Жукова Елена Юрьевна
Государственное
бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации
работников образования»
Кадетский
компонент как педагогическое условие
формирования у кадет ценностного отношения к воинскому долгу
Зарождение в России закрытых военно-учебных заведений началось по воле Императора Петра Великого, а уже
1917 году в России от Варшавы до
Хабаровска и от С. Петербурга до Тифлиса, по всему протяжению Российской
Империи, в различных местностях и окруженные различными условиями жизни в
областях необозримой России существовали уже 30 кадетских корпусов. Эти 30 кадетских корпуса жили совершенно
одинаковой внутренней жизнью и имели совершенно одинаковую систему образования
и воспитания кадет (рис.1)
Рис.1.
Система дополнительного образования в кадетских корпусах России до 1917 года.
Игорь Андрушкевич, описывая систему кадетского
образования в дореволюционной России, в
своей статье «Воспитание русской
военной молодежи» предлагает содержание наилучшего, на его взгляд, воспитания,
которые называет «пятью столпами» правильной кадетской педагогики. К таким «столпам», по мнению
автора относятся (рис. 2):
·
Вера и верования;
·
Заветы и традиции;
·
Нравы и манеры;
·
Инструментальные
концепции;
·
Символы и ритуалы
Рис. 2 «Столпы» кадетского образования.
Сделаем попытку развить некоторые из этих положений, применив их к
современным реалиям.
Одно,
из самых актуальных, на наш взгляд –
это «Вера и верования». Православная
культура и православная нравственность всегда были основами российской культуры
и российского общества. Приобщение к православной культуре – это, прежде всего,
обращение к общечеловеческим ценностям.
Изучением «Основ православной культуры» как учебного предмета это
приобщение не заканчивается. Традиционно в каждом кадетском корпусе была Домовая
церковь, каждый корпус имел своего Святого Покровителя и отмечал свой Храмовый
корпусной праздник.
При
поступлении в корпус кадетам выдавалась в красивом переплете книга «Слова
Святого Евангелия» с русским и старославянским текстами. Мусульманам выдавался
Коран. На первой странице Евангелия было вклеено стихотворение Великого Князя
Константина Константиновича, заверенное корпусной печатью.
Надпись на Евангелии гласила:
«Пусть эта
книга священная,
Спутница
нам неизменная,
Будет
везде и всегда.
Пусть эта
книга спасения
Вам подает
утешение
В годы
борьбы и труда.
Эти
глаголы чудесные,
Как
отголоски небесные,
В грустной
юдоли земной,
Пусть в
наше сердце вливаются,
И небеса
сочетаются
С чистою
вашей душой».
Атеизма в
кадетских корпусах дореволюционной
России не было. Конечно, не все
веровали с одинаковым рвением. Религиозность в младших классах была выше, к
Евангелию и к Кресту все подходили благоговейно и осеняли себя крестным
знамением. Почти у всех кадет у изголовья кровати висел образок-благословение
из дома, перед которым они совершали молитву каждое утро и при отходе ко сну.
В
современной России вопрос религиозного воспитания в возрождающихся
кадетских корпусах и школах с
кадетскими классами стоит остро. Многие
представители их педагогического персонала признают его фундаментом всего
воспитания кадет, некоторые – отрицают в таком качестве. Всякую религию, прежде
всего – православие, они просто выбрасывают из воспитательной практики.
Общеизвестно, что каждый
гражданин России имеет возможность
реализации конституционного права свободы совести и исповедания. Закон Божий, кроме всего – это и конкретное
знание, которому, в силу исторических обстоятельств, в большинстве наших семей
не учат. Мы полагаем, что педагогам
необходимо дать это знание ребенку, а он сам, повзрослев,
решит самостоятельно и добровольно, быть ли ему с Богом. Кроме того, в современных кадетских корпусах, школах с кадетскими классами есть и уже верующие дети. Даже только поэтому
педагоги, в уважение чувств верующих воспитанников, не имеют права на
атеистические высказывания о том или ином предмете истории и современности
К сожалению, в настоящее время в
Российской Федерации не существует единой
системы воспитания и
дополнительного образования в кадетских образовательных учреждениях, а их деятельность не упорядочена относительно единой цели – формирования ценностного отношения кадет к воинскому долгу. На основании вышеизложенного мы полагаем,
что система дополнительного
образования в современных кадетских образовательных
учреждениях нуждается в
определении такого понятия как
«кадетский компонент», представляющего
собой некое фиксируемое,
дополнительное к общеобразовательной подготовке, содержание образования,
определяемое целями и задачами кадетского образовательного учреждения. Данная проблема на сегодняшний день
практически не изучена и нуждается в целенаправленных педагогических
исследованиях. Мы предполагаем, что
проектирование такой системы может основываться, в том числе и на
«столпах» кадетского образования, предложенных Игорем Андрушкевичем.
В рамках нашего
исследования мы определили кадетский
компонент как систему инвариантных для всех кадет данного образовательного учреждения дисциплин дополнительного
образования, обеспечивающих формирование у кадет ценностного отношения к
воинскому долгу посредством включения их в различные способы деятельности в
рамках программ военно-спортивного, гражданско-патриотического,
духовно-нравственного и эстетического направлений и позволяющих сформировать начальные представления кадет о
Вооруженных Силах Российской Федерации и об опыте служения Отечеству на военном поприще.
Рис.
Рис.3 Система дополнительного образования
(кадетский компонент).
Несомненно, для каждого
из кадетских образовательных учреждений
должна существовать и некая
вариативная часть, учитывающая специфику рода войск или силовых структур с
которыми соотносит себя образовательное учреждение (автомобилисты,
пограничники, казаки, спасатели и т.д.), пожелания кадет, ресурсные возможности самого кадетского
образовательного учреждения и т.д.
В
качестве примера реализации кадетского компонента может быть приведен Кадетский
корпус МБОУ СОШ № 45 г.
Челябинска под покровительством Александра
Невского, где система дополнительного образования (кадетский компонент)
уже сформирована. Источниками
построения данной системы стали: исторический опыт кадетских корпусов, мнение
кадет и их родителей (законных представителей), а также ресурсные возможности МБОУ СОШ № 45 г. Челябинска. В обобщенном
виде данная система представлена на рис 3.
Конечно, для каждого из
кадетских образовательных учреждений
будет существовать некоторая вариативность, учитывающая
специфику рода войск или силовых структур с которыми соотносит себя
образовательное учреждение (автомобилисты, пограничники, казаки, спасатели и
т.д.), пожелания кадет, ресурсные
возможности самого кадетского образовательного учреждения и т.д., но в
целом кадетские образовательные учреждения
благодаря созданной в них системе дополнительного образования должны
соответствовать главному критерию,
исторически предъявляемому к кадетским учреждениям – воспитывать граждан
России, воспринимающих судьбу Отечества как свою личную и готовых служить ему
на государственном и военном поприще.
Список
литературы
1. Андрушкевич И. Н. Воспитание русской военной молодежи // Электронное
кадетское письмо. - Буэнос-Айрес, 2009.
2. Бабурова И. В. Основные положения концепции воспитания ценностных
отношений современных школьников // Научное наследие Г. И. Щукиной и
современность. - СПб.: Астерион, 2008. - С. 38-45.
3. Гурковский В. Н. Кадетские корпуса Российской Империи. - М.: Республика,
2005. - 225 с.
4. Военная энциклопедия: в 8 т. - М.: Институт военной истории, 1994. - Т.
2. - С.34-35.
5. Жукова Е. Ю. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для кадетских
образовательных учреждений в России // Научное обеспечение системы повышения
квалификации кадров. - 2010. - 3(5). - С. 44-48.
6. Кораванец Н.Н. Модель кадетского образования // Российская кадетская
перекличка.- 2007.- № 2. С. 38-41.