Комсомол середины 1950-х годов в противостоянии с
религией
Слезин Анатолий Анатольевич, д.и.н.,
профессор; Ванин Владимир Алексеевич
В 1947-1948 годах в политическом лексиконе снова появился забываемый
в годы Великой Отечественной войны термин «атеистическое воспитание». Наиболее
активные усилия в «реабилитации» антирелигиозной борьбы были предприняты ЦК
ВЛКСМ по рекомендации ряда партийных лидеров. В частности, М.А.Суслов
посоветовал ЦК ВЛКСМ «вспомнить о традициях комсомола в борьбе с религиозным
влиянием на молодёжь» [Цит. по: 1, с. 200].
Как только в середине 1947 года в столице
вспомнили об антирелигиозной пропаганде, на местах это восприняли как сигнал к
действиям, как предзнаменование грядущего изменения государственной политики по
отношению к церкви [2, с. 81]. Несколько отделов ЦК ВЛКСМ сосредоточили
внимание на атеистическом воспитании подрастающего поколения. Ими по всем
каналам (партийным, государственным, комсомольским, органов госбезопасности,
милиции, прокуратуры) собиралась информация о состоянии религиозности среди
молодёжи, которая затем обобщалась и направлялась секретарям ЦК ВЛКСМ, строго
секретно в местные комсомольские органы, и, конечно, в ЦК ВКП(б). Из содержания
этой информации следовало, что никакой атеистической работы среди юношей и
девушек, подростков, пионеров комсомольские комитеты и организации не вели, а
религиозные настроения быстро росли.
Иногда соблюдение церковных обрядов мешало
общественным мероприятиям. Празднование религиозных праздников часто
сопровождалось пьянкой и невыходом на работу. Например, 21-22 сентября 1953
года в колхозе им. Будённого Шульгинского района по случаю празднования
Рождества Богородицы из 162 трудоспособных колхозников 140 человек два дня не
выходили на работу. Из 35 комсомольцев-колхозников – 23 человека также отмечали
религиозный праздник. А 11 сентября 1953 года в селе Рясское Бондарского района
по случаю религиозного праздника были массовые народные гуляния, на которых
присутствовало около 1000 человек из окрестных колхозов. Комсомольской ячейке
ставилось в вину, что туда на автомашинах и подводах были подвезены для продажи арбузы, овощи и фрукты [3.
Д.1156. Л.156.].
Практические меры для усиления
антирелигиозной пропаганды сводились к рекомендациям подобрать группу молодых
специалистов, учителей, внештатных лекторов, антирелигиозников. С этими людьми
предлагалось провести специальные семинары, по результатам которых предлагалось
разработать тематику лекций и докладов по научно-атеистической пропаганде.
Также предлагалось увеличить количество публикаций в печати на антирелигиозные темы [3. Д.1156. Л.156.]. Звучала критика и в адрес газеты «Молодой сталинец»:
«Хуже того, за всю свою деятельность газета «Молодой сталинец» совершенно не
практикует таких мероприятий, как пропаганда атеистических знаний. Вы не
найдёте ни одной статьи об атеистической пропаганде», — критиковал газету
секретарь комитета ВЛКСМ резино-асбестового завода Наумов [3. Д.1061. Л.
64].
Видно, что тон высказываний на комсомольских собраниях
в первичных организациях также менялся: от нейтрального – «антирелигиозной
пропагандой мы не занимаемся» до «агрессивного» — «мы никогда не пойдём на
примирение с религией». На местах власть пыталась «правильно» расставить
акценты относительно отношения к Русской православной церкви. В статистических
отчётах до отчёта за второе полугодие 1947 г. не было графы «исключён из ВЛКСМ
за совершение религиозного обряда». А вот в статистическом отчёте за второе
полугодие 1947 г. такая графа появилась, хотя был исключён лишь один человек
(всего было исключено 83 человека). За 1953 г. уже 31 человек из 515
исключенных исключён из ВЛКСМ за
совершение религиозного обряда [3.
Д.736. Л.1об., Д.737. Л.1об., Д.738. Л.1об., Д.739. Л.1об., Д.784. Л.1об.,
Д.785. Л.1об., Д.831. Л.1об., Д.832. Л.1об., Д.893. Л.1об., Д.899. Л.1об.,
Д.958. Л.1об., Д.959. Л.1об., Д.1037. Л.1об., Д.1038. Л.1об., Д.1115. Л.1об.,
Д.1116. Л.1об, Д.1170. Л.1об., Д.1171. Л.1об.]. Увеличение количества
исключённых из ВЛКСМ за совершение религиозных обрядов, с одной стороны, лишний
раз подтверждает усиление давления со стороны власти на верующих комсомольцев.
А с другой стороны, показывает, что, несмотря на ужесточения в данном вопросе,
комсомольцы продолжали посещать церкви. Объясняется это и тем, что конкретные
практические действия в области антирелигиозной пропаганды были слабы по
сравнению с потребностью молодёжи в духовном обогащении, стремлении ощутить
культурную и духовную связь со своими предками.
Местная власть действовала очень осторожно. Опытные
руководители областного звена воспринимали послабления центральных властей в
отношении церкви, как одну из многочисленных кампаний, которую нужно пережить,
не впадая в своих действиях в крайности. После поворота к более решительным
антирелигиозным действиям многие местные руководители также заняли
выжидательную позицию.
Ситуация изменилась после смерти И.В.Сталина. Оказалось, что он являлся
своеобразным гарантом стабильности государственно-церковных отношений. В отчете
секретаря ЦК ВЛКСМ А. Н. Шелепина на XII съезде ВЛКСМ (март 1954 г.) было
сформулировано несколько директивных положений, демонстрирующих старт новой
антирелигиозной кампании кампании. Приведем в этой связи следующие выдержки из
доклада: «Поучительным… было совещание секретарей по пропаганде и агитации
обкомов, крайкомов и ЦК ЛКСМ союзных республик, созванное ЦК ВЛКСМ в феврале
с.г. На нем обсуждался вопрос об усилении политической работы среди сельской
молодежи… Многие секретари пытались говорить на этом совещании о чем угодно, но
только не о сельском хозяйстве. Почему? Да потому, что некоторые из них и не
думали заниматься этим делом, считали, что мобилизовывать молодежь на подъем сельского хозяйства не
входит в обязан-ности отделов пропаганды и агитации… Несколько слов об
атеистическом воспитании молодежи, об антирелигиозной пропаганде. Нужно
признать, что антирелигиозная пропаганда в комсомоле серьезно ослабла, а
кое-где совершенно прекратилась. Отдельные комсомольские работники склонны
преуменьшать вредное влияние церкви на молодежь и детей. Для подобного
благодушия нет никаких оснований. Факты говорят о том, что некоторые юноши и
девушки подпадают под влияние религиозной идеологии. Задача состоит в том,
чтобы покончить с безразличным отношением к деятельности церкви среди молодежи,
всемерно усилить атеистическое воспитание молодежи, восстановить в полных правах антирелигиозную пропаганду в
комсомоле» [4]. Принятый на XII съезде ВЛКСМ новый устав комсомола вновь
нацеливал«…бороться с пережитками капитализма в сознании молодежи, с пьянством,
хулиганством, с религиозными предрассудками
и нетоварищеским отношением к женщине»[5]. 27 марта на стол Хрущева
легла докладная, подготовленная в недрах Агитпропа и Отдела науки ЦК, «О
крупных недостатках в естественно-научной, антирелигиозной пропаганде». Ее
авторы, намеренно сгущая краски, нарисовали картину быстрого роста религиозных
организаций, прежде всего РПЦ, и полного развала атеистической работы в стране
[6, с. 352].
7 июля 1954 года ЦК КПСС принял постановление «О крупных недостатках в
научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». Оно носило идеологически
агрессивный характер. Верующие противопоставлялись другим гражданам.
Комсомольские организации призывались проводить антирелигиозную работу
«систематически, со всей настойчивостью, методом убеждения, терпеливого разъяснения
и индивидуального подхода к верующим людям». Как форма политической
коммуникации, антирелигиозная кампания 1954 г., силь-но влияла прежде всего на
систему идеологических установок. Она формировала информационное пространство,
но не затрагивала институциональных основ религиозных организаций. Возможно, говоря
о проблеме «оживления деятельности церкви и различных религиозных сект»,
партийная власть в большей степени была озабочена тем, что среди «партийных и
советских работников утвердилось ошибочное мнение» о самоликвидации религии по
ходу коммунистического строительства. Очередным «усилением антирелигиозной
пропаганды» власть преследовала цель напомнить своим активным сторонникам об
идеологической норме [7, с.121].
В Тамбовской области наиболее оперативно на постановление отреагировала
комсомольская печать. Газета «Молодой сталинец» уже 8 июля 1954 года
опубликовала статью «Об антирелигиозной пропаганде в Бондарском районе». В
ближайшие четыре месяца антирелигиозные
материалы были опубликованы в 8 номерах газеты. В основном это были фельетоны,
высмеивающие молодежь, участвующую в религиозных обрядах. В сентябре вышла
целая антирелигиозная страница. Как в довоенные годы, «Молодой сталинец» вновь
печатал антирелигиозные частушки, откровенно оскорбляющие чувства верующих.
Мотив «идеологического отравления» молодых душ, далеко не новый, вновь стал
использоваться пропагандой с целью убедить молодежь в архаичности,
несоответствии советским стандартам жизни религиозных традиций, обрядов
крестьянской культуры. За участие в обрядах, как сообщала местная печать,
регулярно исключали из комсомола. Нарастающая агрессивность пропаганды начинала
оказывать давление на сомневающихся, индифферентных в вопросах религиозной веры
людей, она вмешивалась в жизнь и изменяла их личную судьбу. «Вдруг»
обнаружилось, что многие религиозные практики, вплетенные в традиционные формы
быта, регламентирующие, в частности, рабочее время, праздничный календарь,
обряды и проведение досуга, были распространены более широко, чем советские
традиции быта. Вопрос реформирования общества в представлении части
идеологического актива тесным образом оказался связанным с проблемой более
глубокой «советизации» повседневности. Антирелигиозная кампания 1954 г.
идеологически оформила эту задачу культурной политики партийного руководства [7,
с.122].
Вновь на страницах местной периодики весьма часто
стали публиковаться статьи, «разоблачающие религиозников». Как правило, статьи,
посвященные христианству, выходили к церковным праздникам: Пасхе, Рождеству,
Крещению. В них раскрывалось происхождение праздников, проводились аналогии с
политеистическими древними религиями и схожими обрядами в других конфессиях.
Так, объясняя происхождение и сущность Пасхи, авторы статей сходились на мысли,
что этот праздник никоим образом не связан со смертью и воскрешением Иисуса
Христа. Это день пробуждения природы и наступления весны. Обязательным выводом
каждой статьи являлось то, что религиозные обряды и праздники, существующие в
СССР – пережиток прошлого, наносят вред народному хозяйству, быту граждан и
здоровью человека. Обязательный акцент в этих статьях делался на то, что
христианство было порождено невыносимо тяжелыми условиями существования
угнетенных масс: рабов, городской бедноты, безземельных крестьян и покоренных
Римом народов. Лишенные Родины, семьи, задавленные гнетом рабы теряли веру в
освобождение своими силами. Они не видели выхода из сложившейся ситуации на
земле и переносили свои надежды в загробную жизнь.
Новой формой антирелигиозной деятельности стали Дома и
Комнаты атеиста. Их задачей было
объявлено обобщение и распространение положительного опыта антирелигиозной
пропаганды, помощь клубам и Домам культуры в проведении вечеров «вопросов и
ответов», лекций, бесед, организация выступлений граждан, порвавших с религией,
проведение семинаров лекторов-атеистов и агитаторов, разработка методических
вопросов. Получали распространение вечера вопросов и ответов, встречи с людьми,
порвавшими с религией. В высших и средних специальных учебных заведениях
пытались организовать так называемые «атеистические бригады».
Однако проведение в жизнь Постановления от 7 июля 1954
года было приторможено ввиду разногласий в руководстве, вследствие чего 10
ноября 1954 года было принято новое Постановление ЦК КПСС «Об ошибках в
проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». В постановлении
указывалось, что Церковь далеко не всегда нужно воспринимать как враждебную
советскому строю организацию. Подчеркивалась
разница между положением Церкви в социалистическом обществе и положением ее в
капиталистическом государстве, где она служила «эксплуататорским классам», а не
народу. Особое внимание было обращено на то, что подавляющее большинство
советских верующих — преданные обществу люди, добросовестно выполняющие свои
обязанности, поэтому объявлялись недопустимыми попытки ставить под
«политическое сомнение» деятельность религиозных организаций и выражать
«политическое недоверие» духовенству и верующим. Указывалось, что по отношению
к государству религия является частным делом, за партией (а значит и
комсомолом) признавалось право на ведение научно-атеистической пропаганды: она
должна быть научной, освобожденной от какой-либо политизации; недопустимо
привнесение в идеологическую борьбу административных мер, оскорбление
религиозных чувств верующих, в том числе и служителей культа.
В антирелигиозной деятельности вновь
приветствовалось проведение различных обрядов с советской символикой. В
частности, представитель ЦК комсомола Завьялова приветствовала проведение
комсомольских свадеб: «Надо шире проводить такие свадьбы, чтобы
противопоставить их тем свадьбам, которые проводит церковь. И не надо бояться,
если комсомольский руководитель придет на такую свадьбу и подымет бокал за
здоровье и счастье молодоженов» [3. Д. 1373а. Л.125.]. Пропагандировалось проведение праздничных
мероприятий в честь рождения детей, вручения паспортов, как поднимающих
достоинство молодых граждан.
В комсомоле стали понимать, что для
улучшения атеистической работы среди молодежи нужно, прежде всего, учитывать
специфику работы с молодежью, разнообразить формы работы, стараться сделать ее
более доступной и интересной. В связи с этим в данный период весьма
эффективными формами комсомольской работы надо признать эстафеты культуры,
фестивали молодежи, сатирические и световые газеты, диспуты.
Вместе
с тем, жизнь подтвердила огромную роль субъективного фактора в трансформациях
государственной политики в СССР. После событий 1957 г., когда Н.С. Хрущёву
удалось утвердить свою личную власть в партии и стране, вновь началась
активизация антирелигиозной борьбы. Весной 1958 г. прошло совещание
ответственных работников отделов пропаганды, науки, школ и вузов, культуры ЦК
КПСС, Госполитиздата, ЦК ВЛКСМ и т.п. На нем призвали к скорейшей реализации
антирелигиозного постановления ЦК КПСС от 7 июля 1954 года, было решено
издавать журнал «Наука и религия»,
критиковался Совет по делам РПЦ.
Секретное постановление ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС
по союзным республикам „О недостатках научно-атеистической пропаганды“» от 4
октября 1958 г. обязывало партийные, комсомольские и общественные организации
развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки»;
государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного
характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин.
16 октября 1958 г. Совет Министров СССР принял Постановления «О монастырях в
СССР» и «О повышении налогов на доходы епархиальных предприятий и монастырей».
Кампания шла под лозунгом восстановления
ленинской законности и борьбы со сталинизмом. На самом деле в антирелигиозной
работе во многом возвращались к методам 1920-1930-х гг. В конце 1958 г. прошла
массовая чистка церковных библиотек. Начала действовать «Инструкция о порядке
пропуска в СССР религиозной литературы и предметов религиозного культа». ЦК
КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так
называемым «святым местам». Прессинг стал применяться и в отношении конкретных
священнослужителей.
Список
литературы:
1 Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется? М., 1992.
2 Чеботарёв С.А. Тамбовская епархия 40-60 гг. ХХ века. Тамбов, 2004 .
3 Государственный архив социально-политической истории
Тамбовской области (ГАСПИТО). Ф.1184. Оп.1.
4 Отчет ЦК ВЛКСМ XII съезду: Доклад секретаря ЦК ВЛКСМ
тов. А. Н. Шелепина // Комсомольская правда.1954. 20 марта.
5 Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза
Молодежи: Принят на XII съезде ВЛКСМ 25 марта 1954 г. // Комсомольская правда.
1954. 30 марта.
6 Шкаровский М. В.
Русская Православная Церковь в ХХ
веке. М., 2010.
7 Глушаев А. Л. Антирелигиозная кампания 1954 года:
мобилизационные практики и повседневность (на примере Молотовской области) // Вестник Пермского университета. Серия:
История. 2011. № 2-16. С. 120-129.