А.А. Воронин, Т.В Александрова
Томский политехнический университет
Сортировка объектов с помощью мобильных
LEGO роботов.
Постановка задачи
Одной из важных проблем существующих современных мобильных роботов (МР), является определение формы объектов и различные действия над ними. Для успешного определения объекта и дальнейшей сортировки бортовая система робота должна уметь правильно распознать объект, и при этом совершить необходимые действия для сортировки полученных данных.
Важными свойствами системы управления мобильным роботом (МР) является способность к обучению и адаптации, т.е. способность генерировать последовательность действий для решения поставленной цели, а также подстраивать свое поведение под изменяющиеся условия окружающей среды.
При решении задачи сортировки особое внимание следует уделить вопросу обеспечения устойчивости конфигураций при наличии динамических ошибок, а также ограничений на ресурсы управления. Обеспечение устойчивости конфигурации является разработка надежного алгоритма поведения МР при езде по линии, при распознавании объектов и при их сортировке.
Цель работы
Дано
поле (рис.1), робот должен выйти из старта и прибыть в зоны расположение
шариков, где он должен распознать и с помощью захвата поднять шарик на борт, который
нужно расположить в специальные корзинки (рис .2).Объекты для сортировки могут
относиться к трем цветам (синий, красный и желтый), которые нужно отсортировать
к заранее заданному положению.
Рис.2 Внешний вид корзинки
Рис.1 Поле
Необходимые условия при разработке алгоритмов для езды по линии, распознавания объектов и для их сортировки.
· Автономность
· Быстродействие системы
· Точность
· Плавность хода
· Надежность
· Простота
Решение
Мобильный робот собран из кибернетического конструктора LEGO Mindstorms NXT 2.0. Программирование разработанных алгоритмов осуществлялось с использованием программной платформы Bricx NXC.
В
качестве примера мобильного робота была создана модель сортировщика (рис.3) с
использованием 3-х серводвигателей, 2-х датчиков света (для езды по линии) и RGB (для определения цвета шариков) датчика.
Основной проблемой конструирования МР было создание захвата
и сброс шариков, ведь эта конструкция должны обладать как захватом, так и
спуском шариков в корзинки на одном двигателе. Это осуществляется с помощью так
называемого переключателя. Он меняет захват с направление вращения (рис. 4).
Рис.4 Переключатель
Езда по линии – разработка алгоритма движения, основана на P – регуляторе, вследствие этого обеспечивается высокая надежность и высокая скорость перемещения МР по полю.
Алгоритм
распознавания объектов включается строго в заданных местах, и представляет
собой определение определения цвета шарика.
После определения
цвета шарика в заданной точке, происходит сравнение с заранее измеренными
значениями и далее робот приступает к сортировки
Плюсы:
Программа подходит для компиляции в NXT контроллер, что позволяет модели работать автономно, без использования компьютера.
Быстродействие системы и высокая точность.
Более высокая точность работы, не желе с другими языками программирования.
Высокая надежность выполнения алгоритма программы.
Минусы:
Различные значения при различной освещенности.
Рис. 5. Пример программы в Bricx NXC по
распознаванию и сортировке.
Алгоритм сортировки – наиболее сложная часть программы. Алгоритм стартует после того как МР соберёт все шарики, после этого, происходит определение цвета первого шарик. Далее МР сортировка .
Выводы: данная задача была полностью выполнена в рамках вторых Сибирских соревнований по робототехнике "РобоROOM 2012", МР показал наилучшее время и наилучший алгоритм определения и сортировки объектов.
Литература
1.
Дональд Кнут Искусство программирования, том 3. Сортировка и поиск = The Art of Computer
Programming, vol.3. Sorting and Searching — 2-е изд. — М.: «Вильямс», 2007.
2. Томас Х. Кормен, Чарльз И. Лейзерсон, Рональд Л. Ривест, Клиффорд Штайн Алгоритмы: построение и анализ = INTRODUCTION TO
ALGORITHMS — 2-е изд. — М.: «Вильямс», 2006.