Педагогические науки/5. Современные методы преподавания

Утемисова А.А.

Костанайский инженерно-экономический университет им. М.Дулатова

Формирование готовности к принятию профессиональных решений посредством учебно-деловых игр

         Основные направления государственной политики в области образования ориентируют работников образования на повышение качества подготовки специалистов, обладающих способностью и умением думать и действовать в профессиональной области независимо от чужой воли, обстоятельств, собственных страхов, самостоятельно осуществлять выбор и принимать ответственные решения, ставя цели и вырабатывая свои индивидуальные стратегии их достижения.

         В связи с этим на первый план выдвигается обучение, позволяющее выявлять и развивать познавательные и творческие способности студентов, формировать готовность к принятию профессиональных решений, а также воспитывать в этом процессе волевые и профессиональные качества личности, обеспечивающие самостоятельную, активную, целеустремленную и результативную учебную и профессиональную деятельность студентов экономических специальностей.

В настоящее время переход к рыночной экономике, необходимость неформальной системы подготовки специалистов в развитии их творческих способностей, индивидуальности и самостоятельности стали стимулом широкого применения игрового моделирования в учебном процессе ВУЗов.

    По мнению многих ученых, одним из эффективных средств формирования готовности к принятию профессиональных решений являются  учебно-деловые игры в процессе изучения математических дисциплин у студентов экономических специальностей.

Учебно-деловые игры развивают мыслительную деятельность, создают условия для поиска и принятия наилучшего решения, дают возможность проявления индивидуальности, творческих способностей, развивают умение более адекватно анализировать своё поведение и поведение других, развивает критичность и способность оценивать свои и чужие потребности и возможности [1].

На данный момент не существует универсального определения учебно-деловой игры. В нашем исследовании, опираясь на определение В.А. Трайнева, под учебно-деловой игрой мы понимаем целенаправленную модель, которая имитирует профессиональную деятельность экономиста, направлена на формирование готовности к принятию решения и совершенствования знаний, умений и личностных качеств в области принятия решения.

       В ходе нашего исследования мы применяли так называемые «жесткие» игры, предполагающие строгую последовательность действий участников. Как правило, это были «бесконфликтные» игры  или игры с нестрогим соперничеством. Значительный вклад в формирование готовности к принятию решения на первом этапе, как показывает практика, вносят игры-упражнения и игры-тренинги, рекомендованные В.Г. Коваленко, Н.В. Самоукиной, В.Г. Мараловым, Н.С. Пряжниковым  и др. Например, хорошо зарекомендовала себя игра «Кто быстрее достигнет флажка?». Суть игры заключалась в моделировании некоторых действий, связанных с принятием решения и достижением поставленной цели. В ходе игры студенты осуществляли поиск необходимых  формул и данных, отрабатывали конкретные умения действовать в реальных условиях.  

По мере освоения студентами игровых форм деятельности (второй и третий этап), вводились «свободные» игры,  регламентирующие лишь основные направления деятельности играющих; предпочтение отдавалось учебно-деловым играм  с нестрогим соперничеством. Уровень проблемности характеризовался вовлечением студентов в  активный поиск путей и средств решения поставленных вопросов. Например, модифицированная игра «Домино» [2]. В начале игры ведущий (на первых порах – это преподаватель) говорил о том, что на фирму пришел выпускник экономического факультета. Для устройства на работу необходимо пройти испытательное задание, заключающееся в том, чтобы правильно составить цепочку математических выражений, т.е. домино. В ходе использования игры студенты  анализировали данные  в предложенных заданиях, определяли варианты решения заданий с неполными данными, составляли план решения, осуществляли поиск недостающей информации.

Высший уровень проблемности предусматривался нами в ходе решения задач ситуационного характера. Прежде всего, это игры отличающиеся большой приближенностью к реальным экономическим ситуациям.  Примером такой игры может служить модифицированная игра «Рынок кофе» [3], позволяющая имитировать рыночный механизм, основанный на взаимодействии продавцов и покупателей, позволяющий путем гибко меняющихся цен привести в соответствие  желания и возможности каждой стороны, выражаемые в виде спроса и предложения, а также моделировать непредсказуемое воздействие внешней среды. Участие в игре дает возможность проявления деловой активности, принятия решений в условиях рыночной неопределенности. Кроме того, в ходе выполнения заданий игроки больше времени и внимания уделяли непосредственно принятию содержательных решений; за время занятия учащиеся имели больше возможностей опробовать различные варианты тактики и стратегии, как продавца, так и покупателя, изучали, как принимаемые решения сказываются на состоянии их прибыли.

Вне зависимости от степени сложности и проблемности игр их отличительной особенностью была  тематическая направленность и характер решаемых проблем.

При формировании готовности к принятию решения мы применяли тематические игры, ориентированные на принятие решений по темам изучаемого материала. Значимы были игры «Next» (по теме «Матрицы. Определители»), «Домино» (по темам «Производная», «Пределы функции», «Прямая и плоскость»),  «Вычислительный лабиринт»  (по темам «Системы линейных уравнений», «Понятие интеграла в экономике»)  и др.

В ходе нашего эксперимента мы использовали игры функциональные, которые имитируют реальную ситуацию в профессиональной экономической деятельности. К таким играм мы отнесли описанную выше игру «Рынок кофе».

Таким образом, моделирование реальной деятельности экономиста в тех или иных специально созданных экономических ситуациях помогает студентам «прожить» исследуемую ситуацию, принять на себя определенную роль, позволяющую достаточно  эффективно принимать экономическое решение.

Литература:

1.         Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения. М., 2005. С. 7–8.

2.         Мыцына Л.В. Урок-зачет с использованием домино. //Математика в школе. 2000. - № 5. – С. 10-11.

3. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания: Учеб.пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 71 с.