д.е.н. Юшин С.А
РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ЧЕЛОВЕКА КАК ИННОВАТОРА
Как известно, живое от не-живого
отличается опережающим отражением действительности. Потому общество, которое не
разрабатывает модель своего Будущего, рискует получить от него «удар». Понимая
это, люди во все времена при неясности ситуации обращаются к пророкам.
Безусловно, при этом каждый хочет получить гарантию того, что предсказатель не
окажется лже-пророком. Не зря же в Библии говорится: «скажите, что произойдет в
будущем», и мы будем знать, что вы боги».
Да и Аристотель доказывал, что способность к предвидению – это самый
характерный признак властвующей личности. Но при этом все пророки, будучи
осведомленными о печальных судьбах «Кассандр», максимально избегают
однозначности в своих пророчествах. Оно и понятно, так как люди, во-первых,
предпочитают такую гармонию, где преобладает то, что им мило, а неприятного
имеется меньше (Платон). Аналогичного просили и библейские грешники: «не пророчествуйте нам
правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное». Во-вторых, ученый может сам причислять себя к
атеистам (позитивистам и т.п.), но если он признал опыт и повторяемость его
результатов исходным пунктом познания, то в этот момент, зачастую даже не
догадываясь, он стал на позиции Аристотелевой метафизики (наука и искусство
возникают у людей через опыт) и библейского Екклесиаста (что было, то и будет;
и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем). Очевидно,
что древние ученые диалектику ценили больше, чем оценили ее их потомки. К
примеру, верховный «птицегадатель» Калхас (из «Илиады» Гомера) ведал «все, что
минуло, что есть и что будет». Тогда понимали, что мощная ретроспективная
составляющая прогноза повышает его точность и позволяет пророку маневрировать,
сохраняя важнейший элемент всех предсказаний – их неопределенность. Они
развитие человека понимали в его троичной – научно-философско-религиозной, а не
в монадной (научной, О.Конт), социализации.
Результат «троичности» древних налицо.
Допустим, 99 % общего числа ученых, когда-либо живших на этой планете – наши
современники. Но исключи 1 % древних мыслителей, и окажется «дом цивилизации не
на камне, а на песке». Все Святые Писания содержат (в явном и неявном виде)
методологию научного освоения человеком Вселенной, а Аристотель принимался
церковью как князь философии. Однако в отличие от конкретных наук, именно
этический блок религиозных и философских учений обеспечивает их
системообразование.
Теперь о концепциях социального развития.
И кто же объяснит сущность данного понятия? С экономическим развитием понятнее
– оно кратковременно, если исходить из того, что все экономическое не выходит
за рамки денежных (ценовых) уравнений, а жизненный цикл их кратковременен (вот
и проблема несоизмеримости разновременных затрат). С технико-технологическим –
тоже проще: есть конкретная разница между агрегатами «бык + соха» и «трактор +
плуг», между наскальной живописью и телевидением. К.Маркс и редуцирует
экономические эпохи к орудиям труда. Но где же критерии того, что пещерный
человек был менее развит социально, чем человек современный? Что ж, во все
времена знания человека были заложником у «мнений» (Платон, Аристотель), а
сфера его ясных представлений – у сферы представлений смутных (И.Кант). Видимо,
непросто установить то, насколько цивилизация в социальном плане продвинулась
из глубины платоновской «пещеры» от уровня тени и отражения сущности к самой
сущности. А потому формирование всякой перспективной концепции социального
цивилизационного развития корректно лишь в рамках адекватной ретроспективы. Кстати, Е.Дюркайм, А.Дж.Тойнби и другие ученые
утверждают, что подавляющая часть представителей современной цивилизации ничем
не отличается от представителей примитивных обществ. Хотя, если прав был
Г.Гегель, что все существующее – разумно, то возможно мы просто не можем пока
установить истинную роль т.н. «примитивности масс» в развитии человечества (о
чем в свое время писали Г.Лебон и З.Фрейд). И единственное что нам остается в этом
случае – опереться на ту ретроспективу, которую нам предоставляет доступные
сегодня для нас источники информации (рисунок).
Рис. Краткие содержания концепций перспектив
социализации человека
Понятно, что количество социальных
СуперАрхитекторов у цивилизации не может быть значительным. Все определяет
масштаб исторических задач. И если исходить из положения О.Шпенглера о том, что
на каждый исторический период приходится крайне ограниченное количество высоких
метафизических задач, то следует согласиться и с ограниченной потребностью
цивилизаций в Метафизиках (Учителях) класса Христа или Сократа и т.п. Да,
сегодня римское право является классическим. Но в свое время Нерон спалил Рим
для того, чтобы установить пределы своей власти. Претендующая на
универсальность Империя искала ответ на ключевой вопрос: кто же должен править
– Герой или Купец? Это через почти 2 тысячи лет государство Г.Гегеля отказало в
праве на бытие героям периода необразованности. А во времена Нерона цивилизация
только начала сомневаться в необходимости героического начала. И, судя по
Истории, именно подобное сомнение привело к разрушению Римской империи.
Древние говорили: «сова Минервы летает
только ночью» и «мельница богов мелет медленно». Т. е. судить о процессе
следует только по прошествии определенного времени после его завершенности.
Лишь через 100 лет реформы императора Августа были признаны в Риме как наиболее
правильные. Период времени от реформ Хаммурапи и Авраама до Христа насчитывает
около 2 тыс. лет, как и период от Христа до наших дней. Платон и Аристотель
важнейшей функцией государства видели создание новой генерации
(социализированных) граждан. За «селекцию» праведников ратовал Христос. Мы
знаем, что Содом погубило не вообще отсутствие в нем праведников, а наличие их
в количестве меньше десяти (проблема критической массы). Кстати, адекватная
концепция социального развития для Христа это не абсолют нового, а сочетание нового и старого. Если
обратимся к А.Дж.Тойнби, то становится ясным, что основным препятствием на пути
к социальному развитию цивилизаций является не численное преобладание инертной
массы над творцами, а поверхностность отбора новых ценностей, дефицит
способностей к адаптации и творчеству (утрата «прометеева» порыва), слепое
следование тому, в чем «образец» уже потерпел крах. Именно этим он объясняет то
разительное отличие в эффекте от одного и того ж института, внедряемого в
различных социальных средах. Учит Библия: пей из своего колодца, воздвигай на
своем основании. Однако, как свидетельствует История, эти императивы действуют
исключительно на этапе социальной «нирваны» (спячки), когда минимизируются
контакты с внешней средой. И.Кант высказывался так: меньшая степень гражданских
свобод дает народному духу возможность развернуть все свои способности. Хотя
такую его точку зрения вряд ли воспримут апологеты доктрины либеральной
демократии.
Итак, инновационный путь развития, о
сущности которого ведут жаркие споры, неразрывно связан с социализацией
человека. Принятый в 2002 г. Закон Украины «Об инновационной деятельности»
видит в инновации средство для получения социального эффекта. Принятый в 2003
г. Закон «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине»
предлагает в качестве особого приоритета страны гармонизацию экономики,
человека и экологии. А это требует нахождения меры между идеями Аристотеля
(собственность как орудие активной деятельности людей) и Мора/Кампанеллы/Маркса
(отрицание частной собственности). Мыслители манипулируют разного рода триадами,
стремясь абсолютизировать каждую из них, да еще и в навечно заданной пропорции.
Но может ли социум, движущийся в Глобальное информационное общество (ГИО),
претендовать на универсальность в рамках технократического доминирования? Или
же ГИО оставит в Истории такой же след, как и римское право, в котором понятие
человек отсутствовало в силу того, что и раб был человеком (но человеком
вне-экономическим, которому запрещалось всякое участие в обменных процессах). И
прав окажется А.Тоффлер, что Третья Волна спадет через несколько десятков лет,
после чего все мы увидим крах Великой Информационной Империи. А что дальше? Ну,
в соответствии с принципом Г.Гегеля, вернемся в исходное социальное состояние.
Вопрос только в том, будет ли это Новый Социальный Рай и сможем ли мы там
прочно закрепиться?
Вывод: для разработки перспективных концепций социального
развития цивилизации (государства) необходимо предварительно провести
максимально обстоятельное исследование ретроспективного основания указанного
процесса.