Тамразова Илона Геннадьевна.
Типология и деонтология
споров.
Диалогизм эристического в речи помещает данную коммуникативную категорию
в пространство речевого взаимодействия. Под дискурсивным пространством мы
понимаем, с одной стороны, деятельностный контекст, в рамках которого
осуществляется эристическое речевое действие, а с другой, – функционально-семантическое
языковое поле, парадигматически и синтагматически обеспечивающее эристическое
речевое действие в рамках субъект-субъектного (межличностного) взаимодействия.
Таким образом, выявляется внешний – социолингвистический – и внутренний –
лингвопрагматический – аспекты категории речевого эристического.
К внешнему пространству
эристического дискурса относятся функциональные варианты эристического речевого
поведения в зависимости от условий и целей речевого взаимодействия.
Прежде всего типы споров традиционно
определяются в зависимости от риторической триады: топос, пафос и логос .
Так, Ю.В. Рождественский считает, что
эристический и софистический виды пафоса являются вырожденными видами пафоса .
(7) Действительно, речевое противодействие, агрессия, нарушение
деонтологических норм не могут не быть порицаемыми в коммуникативном
сообществе. К эристическим жанрам Ю.В. Рождественский относит слухи и
сплетни, клевету, ложь и т.д., выделяет устную и письменную формы эристического
взаимодействия и широко представляет распространение механизмов речевого
противодействия в человеческой коммуникации.
Е.К. Зарецкая выделяет три типа спора в
зависимости от целей, которые ставят участники эристической интеракции:
1. Аподиктический спор, предполагающий точное
формулирование тезиса, наличие основного аргумента, отсутствие противоречий в
рассуждениях, достоверность и достаточную аргументированность речи. При этом
цель оппонентов направлена на взаимную корректировку точек зрения.
2. Эристический спор имеет место, когда
говорящий (инициатор) пытается переубедить сопротивляющегося партнера в
чем-либо, перетянуть его на свою сторону, сделать единомышленником. Такой спор
по-другому еще называют парламентским. Рассуждения оппонентов могут быть
оценены как:
а) аргументированные, но не убеждающие;
б) убеждающие, но не до конца аргументированные;
в) аргументированные и убеждающие.
3. Софистический спор, когда вывод не следует из
посылок и потому является ложным и недоказанным, цель – одержание победы над противником
любыми средствами. Основная характеристика применяемых в софистических спорах
приемов заключается в уклонении от принципов спора: оперирование достоверными
фактами заменяется опорой на мнения, децентрическая направленность
эгоцентрической, конструктивный подход – деструктивным, уважительное отношение
к оппоненту – пренебрежением . (3)
Н.П. Нефедова, анализируя природу языковой
полемики, подчеркивает, что слово «полемика» стало собирательным в русском и
некоторых других языках, обобщив понятия любых видов спора .(5) На самом деле в
русском и французском языках существует множество понятий, соответствующих
пафосу речевого противодействия: полемика, дискуссия, диспут, спор, дебаты,
ссора, размолвка, пререкание, препирательство, перебранка, склока и др.; polémique,
discussion, dispute, débat,
débats, querelle,
brouille, altercation, chamaillerie,
zizanie, engueulade etc.
С.И.
Поварнин выделяет три вида споров, по признаку наличия слушателей: 1) спор при
слушателях; 2) спор без слушателей; 3) спор для слушателей .(6) Спор при
слушателях, по его мнению, накладывает существенный отпечаток на оратора и, как
правило, является для него сдерживающим фактором: меняется манера поведения,
аргументация, речь становится более выдержанной и выразительной.
Типология
споров С.И. Поварнина подробно разработана. Исходя из соображений практической
риторики, он выделяет сосредоточенный и бесформенный спор, простой и сложный
спор, спор без слушателей и при слушателях, спор письменный и устный.
Различаются споры в зависимости от их мотивов и их важности. Существуют споры
для проверки истины, споры для убеждения, споры из-за победы, а также
спор-спорт и спор-игра .(6)
ヘ魵鐱 ・・澵鐱 ・髜湜 ・蒻・ 濵糺・・粽胛 ・焏・・・ フ.ヘ. ユ珮瑩魵 ⅰ頌鏆瑯・ⅲ髜隆 粨・粽・粽・竟・韋, ・・糲韜 浯鈔瑙韃 ォ裨・: ォヤ・鴈 ・鵰鮏頸 ⅳ 瑙肭韜魲・Flame, ・・粽蒻 ・・魲・・ ・瑟, ・・ ・ マⅰ・胛粽・, 裨・– 肬裘浯 釿ⅱ・ ・・・ ・魵鮻萵・ 淲琅裲籵鵫 瑕裨 浯 ・韭・ ⅳ蒡・ⅳ ・ 髜趾褊・, ・蒡・浯 ・ⅲ ・ⅲ・・湜. ホ魵濵・・顆竟鵫 裨・ (・黑・ⅳ蒟・燾・淲糅瑰湜顥 竟蒻粨蔘魵) 粱褪・ 粹褥褊韃 ・韭 砒・ク 鮻鞴瑙韜 砒蓖韭魵.
ヘ瑜・・
糺 竟・鞳褊・髜趾瑯
・髜・・ ォ・粽胛 銛・
・珮・鵫 蒻琿裲・サ
・碚・テ裙褄, ・・・籵・鈬魵ⅱ
糂裘瑯・・・・ ォ鞴韶
・・ⅲ・鵫 ・・ ⅳ・炅頏魵瑣・粢・・・
炫 ・・鈕褥・褞赳・
・淲 髜 粢 鵫
・珞裝燾・肬裘 浯 淲鈞萵鞣魲・粢・・蒻・
フ鮻褪 磊, ・・粢・
蒟鴦頸褄・・ ・ⅲ
・・・・, ・ ・趺・
・ 褄琿 浯・ 濵 ・・磊
湜 磊・, ・赳・裨・
齏・ォ竟褪-・髜・サ ・鈬ⅱ褄・サ
.(7)
タ.タ. ネ粨・・褪 ⅱ・淲鸙・・碚・, ・・・蒟・・ⅱ・浯 ・裲鐱 ・淲・裲鐱, ・・・・鞣瑯・ⅱ ・・燾・琺 瑩胚・炅璋韋 ・裹 浯鞦鸙裹 ⅲ鵫 ・浯・趺澵鵫 ・(4) ネ粨・鉈顆瑯・ⅱ・髜 頌淲 ・ⅱ・・澵ⅲ・・ ・鐱 粢蔘, ・・・珞齏・ ・裲・・頷 ・ – ・・湜・濵粽胛 鈿瑙・, 糺碚・・珞齏・魲・湜. ツ・– ⅱ・・澵ⅲ・・– ⅱ・ ・ ・・粱褪・ ・砒萵, 粢蒟湜・・・・ 碵褊燾・ⅷ褊鶴 ・ⅰ粢褊韋 淲粮褥・・・湜・ ⅷ褊ⅸ燾・趾褊韜 蓿鵫 ⅱ・・ ヒ顆燾・・瑙・・・瑙・琿・顥 胙・ 濵・胛萵・・・竟・ ・・, 琅頽韋 ・鞴裄・ ・・・ – 糂・ ・・澵ⅲ. ヨ褄・ 糂襄 ⅱ魵 ・澵ⅲ・・粱褪・ 淲 頌浯, ・・砒萵.
タ.タ. ネ粨・・裝珞・褪 ・ ⅱ・ 蒻裨, ・・・・・ ・裲・・・韭鵫.
ト頌・・
– 鮏浯
韈 籵跫裨・ ・・韭璋韋,
・・湜 ⅱ燾・・髜・・・鮱髜鈿隆
ⅲ髜 ・鈿瑙・. ホ浯 ・鈔鸙褪
・・・・ , ・淲
粱褪・
・・・鵫 ・ 隯 ・淲
浯・襌・裝頸褄・魲・髜ⅲ濵籵湜. マ鸙褌韭・
粽 ・魲黑 ・蒡硼・ 蒻・
粢澵・ⅳ・褪・
ⅳ ・裝淲・・ⅳ濵湜・・・鮱・・,
・・・韲褊褌顥 裝・
ヨ褄・・・・・ – 淲 蒡韆褊韃
肭瑰・, ・・砒萵 浯・蓿鵫
ⅱ・鵫, 粢蒟湜・碵褊濵・・銜褊・.
ム蓴・ ⅳ硴褌鐱
・・・・・, 蒡・燾 磊
・裲隯・ 濵 ・・淲
髜鈞・濵
蒡・燾 磊 浯鸙・・淲鶯・燾・,
髜・・湜・ 肭璧琿頌・糂・瑰韭・
マ鸙褌韭・・跫・珞湜
・粽褊燾・ 蒟鴦・・,
淲 ・裝・・聰・, ・・ⅳ鞣湜・肭瑰頸・
・・韲褊褌隯・・ⅳ鞣 淲胛
裝籵・; 蒻 ・蒡硼・粽褊濵・鞳,
・蒟 ・・蒡・韲・ⅰ頏瑣・ ・・
浯 裝籵, 蒡燾・蓿鵫
ⅱ・・・・韈浯籵褌鐱
・.
ン・裲・
–
裝竟褊韃 鈿ⅱ鮏燾・
粹澵・淲 鈞澵顥
・ 粽銕鮻濵, 淲粮褥・・鞴裨,
・煜襃・ 齏裨 ・・・
ムⅵ頌・ – ⅱ, ・・・蓁 蒡韆褊・
・砒蕘 浯・・ⅳ鞣湜・・頌・・銛 ・磊・裝籵,
粲・ ・鈞粢蒡・ 淲・裲鐱.
ツ ⅱ・ ・・・・蓿頷
蒟・・ 淲・・ 磊 淲釿ⅱ糺・・・韲褊褌顥
裝籵・ ヘ・裝・糂・
・ⅱ ・裝竟粢澵鵫
・
– ・砒蒻
・淲・・碚・濵・ 淲
頸・ 湜 ・・ 萵趺
・頌濵・・蒡碣黑.
タ.タ. ネ粨・瑕褪
韭・・・韈褊韃
ⅱ・・髜褊韃 頌・・裙・粢蒟湜. ン韭・
・ 裙・・褊・, 淲 粱褪・
ⅳ蒟・濵・浯鵫 齏・鈕褄黑
・・・ 浯・ ホ浯 ・裝珞・褪
碚・鈿魵鞴濵・ォ・瑕魲・頌・狃,
・蒡硼魲・髜褊・ 蕈砒
齏・・鍄・サ .
ハ瑕
髜褊韃 鸙魲・・ⅱ・・萵趺
裔炫 蒻韵・炫 韭・瑕・・珞
裔湜・ ォン韭狃
ヘ.ツ. チ・趺粨・・ヤ.タ. ム褄鞣瑙魵 .(2)
メ瑕鵫 ・蔟鮏 蒟・褪 瑕炅 浯 ォⅱ韋 ⅱ狃, 浯 褌濵・・蔟鮏・・萵澵黑・・ 粽胛 粡琲・蒟鴦・. ツ・粱褪・ ・・・ⅷ褥 ⅱ・ ・瑙魵・ ・ ⅱ・ ・裝・・ⅱ・ 竟・炅瑩韜 ・ 髜碚・(竟) 銛・・ⅱ・・・・
フ濵肛・竟ⅲ瑙燾・鍄・粢蕘 韈・・ ・ ・・・・髜鉋・.メ瑕 浯・韲褞 瑙銖・・・淏粨・(Baylon, Mignot, Bellenger, Breton, Ducrot, Kerbrat-Orecchioni) 頌裝・・・韭・蓖鐱 ・ⅱ褪顆褥・・粽・ⅲ・韭・・・瑾 鉈顆燾・瑰・・魵 淲ⅱ頸ⅱ韭・, 粲・ 頷 ・碚・・髜・・・-・淏粨顆褥・・浯・珞・湜: ・肛・ ⅱ・ , ⅱ・ ・・韭璋韋 ・粽胛 粽鈕裨粨 , ⅱ・ 瑩胚・炅璋韋 , ・璢・・ 鍄・ ・ , 竟・韶浯・炫 ・淏粽・璢・・ , ・・韭瑣鞣炫 黑褪鮏鸙魲・ ・・・(11,12)
メ瑕鵫
趺 ・・・鞣・・鞴褞跖籵 ・瑟褞韭瑙韃
褊鐱 ,・・・・Arnold, Bowers, Goffman, Goodwin, Gordon, Lakoff, Grice, Hymes, Sperber,
Wilson, Taylor, Cameron.
Следуя такому обобщающему, холистическому
подходу, эристика пронизывает все пространство человеческой коммуникации и
обыденного диалога. Н.Д. Арутюнова, анализируя
диалогическое общение, определяет типологию диалогов (в ее координатах –
диалог-1, диалог-2 и т.д.), два из которых и составляют предмет нашего
рассмотрения: «Диалог-3 представлен такими формами речевой деятельности, как
спор, дискуссия, обмен мнениями. Для диалога-3 характерны пресуппозиция
компетентности (экспертности) собеседников, тематическое единство при различии
модусов. Его текстовая структура определяется логическими отношениями, термины
которых характеризуются по логической функции (аргумент, возражение,
опровержение, обоснование и пр.). Его психологическая установка – убеждение
контрагента, диктующая разные тактики ведения разговора. Вариантом диалога-3
является спор о ценностях и вкусах. Разногласие в вопросе общей оценки объекта
не исключает согласия в частных оценках и в фактических утверждениях. Диалог о
ценностях ведется по принципу «да, ... но»: «то, что вы говорите, верно, но
важнее другое». Спор идет не об истинности утверждений, а об иерархии
ценностей: «зато» одного собеседника сводится к «хотя» другого.
Спор о ценностях циркулярен: – Дорого, но мило;
– Хотя мило, но очень дорого; – Хотя и дорого, зато как мило; – Может быть, и
мило, но чрезмерно дорого.
Это разговор не о свойствах объекта, а о ценностных
показателях свойств. Поэтому согласие с истинностью слов не имплицирует
согласия с собеседником.
Если
теоретический диалог-спор способствует развитию истинностных и вероятностных
оценок, то разговор о ценностях создает благоприятную почву для формирования
аксиологической модальности.
Сублиматом
диалога-3 является искусственно построенный теоретический спор, например,
«Диалоги» Платона. Вырождение диалога 3 наступает либо в споре о том, что
нельзя ни доказать, ни опровергнуть, либо в споре о словах.
Наиболее
паразитическая форма разговора о ценностях – сплетни; ср. разговор двух дам о
губернаторской дочке в «Мертвых душах»: – Манерна нестерпимо. – Ах, жизнь моя,
Анна Григорьевна, она статуя, и хоть бы какое выражение в лице. – Ах, как
манерна! [...] – Душенька! Она статуя и бледна как смерть. – Ах, не говорите,
Софья Ивановна, румянится безбожно (Гоголь). Дамы согласны в отрицательном
отношении к предмету спора, но при этом расходятся в фактических мотивах
оценки.
Диалог-4
имеет различные формы, распределенные между унисоном и диссонансом. Унисон
имплицирует искренние признания и взаимные комплименты, диссонанс принимает
форму ссор и выяснений отношений. На его почве формируются «судейские»
пропозициональные установки, такие как обвинение и оправдание, разоблачение и
прощение, претензии и упреки. Текст такого диалога предполагает маркировку
реплик по их отношению к обвинению или к защите. Официальной формой диалога-4
является судебное расследование, вырожденной формой – скандалы, пикировка,
говорение колкостей, перебранка. На почве диалога-4 развивается деонтическая
модальность» .(1)
Таким
образом мы пришли к выводу, что категория эристичности, или эристической
интенциональности, функционально значима для речевого взаимодействия в
различных коммуникативных сферах. Хотя спор и агрессия сопровождают речевое
взаимодействие в и повседневном, обыденном общении, пожалуй, еще в большей
степени, но в нашем понимании эристики как социально значимого феномена
наибольший интерес представляют ее манифестации в культурном контексте
публичных речевых практик.
Библиографический
список
1. タ・濵籵, ヘ.ト. ヘ裲ⅳⅱ鐱 ・
蒻琿魲顆褥・・瑕・・ォ・・サ
п・・ ・・・鍄・ [メ裲] / ヘ.ト. タ・濵籵 // ヘ瑪鐱
蒡・琅・糺裨 鸙・
ヤ齏鸙魲顆褥・・浯・-
1970.-ケ 3.-ム.44-58.
2. チ・趺粨・ ヘ.ツ., ム褄鞣瑙魵, ヤ.タ. ン韭・[メ裲]
/ ヘ.ツ. チ・趺粨・ ヤ.タ. ム褄鞣瑙魵. ハ・・・韜.
– メ・犱: メ・瀨・・蒻韜 竟頸
フツト ミヤ, 1999.- 224・
3. ヌaa, ナ. ヘ. ミ頸ⅱ韭・
メ褓 ・・瑕・
粽・・・韭璋韋
[メ裲] / ナ.ヘ.
ヌ瑩褻・ - フ: ト褄・ 1999. - 480 ・
4. ネ粨・ A.A. ホ魵・ⅱ韋
瑩胚・炅璋韋 [メ裲] /タ.タ. ネ粨・- フ.: テ瑙頸.
韈・ 炅・ツヒタトホム,
1997.-352・
5. ヘ襁裝魵・ ヘ.マ. ヤ・韶浯・濵-・璢・韃
ⅲ髜褊濵・・・・鵫
蒻粹鵫 肛・粽
瑙銖・・鍄・ [メ裲] / ヘ瑣琿・
マ褪粹・ヘ襁裝魵・-
ト頌璋・ ... ・淸鞴瑣・・・肛頷
浯. マ胛・ 2003.- 151・
6. マ魵瑩湜・ ム. ネ. ム・・ ホ ⅱ韋
・・瑕・ ⅱ・[メ裲]
/ ム.ネ.マ魵瑩湜・
- ムマ・: ヒ瑙・ 1996.- 149・
7. ミ鮻蒟粢瀨・・゙.ツ. メ褓 ・. [メ裲]
/ ゙.ツ. ミ鮻蒟粢瀨・・-
フ.: ト髜褪, 1997. - 597・
8. ユ珮瑩魵, フ. ラ
・・裨・ 齏・ネ炅褞淲・・髜鵫
・-・ [ン・・澵隆 ]
/ フ. ユ珮瑩魵.
ミ褂韲 蒡・ http:/ /shkolazhizni. ru/ archive/0/n-1411/
- ホ・硴韭魵瑙・18.10. 2006
9. Assemblée nationale. Compte rendu Officiel:
Session ordinaire de 2005-2006 // hptt / www.assemblee nationale/fr./cri.
10. チ珸・萵澵顥
ォム濵胙瑟・ 鈞萵湜・テⅲ瑩粢澵鵫
ト釗 // http: // wbase. duma. gov.ru/ steno/
nph-sdb.exe
11. Breton, Ph. L'argumentation dans la communication. – P.: Editions La
Découverte, 1996.- 12
12. Ducrot, ホ. Opérateurs
argumentatifs et visée argumentative.// Cahiers de lingustique
française.- n 5. Genève: Université
de Genève, 1983. - ミ.7-36.