Педагогические науки

К.п.н. Павлова И.Ю.

Казанский государственный университет культуры и искусств, Россия

Формирование эстетической культуры студентов высших учебных заведений: метод системного подхода

Стратегической целью, смыслообразующим мотивом высшего образования способен выступать профессиональный образ личности специалиста – некий абсолютный идеал, становление которого происходит в течение вузовской подготовки. Создание этого образа, его коррекция и развитие носят непрерывный характер и осуществляются благодаря особому универсальному мотиву – совершенствовать себя в направлении гармонично развитой личности. Важным этапом проектирования процесса обучения и воспитания студентов является построение результативно-целевой модели, при этом  осознание целей на данном уровне в совокупности с результатами позволяет формировать мотивационно-ценностные образовательные смыслы всех субъектов образовательного процесса [1]. Таким образом, мы рассматриваем проблему проектирования личностного развития студентов, которая, в первую очередь, предполагает системный подход к процессу обучения и воспитания.

В педагогической литературе понятие «система» определяется как упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования. Как отмечает В.П.Борисенков, «новой областью, исследование которой следует интенсифицировать, стало развитие педагогических систем. Если раньше в теории они представлялись только как функционирующие, т.е. выполняющие образовательную функцию, то теперь они начинают рассматриваться и как развивающие» [2]. Педагогическая система – это общепедагогическое понятие, ее компонентный состав раскрывается в работах Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, В.В.Краевского, В.А.Сластенина и др. В работах вышеназванных авторов основными элементами педагогических систем выделяются цели и принципы, содержание, формы и методы, средства и условия эффективности и результативности педагогического процесса. Цели разработки и проектирования педагогических систем стали предметом изучения в педагогической науке (теория системного подхода рассматривалась в работах В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, А.М. Митиной, В.А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова, М.А. Степинского, Л.Ф. Спирина,  М.Л. Фрумкина, В.А. Якунева). Метод моделирования имеет не только большое теоретическое, но и прикладное значение. По мнению В.М. Полонского, модель – это «система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы – оригинала. В процессе научного познания модель заменяет оригинал: изучение модели дает информацию об оригинале, модель воспроизводит структуру оригинала, упрощает ее, отвлекает от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления, но не тождественна ему» [4]. Существуют различные подходы к моделированию профессиональной подготовки студентов. Заслуживает внимания подход Б.С.Гершунского, заключающийся в том, что построение прогностической модели выпускника соответствующего учебного заведения считается одним из основных этапов дидактического прогнозирования в профессиональной педагогике [3].

Разработанная нами дидактическая модель в концентрированной форме выражает идеальную систему, способствующую достижению основной цели исследования – формированию эстетической культуры студентов. Одним из системообразующих элементов дидактической  модели является комплекс задач, отражающих основные направления научного исследования.  Первая основная  задача - воспитание у студентов потребностей в освоении духовных ценностей общества. Ценностная ориентация трактуется нами как избирательное отношение человека к материальным и духовным  ценностям, система его интересов, потребностей, убеждений и предпочтений, выраженная в деятельности. Второй основной задачей выступает формирование  эстетических знаний, художественно-творческих умений и навыков. Третья задача  - развитие художественно-творческой деятельности студентов, ибо только в ней развиваются природные задатки личности, эстетическое чувство и вкус, любовь и понимание искусства, способность к творчеству. Четвертая основная задача - формирование потребностей в  совершенствовании своей эстетической культуры. Идея саморазвития и самореализации является чрезвычайно значимой  для многих современных  концепций развития личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э.Фромм, К.А. Абульханова - Славская, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.).

Модель содержит необходимые педагогические условия, включающие:  а) учебно-воспитательное пространство; б) учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; в) различные виды учебной и внеучебной деятельности студентов (учебная, учебно-вспомогательная, конкурсно-исполнительская, научно-исследовательская, самодеятельное художественное творчество, культурно-досуговая) с применением соответствующих цели и задачам исследования организационных форм (лекции, практические занятия, конкурсы, фестивали, фольклорные экспедиции, традиционные мероприятия и т.д.); г) основные принципы  (направленность эстетического обучения и воспитания на проектирование самоактуализации художественно-творческой деятельности; соответствие содержания образовательного процесса особенностям этнокультурной специфики общества; комплексное использование различных видов художественно-творческой деятельности на основе интеграции образовательного пространства вуза и социокультурной сферы общества; использование педагогического потенциала этнохудожественной культуры как средства эстетизации индивидуальной жизнедеятельности; взаимосвязь и сравнительный анализ элементов культуры различных народов в процессе освоения эстетических знаний, художественно-творческих умений и навыков).

Нами разработаны следующие компоненты эстетической культуры студента: а) эстетические потребности; б) эстетические знания и художественно-творческие умения и навыки; в) эстетическое восприятие и понимание; г) эстетический вкус; д) художественно-творческая деятельность. Уровень сформированности компонентов эстетической культуры студента мы определяем по разработанным критериям и их качественным показателям: а) мотивационно-ценностный (потребности к овладению системы эстетических знаний, художественно-творческих умений и навыков; интерес к культуре и искусству разных народов; ценностные ориентации в различных жанрах искусства); когнитивный  (художественно-творческие способности; сформированность целостной системы эстетических знаний теоретического и практического плана; степень развитости эстетического мышления); эмоциональный (восприятие, понимание и осмысление эстетических ценностей общества; наличие положительных эмоций и чувств, увлеченность в процессе постижения эстетических ценностей; сформированность эстетического вкуса); дятельностно-поведенческий (художественно-творческая деятельность;  эстетизация индивидуальной жизнедеятельности); рефлексивный (самообразование, саморазвитие, самоактуализация личности;  совершенствование своей эстетической культуры).

 

 

Литература:

 

1.                     Адольф, В., Степанова, И. Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода / В. Адольф, И. Степанова // Высшее образование в России. - 2008. - № 3. - С. 158.

2.                     Борисенков, В.П. Развитие фундаментальных педагогических исследований в Российской академии образования / В.П. Борисенков // Педагогика. – 2006. - № 1. – С.9.

3.                     Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М.: «Интер Диалект+», 1997. – С.43.

4.                     Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004.- 512с.