Туровец Ю.В., Никифорова Л.А.
ДонНУЭТ
Экзистенциализм как одно из
отражений современной морали
Вплоть до двадцатого столетия во многих странах
Европы существовал неписанный кодекс чести, при котором за малейшее оскорбление
чести либо достоинства дворянин (аристократ) вызывал на дуэль противника.
Мировой истории известны очень многие последствия таких поединков (самый
известный, пожалуй, случай, лишивший мировую литературу великого гения
А.С.Пушкина). До сих пор нельзя дать однозначной оценки прошлого, ибо, как
утверждали софисты, все в нашем мире относительно. Однако люди прошлых веков
знали точно, за что отдавали свои жизни, знали, за что боролись.
В нашем глобализированном мире зачастую
стираются грани между совершенно полярными истинами: между добром и злом,
честью и бесчестьем, идеалами и идолами, пороками и добродетелью, счастьем и
мучением, красотой и безвкусицей, скромностью и напыщенностью, и т.д. То, что
было ранее табу, сегодня выдается за норму. В основе воспитания человека лежали
фундаментальные принципы - такие, как уважение старших и всяческая помощь
старикам и людям пожилого возраста, труд как целенаправленная деятельность,
способствующая преобразованию мира, извлечению общественной и личной пользы и
т.д. Все эти процессы формировались постепенно, под влиянием различных причин.
Однако совокупность факторов экономического, политического и социального
характера по-своему повлияли на жизнь людей в двадцать первом веке. Сегодня
доступность информации, потенциально неограниченные возможности науки, полет
человека в космос в качестве космического туриста, мощные экономические рывки
все большего количества стран возносят современного жителя нашей планеты на
почти недосягаемый уровень развития. Несмотря на это, человечество всегда было
подвержено влиянию эндогенных и экзогенных факторов. Природа, которая
доказывает человеку свою неподвластность, техногенные катастрофы, неизлечимые
болезни, бесчисленное количество войн, революций, экономическая нестабильность,
а в последнее время проблема мирового
терроризма, экологические бедствия, недостаток ресурсов, проблема перенаселения
нашей планеты откладывают свой отпечаток на сознание и мышление людей. Но
какого бы уровня люди не достигли, проблемы глубокого внутреннего кризиса,
духовной наполнености личности все так же актуальны. К этому стоит прибавить и быстрый темп жизни, при котором все
труднее и труднее не потерять себя как личность. В разрезе всех этих проблем
становится вопрос о смысле жизни человека вообще.
Необходимость решения таких проблем
находит свое отражение во многих философско-этических учениях современности.
Одним из них является экзистенциализм (от лат. exsistentia - существование). Эти
этические взгляды получили оформление в 20-х годах прошлого века вначале в
Западной Европе. Экзистенциализм объединяет в себе философские идеи жизни
Ницше, феноменологию Э.Гуссерля, большое влияние оказала и литература
Ф.Достоевского. Сторонники данной теории изначально разделились на два лагеря:
атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Бердяев, Ясперс, Марсель,
Бубон, Лев Шестов). Положение личности в мире – центральная проблема школы
экзистенциалистов. Анализируя структуру существования личности, ее цели,
способности, ценности и моральные идеалы в современном обществе теоретики
экзистенциализма определили характерные черты жизни человека в обществе, а
именно – его обезличенность, утрату им свободы и индивидуальности (явление
конформизма), непонимание смысла жизни, одиночество, разобщенность людей,
высокая степень конкуренции между ними, враждебности, презрительности [1].
Экзистенциалисты по-своему пытались найти
выход из «тупика жизни». Индивид способен преодолеть свое «неистинное»
существование и обрести свойственную ему экзистенцию. Давая современную
трактовку, личность, прежде всего, призвана найти свое призвание в жизни,
самого себя и свое место в огромном и многообразном мире. Только осознав себя
частичкой единого целого, человек сможет стать Личностью. «Истинное» бытие
человека не определено объективно, а свободно выбирается им по замыслу-проекту.
Безусловное признание личностью своей ничем не ограниченной свободы и является
будто бы условием возвращения ее к подлинности и основой экзистенциальной
нравственности. В действительности же природа человека, способ его бытия и
духовный облик исторически и социально обусловлены, формируются в процессе
материально-практической деятельности. Преодоление враждебных человеку условий, обретение им свободы, настоящей
сущности возможны только путем революционного переустройства общественной жизни
[1]. Однако революции очень болезненны для самой жизни человека и общества и,
как всякий политико-социальный процесс, ведут к многочисленным человеческим
потерям. Поэтому, по мнению автора данной статьи, любые изменения должны
совершаться только эволюционно.
Игнорируя единство объективной
обусловленности существования человека и его практической активности,
экзистенциалисты противопоставляют свободу и необходимость, полагают, что
человек может быть свободен только в сфере своих духовно-личностных устремлений,
то есть свобода есть лишь иллюзия. А ведь еще Б.Спиноза говорил о том, что
свобода – это осознанная необходимость. Она оказывается не господством человека
над условиями жизни, а подчинением им, означает уход от действительности в свои
интимные переживания. Согласно ей, каждый индивид должен выбрать свои поступки,
найти себя вопреки общественным нормам, помимо объективных критериев и
независимо от других людей. Лишь тогда, когда человек совершает моральный выбор
в полном одиночестве, повинуясь своему абсолютно свободному замыслу, он
считается сторонниками экзистенциализма ответственным за свою жизнь. В
экзистенциализме в большинстве случаев, отвергается традиция сведения свободы к
познанной необходимости или к раскрытию природных задатков человека, вместе с
тем, утверждается, что свобода - это условие и способ самореализации индивида.
По Ж.-П. Сартру все люди свободны, поскольку ничто не может исключить из
сознания свободу. Свобода, согласно его взглядам, абсолютна, она существует в
виде действия и деятельности. Но К.
Ясперс - представитель религиозной ветви - говорит о том, что выбор человека
должен происходить перед лицом Бога, и подлинный его выбор - это выбор в себе
"образа божьего". Для того чтобы этот выбор состоялся, К. Ясперс
рекомендует обратиться либо к общедоступной религиозной, либо к более сложной
по форме философской вере [2].
Безусловно, экзистенциализм явился, в
первую очередь, отражением событий начала прошлого века, однако и по сей день
занимает свое место в системе морально-этических взглядов. Данное учение все же
оптимистично, несмотря на пессимистическую окраску: оно учит человека не
замыкаться в себе, так как каждый должен обрести себя и убедиться в своей силе
и вере. Идеал совершенства недостижим, но в руках человека сделать его ближе.
Улучшая себя, мы невольно улучшаем и окружающий мир. Экзистенциализм тем самым
освобождает человека от всех надежд и иллюзий, что он может стать свободным
благодаря чему-то вне себя самого. Именно экзистенциализм учит, что каждый
человек должен внести свой индивидуальный, особый вклад в общее творчество и
созидание совместной жизни людей. Только в этом случае деятельность всех людей
может стать взаимно дополняющей, создающей единое целое, вместо повторения
одних и тех же действий.
Литература:
1.
Гусейнов А.А. Этика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.. 2001.
2.
Апресян Р.Г. Мораль // Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.