Педагогические  науки/

Методические основы воспитательного про­цесса

 

К.п.н. Магомедова Р. М.

Дагестанский государственный педагогический университет, Россия

Этнокультурные особенности  воспитания

учащихся с задержкой психического развития в условиях этнических языковых групп

 

Задержка психического развития - понятие, сложившееся в отечественной педагогике в 60-х гт. XX в. на основе и в результате начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испыты­вающих стойкие трудности в обучении в обычной (массовой) школе, так и таких, которые, будучи диагностированными как умственно отсталые, через непродолжительный период обучения в специальной (вспомогательной) школе начинали весьма успешно продвигаться вперед и обнаруживали большие потенциальные воз­можности. Во многих случаях последние при оказании им соответ­ствующей педагогической поддержки и организационной помо­щи продолжали образование в обычной школе.

Анализ теории и практики работы с младшими школьниками с проблемами в развитии показывает, что трудности в обучении - явление интегративное, многовариантное, детерминированное разнообразными факторами. Современными исследованиями (Т. В. Егорова, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер и др.) установлено, что трудности в обучении младших школьников имеют различные проявления, это: отставание в учебе, низкая мотивация учения, низкий уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.

Мы предполагаем, что в воспитании патриотизма и формировании этнического самосознания у учащихся с задержкой психического развития ведущее место принадлежит процессу этнической социализации, который требует особого педагогического внимания, учета этнических особенностей региона, обычаев, традиций, уклада жизни, привязанностей и ценностей. 

Малочисленные народы, по мнению З.Т. Гасанова, также имеют этносоциальные, языковые и морально-психологические особенности жизни, которые важно учитывать при организации процесса воспитания молодежи в духе гражданственности и патриотизма.

В нестабильной ситуации наибольший дискомфорт ощущают именно этнические группы, которые особенно нуждаются в уверенности относительно обеспечения своих прав. Этнические группы также являются устойчивыми этническими общностями людей и обладают самобытными чертами образа жизни. Они, как правило, находятся в этнически переходном состоянии и не имеют четкого национального самосознания.  Эти группы вовлечены в активный процесс консолидации с родственными  крупными народами.

Человек рождается и растет в определенной среде, этнические, языковые и культурные особенности которой определяют его жизнь и деятельность. Во всех исторических, общественных, социальных и культурных процессах, материальной и духовной жизни индивида решающая роль принадлежит народу, его культуре, обычаям, традициям и опыту воспитания подрастающих поколений.

Посредством семьи, учебных заведений и социально-этнической среды учащиеся с задержкой психического развития приобщаются к национальным ценностям. Они познают свое национальное лицо в сравнении и сопоставлении с людьми других национальностей. В процессе общения и знакомства с представителями различных этнических общностей индивид реально осознает себя представителем нации. Он определяет свое отношение к материальным и духовным ценностям своей и других национальностей.

Очень важно сделать педагогически управляемым процесс осознания человеком национального, в результате которого он перестает быть замкнутым в рамках своего национального, приобщаясь к  многонациональному.

Передача этнокультурной информации - главное условие жизни и сохранения этноса, его самобытности. Поэтому главными видами, связанными с передачей этнокультурной информации, являются бытовые, производственные и учебные контакты. А основной социальной ячейкой, в рамках которой осуществляется эта трансмиссия, является семья.

Основным показателем принадлежности человека к тому или иному этносу выступает его язык, который является неотъемлемой частью культуры этноса, а значительная часть духовной культуры не может существовать иначе, как в языковой форме. Следует отметить, что в ряде случаев языковая и этническая идентификация личности либо тождественны, либо взаимозаменяемы: индивид может не знать родного языка, но идентифицировать себя с конкретным этносом или, идентифицируя себя с конкретным этносом владеть и языком этого этноса. Таким образом, языковая и этническая идентификация взаимозависимы и взаимообусловлены, что определяет необходимость создания благоприятных социально-экономических, политических, социокультурных условий для формирования этнического самосознания и воспитания патриотизма у учащихся с задержкой психического развития, что особенно важно применительно к представителям этнических языковых групп.

Изучая культуру народа как систему способов деятельности, как отражение социальной структуры, А.М. Хазанов выделяет в ней ряд социальных субкультур, а в отдельных субкультурах выделяются многие или даже все подсистемы, присущие культуре в целом. Социальное деление культуры проявляется в культурных различиях между отдельными частями общества, прежде всего классами, а затем также и между более узкими слоями и прослойками. Культурное расслоение общества начинается сразу же вслед за классовым его расслоением. (Хазанов А.М. Социальная история скифов. – М.: Наука, 1975. – С. 145).

В культурной динамике современного мира, по мнению С. Арутюнова и Э. Соколова, выделяются три группы тенденций, обусловленных  историческими факторами, присущими нашему времени:

·        это, во-первых, тенденции, обусловленные общим прогрессивным движением культуры в условиях интенсивного развития науки и техники;

·        во-вторых, тенденции, обусловленные современной социально-политической обстановкой;

·        в-третьих, тенденции, связанные с растущим осознанием народами мира общности судеб всего человечества.

На фоне этих общемировых тенденций в развитии культур протекают важные процессы, начавшиеся намного раньше, - процессы объединения и специализации отдельных ее сфер. В результате сложилось две наиболее общие для всего мира сферы культуры: первая связана с трудовой, профессиональной деятельностью людей; вторая - с их бытом и досугом.

Профессиональная культура в каждом конкретном случае охватывает лишь одну, строго определенную часть деятельности. Она определяет формирование профессионального типа мышления, специфику профессионального общения. Культура быта и досуга отличается гораздо большей широтой: она выступает как сфера широкой просветительной активности, самообразования, отдыха и развлечения; в этой сфере культуры более всего прослеживается специфика этнических традиций. (Арутюнов С.В., Соколов Э.В. Динамичность современной культуры. – М.: Мысль, 1978. – С. 322-324).  Этносы Дагестана представляют собой сложные образования, каждое из которых обладает как общими свойствами, так и специфическими чертами (языком, психологией, бытом и др.), отличающими каждый из них от большинства или даже всех остальных этносов.

У небольших этнических групп может сохраниться специфика профессиональной ориентации, как, например, ювелирное дело у кубачинцев, ковроткачество у табасаранцев.

Таким образом, в процессе теоретического анализа специальной литературы выявлены следующие особенности: этнические: компактность проживания вместе с родственным (по языку, традициям и культуре) народом; формирование локально-земляческого (кубачинского, андийского, ботлихского и т.п.) общенародного национального (даргинского, аварского и т.п.) и общероссийского, гражданско-патриотического самосознания;   языковые: наличие внутригруппового (родного, материнского) языка общения, владение вторым родным языком (языком родственного народа), обучение на русском языке; двуязычие как основа жизнедеятельности; переплетение локального и общенародного в области языка и литературы; ограниченность потенциальных возможностей своего бесписьменного языка в культурном развитии; культурные: совместная социокультурная жизнедеятельность; историческая память; культурные ценности - характерные народные промыслы (у кубачинцев – художественная обработка металлов, у андийцев - изготовление бурок и т.п.); национальная литература, искусство, музыка, традиции. 

Литература:

1.            Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнацио­нального общения. // Педагогика. - 1996. - №6. - С.51-55.

2.                          Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. – Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2005. – 195 с.

3.            Мухамедова Ф.Х. Дагестанская детская литература. – Махачкала, 2004. – 377 с.

4.            Национальная школа: концепция и технология развития. Доклады и материалы международной конференции. Якутск, 16-21 марта 1993 г. – М.: Просвещение, 1993. – 319 с.

5.            Омаров С.М. Основы народной педагогики Дагестана. Под ред. Б.М. Багандова. – Махачкала, 2000. – 250 с.

6.                 Ханмурзаев Г.Г. Дагестанская тема в русской литературе второй половины XIX века. – Махачкала, 1982. – 96 с.