Кордун В.А.

Полтавский национальный технический

университета им. Ю.Кондратюка

Питирим Сорокин о социальной

самоидентификации в периоды революций

 

В 1925 г. в США впервые была издана работа Питирима Сорокина «Социология революции». Целью выдающегося учёного было создание универсальной, всеохватывающей концепции социальной революции, анализ революции как социального явления во всей совокупности внешних и внутренних социальных связей.

Стараясь максимально абстрагировано рассматривать феномен революции, П.А.Сорокин не смог обойти вниманием проблему человеческого бытия в условиях революционных потрясений. Одним из наиболее интересных аспектов этой проблемы является социальная самоидентификация человека в периоды революций.

Прежде чем обратится к вопросу социальной самоидентификации в периоды революционных потрясений, необходимо сделать некоторые замечания относительно концепции революции Питирима Сорокина.

Так, определяя категорию «социальная революция», П.А.Сорокин относит к этой группе явлений те, которые не рассматриваются в качестве революций в современных социальных науках. Вместе с событиями, безоговорочно признанными как революции (Великая Французская революция, революции 1905 и 1917 гг. в России), революциями он называет и восстания рабов, крестьянские войны и еретические движения средневековья, заговоры патрицианской аристократии и мятежи вассалов[1; 63-65,112-115, 334-347].

Не менее важными при рассмотрении указанной проблемы является и то, что концепция революции Питирима Сорокина согласуется с типичным для него циклично-стадийным подходом к анализу социальных явлений и процессов. Так, согласно его теории каждая революция в своём развитии проходит две стадии:

I-ая – стадия революционности;

II-ая – стадия «торможения», «реакции» (может вылиться в контрреволюцию или же возвращение к старому, дореволюционному режиму).

Соответственно, содержание самоидентификация человека для каждой из этих стадий различно.

Наиболее явно изменение социальной самоидентификации личности в периоды революций прослеживается в сфере социально-классовой (социально-сословной) структуры общества. Революции «стирают границы» всех социальных классов (сословий и т.д.) Это проявляется как в потере господствующими классами (сословиями) ведущих позиций в обществе, прежде всего – в системе социально-иерархических отношений, так и в «возвышении» социальных низов. Очень часто в таких условиях социальные низы начинают идентифицировать себя как представителей высших сословий в старом, дореволюционном значении. Показательны приводимые П.А.Сорокиным отрывки из хроники Ипувера о поведении восставших рабов [1; 63, 96]. Подобные примеры можно наблюдать во всех революциях от описанного Ипувером восстания в Древнем Египте до революции 1917 гг. в России [1; 222-226].

Вместе с тем, «возвышение» представителей социальных низов в ходе революции может проявляться и в качестве появления новых социальных статусов, со всей спецификой выполняемых ими социальных ролей и функций, нетипичных для старого, дореволюционного общества. Подобными примерами изобилуют Реформация, Великая Французская революция и революции 1917 гг. в России. Достаточно будет вспомнить статус и широкие полномочия советских комиссаров [1; 315, 316, 470-474].

Перечисленные явления свойственны I-ой – стадии революции, для которой типичны агрессивность действий субъектов, склонность к радикальным изменениям.

Что же касается II-ой стадии – стадии «торможения» – типичным для неё (в случае победы революции) является процесс оформления, институциализации новых социальных статусов и социальных ролей и, соответственно, самоидентификации их носителей. Так годы существования СССР не только создали особую общность – советских людей со спецификой черт их ментальности, – но и сформировали осознание ими себя как уникальной общности советских людей [2; С.11, 15].

Проявлением новой самоидентификации в революционные периоды являются по П.А.Сорокину и так называемые «речевые и субвокальные рефлексы» – новые названия для объектов субъектов социальной реальности (как реальности революционной) и революционные лозунги. Так в лексиконе обывателей времён Французской революции слово «господин» заменяется словом «гражданин», а социальная реальность России, охваченной революцией и гражданской войной, порождает многочисленные неологизмы, в том числе и обозначающие новые категории населения [1; С.67, 291, 300].

Вместе с появлением новой самоидентификации населения Питирим Сорокин рассматривает и сугубо отрицательное явление, порождаемое революциями, – потерю чёткой социальной самоидентификации. Чаще всего это наблюдается среди представителей прежних господствующих классов, элиты дореволюционного общества, людей образованных [1; С.88, 141, 312]. Именинно их – носителей высоких традиций и созидателей новых культурных ценностей – революция делает ненужными обществу. В этом отношении революции, как и войны, выполняют функцию отрицательной селекции, «устраняя» из социальной жизни наиболее талантливых людей, востребованных в мирное время [3; С.20].

Но наихудшее в революционные периоды, по мнению великого учёного, – потеря человеческой самоидентификации как потеря человечности: нелюдская жестокость революционных масс, слепое следование животным инстинктам [1; С.88, 141, 312]. Подобные проявления более типичны для I-ой – стадии революции.

Таким образом, изменения социальной самоидентификации в периоды революционных потрясений по П.А.Сорокину являются как показателем кризисного состояния социума, так и необходимым условием становления нового общества.

Работа Питирима Сорокина «Социология революции» является предостережением обществу, отношение великого учёного к каким-либо революциям отрицательно. «Кто может быть уверен, что, зажигая маленький костёр революции, он не кладёт начало огромному пожару, который охватит всё общество, испепелит не только дворцы, но и хижины рабочих <...>» [1; С.35], – слова учёного-провидца и на сегодняшний день, к сожалению, не кажутся преувеличением. Преобразование общества путём революционных потрясений – зачастую слишком высокая цена и для общества, и для человека.

 

1. Сорокин Питирим., Социология революции. М: «Территория будущего» – Росспэн», 2005, 702с.

2. Сорокин П.А. Страницы из русского дневника //Рубеж (альманах социальных исследований), 1992, № 2, С. 3-18.

3. Сорокин П.А. Голодание и психические переживания //Психиатрия, неврология и экспериментальная психология. 1922, Вып. 1, С.4-21.