Хасанов Р.Ф.,

Бирская государственная

социально-педагогическая

академия, Республика

Башкортостан

 

 

«Северные амуры» Я.Хамматова как социально-исторический роман

 

          

Роман «Северные амуры (1983-1985) воспроизводит некоторые  события Отечественной войны 1812 года, повествует об участии башкирских полков во главе с Кахымом Ильмурзиным в заграничных походах русских войск. Незаурядная, легендарная личность одного из ярких представителей башкирского народа начала ХIХ века позволила автору воссоздать социально-политическую, нравственно-психологическую, бытовую атмосферу эпохи наполеоновских войн, жизнь народа в разных ее проявлениях.

 О названии романа: в древнегреческой мифологии Амур – это бог любви, изображаемый в виде крылатого мальчика с луком и стрелами. Французы, впервые увидев башкирских воинов-стрелков, стали называть их «амурами с севера».

Идейный смысл романа можно выразить в следующих словах: башкиры вместе с русским и другими народами вели войну против Наполеона за свободу России и Европы, всегда оставались верными своему союзническому долгу; многие сыны башкир сложили свои головы на полях сражений вдали от родины; они развеяли миф о варварстве, дикости, жестокости башкир, бытовавший  среди некоторых европейских народов. Реализации этой художественно-публицистической задачи посвящено повествование Я.Хамматова.

Описывая путь башкирских воинов через города и селения Польши, Германии, Франции, он пишет об их любознательности, дружелюбии, гуманизме, уважительном отношении к культуре, искусству других народов. О многом говорит сцена встречи делегации «северных амуров» с великим Гёте, который поражен их умом и деликатностью, знанием языков. Красноречивы раздумья главного героя Кахыма о «цивилизованных» европейцах, уничтоживших в России немало культурно-исторических ценностей.

Широки пространственные, географические рамки романа. Герои часто показаны в походах, оказываются за пределами не только родной Башкирии, но и России. Этим обусловлена двуплановость повествования. С одной стороны, рассказ писателя о военных походах, сражениях, с другой – страницы, посвященные мирной жизни, природе, малой родине. Здесь он проявляет себя как хороший знаток этнографии, быта, обычаев народа, природы родного края, фольклора. Эти места романа эмоциональны, поэтичны, пронизаны авторской любовью к своему народу, его героическому прошлому.

Сильно звучит в романе антивоенная тема. В восприятии писателя символом мира, домашнего очага, уюта, тепла, любви является женщина.  А война врывается в мирную жизнь, нарушает ее привычное течение, отрывает мужей от родных мест, оставляет жен вдовами…

Проблематика «Северных амуров» в целом определена темой народа. Массовые сцены, образы отдельных представителей народа,  широкое изображение  его быта, обычаев, праздников, обращение к фольклору, использование его поэтики в художественной системе романа – все это служит созданию обобщенного образа многострадального народа, терпящего вековую кабалу, гнет со стороны как местных баев, так и русских капиталистов, фабрикантов, заводчиков. Автор на конкретных примерах реалистически показывает, что система кантонов и военных губерний является изощренной формой эксплуатации царизмом  малых народов. Боль, тревога, нотки отчаяния и в то же время любовь к своему народу, ощущение себя его частицей, своей причастности к его судьбе звучат в словах Кахыма Ильмурзина: «Безысходная, горькая твоя судьбина, мой народ!» [1, 183]

Основная сюжетная линия романа связана с жизнеописанием Кахыма, его деятельностью в разные периоды жизни. Благодаря изображению его в различных ситуациях - в бытовой обстановке, на фронте, в общении со многими действующими лицами, в минуты раздумий - достигнута художественная полноценность, психологическая глубина характера героя. Через его образ писатель выстраивает концепцию личности исторического деятеля. Кахым предстает в романе как передовой, образованный человек, его духовный облик, черты характера свидетельствуют о большом личностном потенциале и внутреннем богатстве.

Первая часть романа посвящена детским и юношеским годам Кахыма. Автор показывает, как воспитывался будущий герой в условиях башкирской деревни. На первых страницах перед читателем предстает «стройный подросток, почти юноша, с нежным пушком на верхней губе», способный защитить мать от разъяренного отца и отстоять свое достоинство. Первые жизненные уроки Кахыма связаны с поэтом-сэсэном, кураистом Буранбаем Кутусовым. Именно от есаула Кутусова впервые слышит Кахым о Пугачеве и Салавате, о наглости начальников, поборах мужиков, тюрьмах, ссылке, каторге. Знакомство, а потом крепкая дружба с сыном генерал-губернатора Сергеем Волконским, поступление в офицерскую школу в Петербурге, новые знакомства, общение в столице с будущими декабристами и другими прогрессивными деятелями русской общественности, участие в заграничных походах в составе русской армии обогатили Кахыма знанием жизни, людей, научили трезво оценивать реальность и смотреть в будущее. «Кахым научился совсем по-новому рассматривать историю и быт башкирского народа, понял, что без грамоты башкиры не воспрянут»,- пишет автор (с.198). Умелый, бесстрашный воин, опытный военачальник Кахым Ильмурзин думает и мечтает о процветании своей родины, видя путь к нему через культуру, образование, деятельность таких людей, как он сам.

При создании образа Кахыма писатель опирается на архивы, воспоминания современников, портреты художников и фольклорные источники. На этой основе он строит художественную версию, концепцию личности героя. Писателю важно не столько воссоздать облик реального исторического лица, сколько создать образ легендарного героя. Поэтому рассказ о внешних обстоятельствах жизни Кахыма Ильмурзина, известных из документов, часто сменяется психологическим анализом его духовного мира, изображением мыслей героя, способного на большую любовь к своей семье, родным и близким, родине, народу.

Его личность опоэтизирована, романтизирована благодаря показу его на лоне природы и в боевых эпизодах, использованию богатой палитры изобразительно-выразительных средств. Вот вечер застает его в степи по пути домой: Герой способен тонко воспринимать окружающую красоту, чуток к голосам природы, ее звукам и краскам.  Показ внутренней красоты человека, его духовного богатства, слитности с малой родиной является одной из составляющих концепции личности в романе.

Образ Кахыма объединяет все сюжетные линии в один узел, придает роману композиционную целостность, стройность и завершенность. Он является объектом пристального внимания со стороны автора, более того, выразителем его мыслей, оценок, точки зрения на многие вопросы истории и современности. Читатель также зорко следит за жизнью героя, за его действиями, поступками, становится соучастником его переживаний, раздумий, радостей и горестей. Поэтому с уходом его со страниц книги интерес к чтению несколько ослабевает, словно повествование теряет свой стержень. Попытки же писателя влить живую струю в сюжетное действие описаниями злоключений Буранбая, загадочной судьбы Азамата воспринимаются не совсем убедительными, порой представляются излишними.

Не менее ярки и самобытны образы других представителей народа. Это Буранбай, Бурангул, Азамат, Янтурэ, Сахиба, Карагуш, Ишмулла, Танзиля, Зулькарнай, Сажида, Татлыбикэ. Показывая их в социально-бытовом плане, обращаясь к чувствам, переживаниям, мыслям, поступкам героев, писатель проливает свет на башкирский национальный характер, реалистически воссоздает картину жизни башкир того периода, атмосферу всеобщего подъема на борьбу с врагом. Автор подчеркивает, что никакие жизненные невзгоды, бытовые неурядицы, лишения и трудности не могут искоренить в народе чувство патриотизма, ответственности за судьбу родины. В конце романа автор заключает, что Отечественную войну 1812 года выиграли не Александр 1 и его генералы, а народы России, в том числе башкирский. Они «спали в седле, питались в седле, брились в седле, умирали в седле»,- читаем в романе (с.313).

Наблюдения над жанрово-стилевыми особенностями романа свидетельствуют, что в нем историко-документальное повествование сочетается с лирико-романтическим сюжетом, фольклорными мотивами (в текст включены легенды, песни, предания, элементы обрядовой поэзии); рассказ о реальных событиях перемежается с вымышленными картинами и эпизодами, портреты исторических лиц соседствуют с художественными образами. Заметны и элементы романа-хроники, когда автор сообщает об отдельных исторических фактах и лицах. Например, о Барклае, Багратионе, Беннигсене, Сеславине и других героях 1812 года. Их портреты не доводятся до художественного обобщения, но они интересны в историко-познавательном плане.

Стилевой доминантой романа является документальность. О событиях, связанных с 1812 годом, об участниках сражений, будущих декабристах автор пишет традиционно, опираясь на труды историков, произведения русских исторических романистов, воспоминания самих декабристов. Писатель включает документы в текст, напоминает о них в сносках, дает в изложении, цитирует. Заметно, что он стремится быть точным и в деталях, не нарушать исторической правды при создании портретов исторических лиц, описаниях событий, эпизодов из их жизни. При этом ему на помощь приходят произведения устного народного творчества и другие источники.    Документальность, фактологическая оснащенность романа обусловили его реалистическую суть. В то же время в нем нетрудно заметить черты романтического стиля. Определенный ореол таинственности, приподнятости создан вокруг личности Кахыма-турэ, что придает ему облик романтического персонажа. В героико-патриотические тона окрашено повествование и о других героях – Буранбае, Ильмурзе, Янтурэ.  При этом автор опирается на народные предания о Кахым –турэ и Буранбае, в которых они предстают, словно былинные богатыри, в ореоле величия, физической и духовной мощи. Я.Хамматов придерживается народной версии об отравлении Кахыма Ильмурзина во время заграничного похода башкирских конников в 1812 году.

Анализируемый роман дает богатый материал для наблюдений над образной системой, портретной характеристикой персонажей. Примечательно то, что автор создал, на наш взгляд, несколько интересных, порой неожиданных, увиденных глазами башкирского воина портретов исторических лиц: Кутузова, Наполеона, Александра 1, Багратиона, Александра Пушкина, Петра Чаадаева, декабристов Бестужева-Рюмина, Муравьева-Апостола, Сергея Волконского.

Отечественная война 1812 года – историческое событие, оставившее глубокий след в памяти башкирского народа, так как он принимал непосредственное участие в войне с французами. Не случайно на эту тему в народе сложены песни, легенды, предания, рассказы. Наиболее известные из них исторические песни «Кахым-турэ», «Кутузов» и «Баик», легенды «Кахым-турэ» и «Ирямялкай», «Рассказы башкира Янтурэ». В них нашли отражение многие яркие черты башкирского национального характера, а также башкирских воинов,  прославившихся в Европе как «северные амуры». Ведущими в этих произведениях  фольклора являются мотивы патриотизма и интернационализма, идея непобедимости и бессмертия народа.

В песне, посвященной Кахыму, создан образ воина-героя, наделенного яркими национальными чертами.  Он изображен энергичным, умным  и волевым руководителем солдат. В песне выражается печаль воинов по поводу безвременной утраты командира (Кахым-турэ после войны, возвращаясь со своей частью на родину, по неизвестной причине умирает в городе Владимире). В одноименной легенде Кахым показан человеком могучего телосложения, храбрым батыром, знатным мужем. При создании образа героя эти фольклорные источники творчески переработаны писателем; они стали той документальной, фактической основой, на которой зиждется авторский вымысел, благодаря чему создан масштабный и обобщенный образ легендарного героя.

Таким образом, устно-поэтическая традиция сыграла активную роль в формировании системы образов, сюжетно-композиционной структуры романа, определила его жанрово-стилевые особенности. Героико-романтические образы исторических лиц, эмоциональный тон повествования, синтез лиризма и драматизма в авторском голосе, воссоздание атмосферы всенародного подъема в  башкирском обществе в период Отечественной войны 1812 года – все это имеет прямое отношение к произведениям фольклора. Опираясь на различные источники и на творческую фантазию, привлекая биографический материал, писатель расширяет рамки историко-биографического романа. Как и в других романах, посвященных выдающимся деятелям истории, у Я.Хамматова биография и личная судьба героя сливаются с судьбой народа и страны; рассказ о нем вырастает в повествование об эпохе, о ее значительных событиях и лицах.

Роман явился новаторским произведением, так как впервые в художественной практике широко и многогранно отразил участие башкир в заграничных походах, в Отечественной войне 1812 года. В нем  писатель поставил и исполнил благородную цель: отдать должное героям прошлого, воскресить забытые и полузабытые имена, личности легендарных деятелей. О Кахыме Ильмурзине было известно, пожалуй, лишь из народных песен и легенд. Благодаря Я.Хамматову, о герое Отечественной войны 1812 года, об одном из видных деятелей башкирского народа стало известно массовому читателю*.

Примечания

1.  Хамматов Я.Х. Северные амуры.- М.,1987. (В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием страницы).

 

* Роман переведен и на русский язык.