Зубкова Ольга Станиславовна
Региональный открытый социальный институт (г. Курск)
Взаимосвязь
наивного и медицинского дискурса посредством «медицинской метафоры» и
«медицинской метафоры-термина»
Медицинские
метафоры являются одними из базовых моделей представления медицинского знания
как в профессиональном, так и наивном дискурсе. Их назначение – объяснить и/или
интерпретировать состояние болезни. Наблюдение над живым языком показывают,
что, как правило, медицинская метафора отражает не только заболевание отдельного
человека, но и всего социума в определенный исторический период. Материалом для
создания медицинских метафор служат лексемы принадлежащего
медицинскому дискурсу и лексемы из литературного языка. Необходимо отметить,
что за этим словосочетанием стоит сжатый смысл, имеющий чувственную основу и
определенный эвристический потенциал. Например: патологическое благоразумие,
холодное сердце [Зубкова 2008: 38].Своеобразие данного вида метафор и их конкретная форма определяются исторической эпохой, культурной и национальной спецификой.
Однако
своеобразие семантики и функционирования исследуемого
феномена в текстах медицинской тематики можно представить в виде стилистически
маркированного типа метафоры -
«медицинской метафоры – термина», под которой нами понимается рожденное в профессиональном дискурсе
индивидуально созданное и закрепленное словарной статьей словосочетание,
состоящее из слова из медицинского языка и лексемы литературного дискурса [Op.cit: 39].
Назначение этого типа метафоры – служить объясняющей моделью в конкретной ситуации общения врача и
пациента, т.е. решить конкретную
проблему. Область применения медицинской метафоры – термина гораздо уже, так
как она не должна быть распространена в социуме и пониматься широким кругом
носителей языка. Суть метафоры данного
вида – уподобление патологических состояний здоровья человека образам
персонажей художественной литературы с
целью более точного раскрытия сути и причин заболевания. Этот
семантико-функциональный тип аналогий и ассоциаций человека и его организма с
художественным миром основан на базовой для языкового сознания «образной»
модели представления человека в его сходных чертах с художественным персонажем,
что имеет глубокие исторические корни в эволюции любого национального
восприятия мира. Герои и тексты, хорошо известные
широкому окружению индивида, значимые для него в познавательном и эмоциональном
отношении, позволяют людям при общении легко понимать друг друга и соотносить с
определенными текстами одинаковые образы и представления. Например:
синдром Квазимодо - эмоциональный конфликт, выраженные личностные изменения,
нарушения социальной адаптации, развивающиеся в связи с телесным уродством.
Квазимодо – герой романа В. Гюго, отличавшийся исключительным телесным уродством
[Блейхер 1984: 142].
Необходимо отметить, что
оба упомянутые выше типа метафоры имеют одно общее свойство – они
сконцентрированы вокруг понятия «человек» и служат для приращения знания о
человеке. Поскольку человек является
существом целостным, то он представляет собой изначальное и неразрывное
единство соматического и психического. Можно сказать, что человеческое тело
существует одновременно в двух ипостасях – как собственно физическое тело и как
способ существования конкретного человека в окружающем мире. При этом восприятие
человеком его собственного тела, равно как и его реальный способ обращения с
этим телом относятся скорее именно ко второй упомянутой ипостаси – к
индивидуальному способу существования.
По мнению А.Ш. Тхостова
и Д.А. Бесковой «телесность становится пространственной структурой, внутренним
пространством, тем, что воспринимается человеком как относящееся к его Я, в
отличие от внешнего пространства» [Бескова, Тхостов 2005: 236]. Т.С. Леви
полагает, что человеческая телесность есть не что иное как одухотворенное тело,
проявляющееся в динамике и статике (движении и форме), имеющее внутреннюю и
внешнюю составляющие. Она (телесность) является результатом процесса
онтогенестического, личностного развития и выражает смысловую,
индивидуально–психологическую и культурную составляющие уникального
человеческого существа [Леви 2005: 410].
Необходимо отметить, что
индивид с присущей ему «картиной мира», определенным отношением к объектам,
другим индивидам и самому себе становится объектом изучения в клинической и медицинской
психологии. По мнению клинического психолога А.Ш. Тхостова, субъект
функционирует не просто в объективном физическом пространстве, но в его модели,
возникающей в результате переработки перцептивной информации [Бескова, Тхостов
2005: 237]. Телесность представляет собой структуру, формирующую внутреннее
пространство, оказывается «вложенной» именно в этот моделируемый внешний мир.
Между внешним пространством и пространством внутренним проходит граница,
задающая субъект-объектное членение реальности [Ibid.]. Мы, разделяя точку зрения авторов, полагаем, что в
процессе взаимодействия объективного физического пространства и его модели,
возникают различные деформации внутреннего пространства человека, что позволяет
индивиду
переосмыслять и представлять
свой аффективно-когнитивно–перцептивный опыт взаимодействия с окружающим миром. Переосмысление
этого опыта происходит, согласно
спиралевидной модели понимания текста А.А. Залевской, с опорой на знания и
предыдущий опыт, раскручивающие спираль вниз, а все новое – раскручивает
спираль вверх. При отражении отдельного участка реальности актуализируется не
все, что знает человек о мире, а только то, что имеет отношение к данной
ситуации для конкретного человека [Залевская 2005]. Представление аффективно-когнитивно–перцептивного опыта человека
есть, по нашему мнению, проявление личности, включенной в социум,
воспринимающей окружающий мир через призму своего многогранного опыта.
В медицинской
диагностике, означаемым для телесных проявлений служит, главным образом, телесное.
Специфическая диагностика в телесно-ориентированной психотерапии основана на
том, что любое внешнее действие человека представляет собой метафору
какого–либо феномена его внутреннего состояния.
По замечанию В.А.
Подорога, метафоры являются языковыми символами, обслуживающими историю жизни и
способствующие ее пониманию [Подорога 2005: 88-89]. Поскольку символ – это
инструмент понимания, то метафора, по нашему мнению, представляет собой живое,
наглядное отражение действительности, облеченное в форму конкретного
индивидуального вербального явления. Описывая симптомы врачу, человек невольно
переходит на язык образов. Исходя из своего телесного опыта, который осознается
через понятные и хорошо знакомые структуры, экстраполируемые индивидом на
абстрактные понятия, в чем и проявляется парадокс метафоры. Описание таких
абстрактных сфер и происходит при помощи медицинской метафоры, отсылающей к
знакомому, известному, например: голубая кровь, коричневая чума, пламенное
сердце, холодная голова. Однако следует отметить, что не только описание
является метафорой, но и само соотношение, устанавливаемое между тем, что стоит
за словами в сознании индивида при их сопоставлении. Таким образом, в процессе
метафоризации изначально содержится указание на некоторое действие, которое
остается как бы «за кадром», в свернутом виде. Для того чтобы это сопоставление
стало метафорой, человек, воспринимающий метафору, это свернутое действие
должен опознать, развернуть и затем самостоятельно совершить. Следовательно, в
метафоре априори заложена необходимость совершения определенного внутреннего
действия. Когда метафора, сформирована две ее составные части в определенном
смысле теряют свою обособленность и превращаются в некую новую целостность
несущую определенный вид знания.
Таким образом, в основе природы
медицинской метафоры и медицинской метафоры-термина, являющихся по нашему
мнению разновидностями телесной метафоры лежит, с одной стороны, осмысление
явлений душевной сферы жизни человека через явления его телесной жизни, а с другой
– проведение параллелей между его телесным функционированием и событиями
душевной жизни. Следовательно, медицинская метафора и медицинская
метафора-термин являются языковыми символами, представляющими живое знание,
функционирующее в медицинском и наивном дискурсе.
Список
литературы
1.
Бескова Д.А., Тхостов
А.Ш. Телесность как пространственная структура // Психология телесности между
душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви.– М.: АСТ: АСТ МОСКВА,
2005. – С. 236 - 252.
2.
Блейхер В.М.
Эпонимические термины в психиатрии, психотерапии и медицинской психологиии. –
Киев, «Вища школа», Головное издательство, 1984. – 448 с.
3. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. – М.: Гнозис, 2005. – 543 с.
4. Зубкова О.С. К проблеме функционирования медицинской метафоры - термина в
медицинском дискурсе // Materiály IV mezinárodni vědecko – praktická
conference «Věda a
technologie: krok do budoucnosti
- 2008». – Díl 13. Lékařství. Těloýchova a
sport: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o – С. 38 – 42.
5.
Леви Т.С. Психология
телесности в ракурсе личностного развития // Психология телесности между душой
и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви.– М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2005. – С.
410 - 433.
6.
Подорога В.А. Полное и
рассеченное // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П.
Зинченко, Т.С. Леви.– М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2005. – С. 67-138.