Сапарова Ю.А.
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова,
г. Шымкент,
Казахстан
Современное состояние народного творчества в Казахстане
В истории культуры Казахстана народное
творчество всегда занимала одну из ключевых позиции. Сама жизнь народа является
величайшим образцом творческого к ней отношения. В народе говорят: творящий
человек – духовный человек. Нам, гражданам Республики Казахстана, стоящим новое
демократическое государство, необходимо
не только помнить о наследии предков, но и знать его, учится у него.
Высокая культура народа выражается в его
отношении к земле, природе, внешнему миру, также в его художественном
творчестве. Миновали времена, когда народы имели возможность продемонстрировать
свое искусство через более широкую сеть культурных учреждений, которые
способствовали развитию их творчества.
В последнее время приходилось с большим
сожалением говорить о плачевном состоянии развития народного творчества. Это
понятно. С того времени как наше общество «перестраивалась» или, скорее,
«перенастраивалось» на рыночные отношения, мы думали больше о хлебе насущном.
Приходилось ждать времен, когда «будет хлеб – будет и песня!». Был нарушен
естественный баланс между человеком и природой, неустроен быт, люди не могли
реализоваться в труде. Так как эти факторы являются одним из основных
составляющих жизненной целостности общества, то они и сегодня являются
актуальными как проблема культуры. И в этом смысле вопрос о сохранности и
развитии народного творчества на местах, к сожалению, не всегда поднимаются со
всей остротой.
В недавнем прошлом самодеятельность людей
(в широком смысле этого слово) является зеркальным отражениям творчества
народа, способом его самовыражениям и самосовершенствования. Условий для этого
было предостаточно. Наиболее распространенные разновидностью
народно-художественного исполнительства были семейные и фольклорные ансамбли,
вокальные группы и хоровые коллективы, оркестры и ансамбли народных
инструментов, танцевальные, цирковые и драматические коллективы.
Среди множества коллективов особый интерес
всегда представляли национальные фольклорные коллективы, участники которых
строили свой репертуар, выступления, ориентируясь на самобытную народную
основу, пытаясь следовать местным традициям. Но, к сожалению, в основном их
выступления преподносились как некий сувенир, в которых ощущалось освоение
национальных традиций преимущественно по пути интереса к экзотике, не желе к
опыту художественного творчество народа.
Динамики развития народного
творчества
Год |
Учреждения культуры |
Количество коллективов |
Число участников |
01.01.1993 |
6522 |
16474 |
198321 |
01.01.1998 |
1867 |
7206 |
85618 |
01.01.1999 |
1624 |
6143 |
76125 |
01.01.2001 |
|
6279 |
93747 |
01.01.2002 |
2483 |
7364 |
113739 |
По данным отдела статистики КАЗНИИКИ
Отсутствие достоверного и полного знания о
народах и о культурном многообразии населения нашей страны, так же как и
многолетняя политика денационализации под флагом интернационализма, привели к
функционально-производственному подходу к культуре. Поэтому выступления
коллективов народного самодеятельного творчества сводились в большинстве к
показательным смотрам, фестивалем, что приводило к тому, что народ воспевал в
своем творчестве больше природу социалистических идей, вместо того, чтобы
развивать и передавать через поколения специфичность, самобытность,
традиционность национальной духовой культуры. Но эпоха «фестивальной дружбы»
позади.
Приобретение суверенитета нашим
государством выявило истинное положения дел в культурном и национальном
развитии наших народов. Феномен этнического возрождения, рост национального
самосознание вызвали огромный познавательный и практический интерес к
конкретной истории и культурным традициям своего народа. Это привело к
образованию национальных культурных центров, что способствовало улучшению качество
исполнения народного фольклора, приобретению более полных, истинных форм
национального, этнического. Но тут обнаруживается другая крайность, к которой
приводит нестабильность в культурной политике. Если раньше мы все же имели
возможность больше видеть и слышать выступления национальных коллективов на
всевозможных сельских, городских, зональных, региональных смотрах, конкурсах,
то теперь это стало редкостью. Обособленность национальных культурных центров
приводит к их автономии, что существенно сказывается в отсутствии полноценного
обмена культурным опытом, взаимного проникновения, соприкосновения культур при
полном сохранении их самобытности. Когда культура становится «самодостаточной»
и изолированной, она, в сущности, теряет свою идентичность, целостность.
Культурная идентичность, целостность не существует без уважения к другим
культурам с их отличиями.
К тому же сами государственные учреждения
культуры, окунувшись в пучину рынка, оказались на грани банкротства, а иные
прекратили существование, что привело к распаду большинство коллективов
народного творчества. Напротив, массовая культура заполнила эстраду,
театральные подмостки, экраны, опираясь в основном на спонсорства. Но
спонсорство в своей сути это профанация искусства и культуры, оно порождает
безответственность, леность, иждивенчество и паразитизм, навязывает неизменные
вкусы.
Задача государства должна заключаться в
защите подлинных ценностей культуры, которые не всегда способны отвоевать себе
жизненное пространство. С обновлением казахстанского общества в полный рост
стали и вопросы его нравственного возрождения. И это закономерно, ибо прогресс
возможен без возвышения духовного мира человека, его культуры. Вклад в культуру
сегодня – это будущее наших детей, это сохранение связи времен и поколений.
Сохранения и развития отечественной
культуры и искусство через народное творчество остается значимой проблемой
современной культуры села. В этом смысле необходимо проводит не только
развлекательные мероприятия, но всемерно изучить интересы и духовные потребности
населения в целях выработки новых форм и видов культурно-массовой,
просветительской работы.
Народное творчество есть самовыражения им
своей культурой. Было бы огромной ошибкой считать его сугубо национальным
явлениям. Народное творчество- не только олицетворения лучших традиций духовной
культуры, имеющих сложный, одновременно открытый всеохватывающий характер,
который вмешает повседневную жизнь, разум и чувства как атрибут человеческого
существование, но и мощный аккумулятор духовной энергии, дающий импульс
самореализации, осуществляющий трансляцию ценности. Каждый народ выражает свое
историко-культурное наследие, духовный опыт через свое творчество, отражающее
неповторимое национально-этническое своеобразие. Поэтому народное творчество
есть явления общечеловеческое, общемировое.
В нашей стране сегодня созданы все условия
для возрождения и развития культуры представителей более 100 национальностей,
населяющих ее. Работники культуры на местах справедливо отмечают важность
сохранение обычаев и традиций всех народов и наций, представляющих Казахстан.
Мероприятия по возрождению и развитию народных традиций, обрядов, праздников
стали постоянными. Обращения к родным истоком, к родному языку способствовало
увеличению чисел вновь создаваемых и рассвету ранее работавших национальных
коллективов. Основными формами творческой деятельности коллективов является
концерты перед жителями своего населенного пункта, а также участие в районных и
областных смотрах. Практически каждый год областными центрами народного
творчества проводятся мероприятия, связанные как с государственными, так и с
национальными праздниками. В дружбе и согласие проходят День Республики, Наурыз,
Масленица, День единства народов Казахстана, областные фестивали дружбы и др.
Ярким событием становятся выступления национальных фольклорных коллективов,
участники которых являются подлинными хранителями народных традиций,
продолжающими развивать и обновлять их на новой жизненной основе. Многие концертные
программы проходят в форме посиделок, вечерок, час песен сопровождается игрой
на народных инструментах с использованием элементов театрализации. Непременным
атрибутом на сцене во время исполнения песен, сценок из народной жизни,
фрагментов обрядов являются как устно – поэтические, музыкальные жанры, так и
предметы традиционного быта. В последние годы заметно повышается интерес
молодежи к своим истокам. Все больше молодых участвует в коллективах
художественной самодеятельности, созданных при национальных культурных центрах.
Сами национальные культурные центры тесно сотрудничают с учреждениями культуры
всех уровней, проводят совместные концерты, национальные праздники.
Государственная программа по возрождению и
помощи селу не оставила равнодушным никого, кому небезразличны корни и истоки
национальной культуры. В рамках «Год села» в областях разработаны региональные
программы по сохранению и возрождению культуры аула. Основанием для разработки
программ послужила Послание Президента народу Казахстана «О положении в стране
и основных направлениях внутренней и внешней политики республики». Свою очередь
предпосылками разработки программ являлись сокращение сетей сельских учреждений
культуры, дефицит квалифицированных кадров, низкая заработная плата
культработников, отсутствие штатных
единиц, снижения статуса профессии культработника, устаревшая и слабая
материально-техническая база учреждений и предприятий культуры, изношенность
зданий, отсутствие нормальных условий работы.
Цель программы – модернизация и развитие
инфраструктуры отрасли культуры в сельской местности, обеспечение кадрами.
Программа ставит определение задачи, связанные с сохранением и возрождением
села как устойчивого социокультурного пространства: предоставить сельчанам
возможность реализоваться в органичных для каждого возраста формах
эмоционально-духовной жизни; расширения информационного пространство; развитие
самодеятельного народного творчества; модернизация и развитие инфраструктуры
культуры в сельской местности; совершенствование форм и методов культурно –досуговой
деятельности сельской местности и др. Ожидается определенные результаты по
внедрению программы- повышения эффективности и качество культурно –досуговой
деятельности в сельской местности, становления системы культурно-просветительской
работы, направленной на формирование правовой культуры сельчан, потребности в
приобщение к ценностям традиционной и современной культуры, повышения
квалификации работников сферы культуры, развитие самодеятельного
творчества.
Мы получили народное творчество как особо
любимый, особо ценимый вид из всего многообразия культуры. Потому как народное
творчество, то есть культура духовная, то оно является, несомненно, частью
культуры современной. Поэтому необходимо признать особенности народного
искусства как культурной целостности и соответственно решить его научные,
художественные, организационные проблемы.
Все народы говорят, что поэты и музыканты
не только создают произведения, но и учат. В народном населении, помимо
безусловных достоинств необычайный художественности, красоты, простоты,
правдивости, присутствует глубокий философский смысл. Народное творчества – это
образец мудрости, который выводит нас за пределы экономических, идеологических
и иных различий. Благодаря народному наследию мы осознаем и поднимаемся над
обыденной действительностью, возвышаемся до иного, сущностного постижения
человека, его души, действий, отношений между людьми и отношений с внешним
миром.
Известно, что ученые – представители
других народов – издавна называют казахский народ «народом поэтов», «народом
певцов». Основой для такой характеристики явились богатое устное поэтическое
творчество, и необъятное его песенно–музыкальное наследия. Для казахов –
кочевников на протяжении веков устная поэзия была основным способом передачи
культурной традиции. В этом смысле айтыс как музыкально-поэтический жанр
казахской традиционной культуры, представляющий определенную выразительную устную
форму, где особым образом организуется речевой «материал» в виде стихов,
пословиц, загадок, ораторских выступлений, а также применяются особые формы
символизации –мифы, поэтическая речь, выражает особенности связи с окружением,
взгляды на реальность, т.е. является тем выразительным потенциалом, дающим
полную, точную достоверную информацию. Общеизвестно, что айтысу присущи
находчивость, остроумие, импровизация, использование в разговоре аллегорий,
иносказании, образность мышления. В наше время айтыс является как бы народной
трибуной (особенно если учитывать частную и «концертную» организацию айтысов).
Акыны, обычно представляющие свое село, город, область, в своих выступлениях
часто информируют о создавшиеся на местах и в целом в регионе проблемных ситуациях,
об изменениях ценностных ориентации и норм, то есть об определенных
социокультурных изменениях. В областях не плохо поставлена работа по сохранению
и поддержки устных жанров казахского народа. Стало традиционным проведение
районных, областных и республиканских айтысов. Часто они посвящаются юбилейным
датам легендарных казахских акынов, просветителей, батыров.