевой материал автора.
[8] Изудинова Р.С. Войлочные изделия аварцев в XIX-ХХ века. Махачкала, 2000. С. 58.
[9] Там же. С. 73.
[10] Козубский Е.И. Памятная книжка дагестанской области
на 1895. Темир-хан-Шура, 1895. С. 122.
[11] Лугуев С. А. Указ.соч. С. 72.
[12] ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 45. Д. 108. Л. 16.
[13] Лугуев С.А. Указ.соч. С. 72.
[14] ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 4. Д. 108. Л. 16.
[15] Дубровин Н. История войны и владычество русских на
Кавказе. СПб., 1871. Т. I. Кн. 1. С.
510.
[16] Нурмагомедов И.Г. Карах в XIX- начале ХХ века. Махачкала, 2001. С. 90.
[17] Асиятилов С.Х. Историко-этнографические очерки
хозяйства аварцев (XIX- первая половина ХХ вв.).
Махачкала, 1967. С. 80.
[18] Атаев Д. М. Металлургия и металлообработка
средневековой Аварии (по материалам Бежтинского могольника). //РФИИЯЛ Ф.З. Ол.
1. Д. 81. Л. З.
[19] Полевой материал автора.
[20] Лугуев С. А. Указ сок. С. 74.
[21] Там же С. 75.
[22] ЦГА РД Ф. 21. О. 4. Д. 108. Л. 20.
[23] Лугуев С. А. Указ. Соч. С. 74.
[24] Там же С. 74.
[25] Асиятилов С. Х. Указ.соч. С. 92.
[26] Маркс К.
Капитал. Т. 2. М., 1951. С. 238.
[27] ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 59-и. Л. 10; Памятная книжка
и адрес – календарь Дагестанской области на 1901 год. / Под редакцией Е.И.
Козубского. Темир-хан-Шура, 1901. С. 76.
[28] ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 1. Д. 27. Л. 37.
[29] Никольская З.А. Аварцы. // Народы Дагестана. М.,
1955. С. 30.
[30] ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 1. Д. 11. Л. 2.
[31] Там же. Д. 27. Л. 25.
[32] Материальная культура аварцев. Махачкала, 1967. С.
19.
[33] Искендеров Г.А., Османова М.О. Хозяйство. // Народы
Дагестана. М., 2002. С. 52.
[34] Шигабудинов М.Ш. Отходничество в Дагестане в XIX- начале ХХ вв. Махачкала, 2000. С. 21.
[35] ЦГА РД. Ф. 73. Оп. 1. Д. 8. Л. 43.
[36] Шигабудинов М.Ш. Указ.соч. С. 41.
[37] Алиев Б.Г. Союзы сельских общин Дагестана в XVIII- первой половине XIX в. Махачкала, 1999. С. 98.
[38] История Дагестана. М., 1967. Т. I. С. 314.
[39] Ахвердов А.И. Описание Дагестана: 1804 г.// ИГЭД. М.,
1958. С. 225-226.
[40] История Дагестана. М., 1968. Т. II. С. 37.
[41] ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 59-и. Л. 10.
[42] ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 59-и. Л. 10; Мелешко А.Г.
Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве Дагестана в конце XIX- начале ХХ вв. М., 1957. С. 9.
[43] Там же. Ф. 21. Оп. 3. Д. 73. Л. 116.
[44] Шигабудинов И.Ш. Указ.соч. С. 52-53. Нурмагомедов
И.Г. Карахский союз сельских обществ в XIX- начале ХХ вв. Махачкала, 2007. С. 61.
[45] Там же. С. 53.
[46] Мелешко А.Г. Расслоение крестьянства в дагестанском
ауле накануне Октября. / УЗИИЯЛ ДФ АН СССР. Махачкала, 1958. Т. IV. С. 64-65.
[47] Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана. В XIX в. … С. 109.
[48] Исаев Ш. По следам предков (Ахвахцы). Хасавюрт, 2005.
С. 233.
[49] ЦГА РД. Ф. 73. Оп. 1. Д. 8. Л. 43.
[50] История Дагестана. Махачкала, 1968. Т. II. С. 37.
[51] Никольская З.А. Аварцы. // Народы Дагестана. М.,
1955. С. 30.
[52] ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 3. Д. 73. Л. 116; Памятная книжка
и адрес-календарь Дагестанской области на 1901 год. С. 76.
[53] Там же.