Философия/5 Философия религии

к.п.н. Волгин С.И.

ГОУ СПО ЯО Ярославский региональный торговый колледж.

"Возможна ли нравственность, независимая от религии?"

 «Бог есть любовь!»

Будем же стараться хорошо мыслить: вот начало нравственности.

Невозможно, чтобы Бог всегда был целью, не являясь при этом и принципом. Люди, поднимая свой взгляд вверх, опираются на песчаный фундамент. Однако настанет момент, когда земля расступится и они рухнут в бездну, глядя в небеса.

Б. Паскаль

 

Хотелось бы начать с этого мирного и доброго утверждения. Но сразу приходится объясняться и оговариваться. Потому что уже на первобытных стадиях отношений человека с богами изобилуют кровавые жертвоприношения, призванные умилостивить богов.

Нет числа проявлений религиозного или атеистического экстремизма, поэтому преждевременно говорить о том, что то или иное мировоззрение обладает правами на нравственность. Но интересно, что незатейливые наблюдения за жизнью природы позволяют сказать, что у простейших животных есть проявление того, что называется «нравственностью». Например, у общественных насекомых: у пчел, муравьев, - явно присутствуют явления самопожертвования ради защиты сородичей, наличие некоей шкалы ценностей и приоритетов.

Животные отчетливо различают своих соплеменников от чужеродных существ, выделяют самок и детенышей и всегда готовы заботиться о них и защищать от каких-либо угроз. Могут сказать, что причина - в существовании инстинктов. Но и у человека есть то, что называется прямо - «материнский инстинкт», который имеет  очевидное отношение к нравственности.

С другой стороны, кроме человека, ни у каких других животных не обнаруживаются приметы религиозного поведения. То есть поклонения каким-то существам или предметам с приданием им какого-либо более высокого ценностного значения. Нет обрядов жертвоприношения, создания объектов особого поклонения. То есть можно утверждать, что явление нравственности принципиально отличается от религиозного поведения человека. Область проявления нравственности шире области распространения религиозного поведения, которое присуще только человеческому сообществу. Поэтому скорее нравственность может включать в себя религию, чем наоборот - религия включать в себя нравственность.

В то же время, очевидно, что многие нормы поведения, проповедуемые религиями, имеют непосредственное отношение к нравственности.

Проблемы происхождения нравственности и религиозного мировоззрения и их соотношения исследовали многие мыслители, но чаще всего их умозаключения носили характер эмпирического познания, ограничивались попытками толкования и обобщения  различных проявлений, свойственных религии и нравственности.

С позиций знания существенных свойств живых существ можно решать проблему происхождения нравственности. Поскольку существуют благоприятные для живого существа объекты и явления и одновременно имеются в наличии опасные объекты, то любое живое существо для выживания должно уметь различать опасные и полезные объекты и явления. Причем это касается не только существования вредных  или опасных существ или объектов, которые могут принести механические или химические повреждения, но и форм взаимоотношений между сородичами, партнерами по воспроизводству потомства и прочих форм поведения, то есть взаимодействия с окружающей средой. Чем сложнее живое существо, чем сложнее общественные взаимоотношения, тем сложнее решать вопросы полезности или опасности тех или иных способов жизни и общения в таком общественном образовании. Но всегда решение этой проблемы зависит от того, как данный объект или отношение между объектами решает проблемы выполнения названных выше существенных условий жизни живого объекта. Если объекты или отношения способствуют выполнению этих условий, то они получают положительную оценку и используются живым существом в процессе жизнедеятельности. Если препятствуют выполнению этих условий, то они оцениваются отрицательно и от них следует защищаться.

Религиозное мировоззрение возникло, видимо, в начальные периоды формирования сознания человека. Это мировоззрение отмечается у многих народов, хотя есть мировоззрения, в которых отсутствуют боги и которые можно отнести к материалистической системе мировоззрений. Но основной вывод таков: религиозное мировоззрение относится к устойчивым явлениям сознания человека.

Итак, религия - это неточное отражение сознанием человека существенных свойств генома и его взаимодействия с окружающей материей, в котором явления, не поддающиеся объяснению, заменяются мифологией.

Религии неточно трактуют источники жизни и многие другие явления природы, но довольно верно отражают требования законов живой природы. Например, основные заповеди христианства совпадают с требованиями законов живой природы и способствуют стабильности и развитию общества. Не убивай, не кради, не лги - это фундамент стабильности и процветания любого сообщества.

Нравственность - это система гормональных оценок, как объектов реальности, так и алгоритмов взаимодействия с ними, зафиксированных сознанием. Поскольку у компьютера отсутствует гормональная система, то у компьютера нет операционной системы ценностных оценок, то есть отсутствует нравственность. Мировоззрение - это система представлений, определяющих причинно-следственные связи между объектами и явлениями реальности. Напомним к этому, что все эти явления нейронной системы служат обеспечению одной цели: выполнению необходимых и достаточных условий существования живого объекта.

Теперь уже очевидно, что дополнение к понятию мировоззрения какого-либо определения, обозначает вид мировоззрения, который определяется типом решения фундаментальных вопросов бытия человека. Для философов, например, это вопрос о том, что первично: материя или сознание, кто или что «сотворило мир». Для рядового человека в зрелом возрасте это вопросы о том, как и где, добыть средства для пропитания своей семьи, как вырастить и воспитать детей, как  устранить возможные угрозы для жизни. Для мыслящего человека важны и такие вопросы, как вопрос о смысле жизни, о происхождении мира и живой природы и многие другие.

Религиозное мировоззрение содержит картину миру с мифологическим толкованием некоторых явлений, которые не были понятны человеку в момент формирования данного религиозного мировоззрения.

Очевидно, что никакое мировоззрение не может обойтись без системы нравственности. Никакое мировоззрение не может обойти вопросов о том, каким  и когда зародился наш мир, кто или что несет нам радость и счастье или преследует бедствиями и болезнями, кто творит «добро и зло». Кто созидает все вещи, благоприятные для человека, или причиняет человеку боль и страдания? Наконец, как преодолеть страх смерти и сделать человека бессмертным?

Главные вопросы при этом состоят в том, какое мировоззрение является наилучшим и как различные мировоззрения должны сосуществовать в реальном сообществе.

С точки зрения знания необходимых и достаточных условий существования жизни, можно точно сказать, каким должно быть мировоззрение  в основе  устройства идеального общества. Напомним, что эти условия состоят в том, что человек и общество должны иметь необходимые для жизни материальные ресурсы, возможность воспроизводства потомства и общественных систем, эффективную систему познания окружающего мира (т. е. науку) и действенную систему защиты от угрожающих явлений.

Наиболее качественным мировоззрением можно считать только такое мировоззрение, которое способствует наиболее эффективному решению необходимых и достаточных условий жизни. Если мировоззрение по какой-либо причине препятствует выполнению каких-либо условий, то общество с таким мировоззрением, либо сатинирует, либо деградирует. Примеров в истории человечества достаточно.

Следует хорошо понимать, что реально картина жизни человека выглядит с точки зрения знания ее сути совершенно иначе. Линия жизни длится на Земле уже более трех миллиардов лет. И каждому новорожденному существу даруется счастье продолжить эту бесконечную цепь жизни. И великая задача каждого живого существа не уронить в ничто свою жизнь, не прервать эту цепь смертью, а подарить новую жизнь, продлить жизнь на Земле. И воплотиться в новой жизни маленькой частицей.

Таким образом, между религией и нравственностью существует такое же отношение, какое существует между жизнью и деятельностью. Никакая деятельность невозможна без жизни. Религия дает жизнь. И только при условии этой жизни возможна нравственная деятельность.

Литература:

1.     А. Гулыга. Кант. М., 1994.

2.     В. Розанов. Ещё раз о гр. Л.Н. Толстом и его учении о не сопротивлении злу // В. Розанов. О писательстве и писателях. М., 1995.

3.     Ленин. Лев Толстой как зеркало русской революции // Ленин. Полное собрание сочинений. Том 17.

4.     Г. Лукач. Комментированные фрагменты рукописи книги Достоевский // Г. Лукач. Ленин и классовая война. М., 2008.

5.      А. Дмитриев. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920-1930-е гг.). С-Пб., М., 2004.

6.     И. Кант. Религия в пределах разума. // И. Кант. Сочинения в восьми томах. Том 6. М.,1994.

7.     www.anthropology.ru

8.      www.pravoslavie.ru

9.      www.wikipedia.ru