к.ф.н. Татаева Ровзан Бовкиевна

Чеченский государственный педагогический институт г.Грозный

ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕЗИСА И ЭВОЛЮЦИИ

ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ

 

В процессе эволюции чеченской литературы и культуры, наблюдается континуальное стремление исследователей постичь историю прошлого Чечни и определить генезис чеченцев, что обусловлено их перманентной склонностью осмыслить историческую судьбу чеченцев на современном этапе. Исторически сложилось, что исследованием устройства автономного культурного мира чеченцев в основном занимались и занимаются представители науки других национальностей. Диспропорция данного научного явления объяснена константным интересом ученых к культурному миру чеченцев, как явлению непреходящему. Тем не менее, фундаментальные исследования в области генезиса культуры и литературы чеченцев, относительно концепций русскоязычных чеченских литераторов, остаются малоосвещенными.

Анализ исторического развития чеченцев в творчестве русскоязычных чеченских писателей обусловлен необходимостью установления их художественного мировидения. Художественное мировидение русскоязычных чеченских писателей 20-90гг. XXв. – это когнитивный феномен в чеченской литературе, исторические рамки которого пространны, но конкретизированы временным промежутком с характерными признаками эпохи.

Причины генезиса периода – «начала и конца» – обусловлены историческим временем, ограничения которого имеют идеологические ориентиры, определяющие идейно-художественную сторону произведений русскоязычных чеченских писателей. По концепции В.И. Хазана: «историческая связь – это не механическая совокупность факторов, расположенных в линейной последовательности, она подчиняется более сложным законам диалектики преемственности развития. Если этого не понять, неизбежна опасность упрощения и девальвации».

 [1, 112-113]

Учитывая данный подход в решении поставленной проблемы, в литературном пространстве необходимо соблюдать хронологические ориентиры и строго руководствоваться признаками эволюционной преемственности.

При всей гипотетичности существующих дискуссий и позиций, относительно развития чеченской литературы и культуры, чеченская литература в 20-30гг. XXв. начала осваивать национальную тематику и проблематику на русском языке, формировать специфику стилевых признаков чеченской прозы, понимать контраст исторических проблем.

Повышенный интерес к историческому прошлому Чечни был не случаен и отвечал «манифесту» В. Гречнева, который писал: «Без глубоких размышлений и оценки вчерашнего много не поймешь в сегодняшнем».

 [2, 236] Только ориентация на историческую тематику поможет писателю «…многое объяснить в стремительном, буйном нарождении нового мира и в печальном, часто ничтожном угасании старого». [3, 11] Однако в литературном произведении значимы: связь времен, историческая установка и национальная идея.

Национальная идея Чечни – это «… степень национального самосознания чеченцев, которая формируется в каждый период его исторического созревания, что может выполнить в жизни общества функцию защиты». [4, 67] В данном аспекте необходимо учитывать эволюцию чеченцев, в процессе обострения отношений с самодержавной властью. «Сегодняшний день – в его законченной характеристике – понятен только тогда, когда он становился звеном сложного исторического процесса» [5, 326], так как «…отсутствие благородного сотрудничества русской интеллигенции с интеллигенцией недержавных народов» [6, 418], или активного творческого диалога, обострят проблемы взаимоотношений культур. Неисследованность типологических общностей северокавказских литератур приводит к ошибкам при трактовке кавказских проблем. Важность учета аспектов о «тесном литературном сосуществовании» [7, 248], заключается не только в системности подхода, но и в индикаторе художественного процесса, что делает потенциальным декларирование своих региональных ценностей отдельным этносам. И лишь глубокое исследование обобщенных аспектов, обнаружит индивидуальность этнических групп Северного Кавказа.

В данном аспекте доказательна монография Панеша У.М. «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (1990), в которой в поступательном развитии исторического процесса исследуется система адыгских литератур. Типологический подход в основе его исследования обнаруживает, с одной стороны – идейно-эстетическое единство адыгских литератур, с другой – сложное многообразие художественного воплощения национальных реалий.

Однако типологические особенности и национальные ориентиры северокавказских литератур не изучены в достаточной степени, на что в своей работе «Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы» указал К. Султанов: «Существует основательная, совершенно не изученная … онтология северокавказских проблем, в том числе шкала ценностей. Но столь же бесспорен инструментарный смысл их бытования, та прагматика, которая властно требует творческой переоценки ценностей, отказа во имя будущего от каких-то тормозящих развитие предрассудков, стереотипов национального самосознания». [8, 13 ] Отрешение от ценностей, равносильно «сознательному слому и уход в традицию», что не является выходом из сложившейся ситуации, т.к. «обратность» приводит к дезинформации даже при воззрении на историю с приличной дистанции. Движение вспять перекрывает историческую реальность, образуя пропасть между настоящим и прошлым, искусственно заполненную идеологической мифологией о величии этносов Кавказа. Данный факт привел к изолированности художественное сознание современных этнических культур Кавказа от остальных культурных пластов. Подобная изоляция повлекла за собой проблемы полиэдральной сложности – оптимизацию и индивидуализацию основополагающих тем.

Многогранность современной литературы обусловила художественное направление и «формосодержание» творчества многих русскоязычных писателей. И. Ильин четко оптимизировал ключевые проблемы национальной самобытности как личности: «В духовном творчестве каждый народ имеет свои существенные особенности. Сами узлы данного эмпирического характера обусловлены расою, национальностью и языком, климатом и природою, общественным укладом и воспитанием, распутываются и расширяются у каждого народа по-своему, и по-своему же он превращает эти нити в духовную ткань». [9, 249]

 

1.                 Хазан В.И. О вечных проблемах в кавказских рассказах Л.Н.Толстого. / Мальчевская Т.Ф. Л.Н. Толстой и Чечено-Ингушетия. – Грозный, 1989. – С. 112-113.

2.                 Гречнев В.И. Герой современной литературы. Статьи. – М. – Л., 1963. – С. 236.

3.                 Федин К. Речь о художественной прозе ленинградских писателей // Литературный Ленинград. – 1934. – С. 11.

4.                 Шарипов А.Р. Формирование национального самосознания / Дисс… к.ф.н. – Уфа, 2000. – С. 67.

5.                 Толстой А. Полн. собр. соч. Т. 13. – М., 1949. – С. 326.

6.                 Славинский М.А. Русская интеллигенция и национальный вопрос // Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей 1909 – 1910. – М., 1991. – С. 418.

7.                 Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литератур. – М., 1979. – С. 248.

8.                 Султанов К Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. – М., 2001. – С. 13.

9.                 Ильин И. О сущности правосознания. – М., 1994. – С. 249.