К.е.н,
доц. Демчук Н.І.
Дніпропетровський державний
аграрний університет
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
Под
институционализмом (от лат.
institutum — установление, учреждение) понимают экономическое учение, уделяющее
основное значение роли, которую играют институты в области принятия и
направленности экономических решений, их эффективности и экономической
деятельности вообще. Учение возникло в XIX в., его основателями считаются Ф.
Симиан и Л. Брокар. Метод институционализма основывается на изучении людей,
институтов управления и права, общества; субъектом исследований является "человек
экономический".
Институционализм также
рассматривают как направление в экономической мысли, исходящее из постулата,
что общественные обычаи регулируют хозяйственную, экономическую деятельность.
Отличительной особенностью представителей институционализма является то, что в
трактовке социально - экономических явлений они исходят из определяющей роли не
индивидуальной (как в политической экономии классического направления), а
групповой психологии. Здесь четко прослеживается связь с исторической школой,
которая требовала поставить экономический анализ на более широкую
социологическую и историческую основу, подчеркивая, что народное хозяйство
принадлежит миру культуры.
Особенностью институционализма
считается то, что он настолько разнороден, что его изучение как единого целого
почти бессмысленно - настолько сильно различаются разные течения в самом
институционализме.
Основными представителями так
называемого «старого институционализма» считают Торстейа Веблена (1857 - 1929),
Уэсли Клэйра Митчелла (1874 - 1948), Джона Морис Кларка (1884 - 1963), Джона
Коммонса (1862 - 1945).
Становление институционализма связывают с
именем американского экономиста Т.Веблена (1857-1929), который поставил в центр
исследований не "рационального", а "живого" человека и
попытался определить, чем диктуется его поведение на рынке. Как известно,
экономические теории девятнадцатого века, особенно это касается маржиналисткого
направления в науке, в своих построениях явно или неявно исходили из
предпосылки существования "экономического человека", появление
которого в экономическом анализе связывают с именем А.Смита. Это человек с
независимыми предпочтениями, стремящийся к максимизации собственной выгоды и
очень точно знающий, в чем эта выгода состоит. Другими словами, человек
экономический - это рациональный эгоист. Веблен поставил под сомнение два
основополагающих положения классической школы: положение о суверенитете
потребителя, положение о рациональности его поведения. Веблен доказал, что в
рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и
психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. Именно
благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие "престижное или
показное потребление", получившее название "эффект Веблена".
Престижное потребление имеет в своей основе существование так называемого
"праздного класса", находящегося на вершине социальной пирамиды.
Черта, указывающая на принадлежность этому классу - крупная собственность.
Именно она приносит почет и уважение. Характеристиками класса крупных
собственников являются демонстративная праздность ("не труд" - как
высшая моральная ценность) и демонстративное потребление, тесно связанное с
денежной культурой, где предмет получает эстетическую оценку не по своим
качествам, а по своей цене. Другими словами, товары начинают цениться не по их
полезным свойствам, а по тому, насколько владение ими отличает человека от
окружающих (эффект завистливого сравнения). Чем более расточительным становится
данное лицо, тем выше поднимается его престиж. Не случайно в настоящее время
существуют такое понятие, как "издержки представительства". Высшие
почести воздаются тем, кто, благодаря контролю над собственностью, извлекает из
производства больше богатства, не занимаясь полезным трудом. И если
демонстративное потребление является подтверждением общественной значимости и
успеха, то это вынуждает потребителей среднего класса и бедняков имитировать
поведение богатых. Отсюда Веблен делает вывод, что рыночную экономику
характеризует не эффективность и целесообразность, а демонстративное
расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение
производительности.
Категория "завистливое
сравнение" играет в системе Веблена чрезвычайно важную роль, с помощью этой
категории Веблен не только объясняет склонность людей к престижному
потреблению, но также стремление к накоплению капитала. Что касается
престижного потребления, то по мнению ученого, оно ведет к неправильному
применению производительной энергии и, в конечном счете, к потере реального
дохода для общества. Не случайно мишенью вебленовской критики в его самой
известной работе "Теория праздного класса" (1899) является
искусственная психология и ложная идея целесообразности.
Как вызов классической политической экономии можно рассматривать
мысли Веблена по поводу движущих мотивов человеческого поведения. Не
максимизация выгоды, а инстинкт мастерства (изначально заложенное в человеке
стремление к творчеству), инстинкт праздного любопытства и родительское чувство
(забота о ближнем) формируют облик экономики в целом. Очевидно неприятие
положения классической школы, что человек стремится к получению максимальной
выгоды для себя, подчиняя свои действия "арифметике пользы". Веблен
считает, что человек не машина для исчисления ощущений наслаждения и страдания
и его поведение не может сводиться исключительно к экономическим моделям.
Веблен, его последователи и другие представители институционализма считали, что
теория, дающая удовлетворительную трактовку экономического поведения человека,
должна включать и внеэкономические факторы, объяснять поведение в его
социальном аспекте.