ГОРОД  В  СОЦИОКУЛЬТУРНОМ  ПРОСТРАНСТВЕ

О.Г. КОРОТОВА

ФГБОУВПО «Мордовский госуниверситет им. Н.П.Огарева»

         На рубеже веков и тысячелетий тема города играет особую роль в культурном, интеллектуальном и экономическом потенциале общества.

         Обращение к городу, использование его в качестве объекта культурологического исследования не случайно. Роль города уже с конца XIX века осознавалась многими философами, писателями и поэтами, учеными самых разных направлений: географами, экономистами, социологами, историками, а в последнее время значение городской, или урбанистической культуры получило убедительное общественное признание. «Уже к началу XX века, - отмечает В.Л. Глазычев, - когда умер Поль Гоген, искавший «естественного человека» на Таити и Соломоновых островах Океании, и тем более с середины этого века, когда Тур Хейердал, окончив университет, сделал еще одну попытку жить «естественной» жизнью на тропическом острове Муруроа, стало ясно: иного мира, кроме мира городской культуры, нам не дано» [2, 80].

Глобальные изменения  в современном обществе – экологический, социокультурный, экономический кризисы, интенсивное наращивание технологического потенциала, создание и повсеместное внедрение новых информационных технологий, формирование новых социальных связей и норм функционирования субъектов исторического действия, возникновение потребностей в иных формах интеграции и взаимодействия между культурами – вызвали обострение противоречий реальных процессов, урбанизации, что обусловливает изменение места города в обществе, особенностей его функционирования и роли в процессе урбанизации.

Необходимость возникновения новой парадигмы изучения развития городов обусловлена теми глобальными качественными изменениями, которые происходят в современном социуме, приводя к обострению противоречивости реальных процессов: высокая плотность расселения, мультикультурность, современных городов, многополюстность сфер интересов, потребностей и возможностей разных субкультур и групп населения, виртуализация социального пространства и т.д. придают городу новые черты и особенности, в значительной степени иным становится и современный этап урбанизации.

Представление о городе «культурологизируется2, на второй план отходит его агрессивно-индустриальный образ. Изучение среды, с одной стороны, как совокупности условий жизнедеятельности, а с другой, как целостной и смысловой «склейки» города обращают его в «человеческий» объект.

Согласно технократическому подходу, город есть некая конструкция, которую можно спроектировать и воплотить в жизнь вплоть до мельчайших деталей организации производства и быта; городской образ жизни есть функция производственных процессов, а развитие города детерминируется вводом новых предприятий, ростом населения, техническим оснащением городской среды. Согласно органическому подходу, город – это социокультурный организм, имеющий внутренние закономерности развития, выступающий как саморазвивающееся целое; качество городской жизни обусловлено развитием человека, его удовлетворенностью жизнью и возможностью выстраивать ее в соответствии с ценностями культуры. Именно этот подход перерастает затем в социокультурную парадигму исследования города как субъекта общественной жизни.

Очень близка к социокультурному подходу точка зрения этнологов, непосредственным объектом анализа для которых выступают становление этносов и их культурное своеобразие на осваиваемой территории. Общепринятым является мнение, согласно которому этнический состав населения городов есть продукт «диффузии» различных культурных норм и образцов.

Использование в российских условиях теории урбанизации предполагает, что в ее объективы попадает не только город, но особое социокультурное образование – город – и – провинция. Как целостный регион культуры он причудливым образом соединяет в себе четы урбанизации и рурализации.

Таким образом, культурологическое изучение города призвано расширить понимание урбанизационных процессов в обществе, продемонстрировать, что его роль не ограничивается рамками процессов производства, индустриализации, усложнения социальной структуры общества. В городской среде заложен мощный культурный потенциал, генерирующий социальную и историческую «память» общества и в то же время стимулирующий возникновение значимых культурных явлений. В связи с этим возникает проблема изучения города как феномена духовной жизни человека, который концентрирует в себе ценности, идеалы социума на определенных этапах социокультурной динамики и вступает в сложные отношения с социальной действительностью, реальными городами. В этом качестве он предстает как элемент культурной картины мира общественного человека, являющимся своеобразным мостом между личностью и обществом, «осью», вокруг которой происходит структурирование реального городского социокультурного пространства. общественного человека, являющимся своеобразным мостом между личностью и обществом, «осью», вокруг которой происходит структурирование реального городского социокультурного пространства.  

 

Библиографический список

1.                 Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.  - С. 10.

2.                 Глазычев В.Л. Социально-экономическая интерпретация  городской среды. – М.: Наука, 1984. – С. 80.

3.                 Гутнов А. Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры. Лицо города. – М.: Молодая гвардия, 1990. – С. 351 с.