Айтбембетова А.Б.
Казахский Государственный Университет имени Аль-Фараби
г. Алматы
Этнокультуральные особенности казахского народа и возможность развития
психосоматических расстройств
Впервые понятие «неврозы» было введено 1969 году Уильямс Каленом, считавший, что почти все болезни – «от нервов». Термин понятен и четко очерчивает круг тех проблем, которыми занимается эта междисциплинарная наука, располагающаяся на границе психиатрии, психотерапии и психологии.
В настоящее время употребление двух
терминов как невроз и психосоматические расстройства является логичным и
обоснованным, так как две эти области теснейшим образом связаны друг с другом и
находятся во взаимодействии. К тому же методы и способы оказания
психологической помощи пациентам с данной психической патологией близки.
Основоположник психоанализа З.Фрейд выдвинул базисный
постулат формирования «невроза органа», за счет смещения энергии
интропсихического конфликта на сферу функционально-анатомических образований
(«конверсии на орган»). При этом психическая энергия (либидо) отделенная от
вытесненного представления, ассоциируясь с конфликтом (например, недопустимое
желание) преобразуется в энергию иннервации и порождает «телесные»
(соматические) симптомы.
Важная роль в этиопатогенезе психосоматических расстройств
принадлежит личностным особенностям индивида. Следовательно, большой интерес
представляет изучение влияния этнокультуральных особенностей (расы,
национальности и пр.) у лиц, страдающих психосоматическими расстройствами.
Известно, что распространенность психосоматических расстройств в разных
культуральных группах неодинакова.
Наше исследование направлено
на выявление этнокультуральных особенностей течения психосоматических
расстройств у представителей казахского этноса, проживающего в Казахстане.
В настоящее время, принято
следующее определение понятия этнос – естественно сложившийся на основе
оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как
энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким
же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности (Л.Н.Гумилев).
Наиболее значимым в данном определении
следует признать факт облигатности противопоставления одной группы (этноса) людей
другой, вычленение своей группы из ряда родственных на основании группового
осознания идентичности (Менделевич В.Д., Соловьева С.Л.). Учитывая кажущуюся
субъективность в национальном самоопределении, в современной этнопсихологии
национальность, этническая принадлежность и культуральная специфичность определяются
на основании самооценки.
Второй важной особенностью определения понятия этнос следует
считать этнокультуральные стереотипы поведения (этностереотипы) людей
(К.Касьянова), которые разделяют на автостереотипы и гетеростереотипы. Первые
из них отражают самооценку этнической или культуральной группы, вторые – оценку
«со стороны». К составляющим этностереотипов относят (В.Н.Панферов): общий
стиль поведения, общий стиль деятельности, отношение к людям, отношение к себе,
волевые качества, качества ума, эмоциональные качества, социальное поведение,
ментальные характеристики.
В общий стиль поведения включают, например, простоту
(простодушие) – снобизм, откровенность (прямоту) – скрытность,
терпимость-нетерпимость, честность-лживость, искренность-неискренность, агрессивность-неагрессивность,
культуру-бескультурье, необузданность; в отношение к людям – гостеприимство-негостеприимство,
суровость-милосердие, завистливость-независтливость, тактичность-бестактность,
доверчивость-недоверчивость, общительность-замкнутость, высокомерие, хамство,
лицемерие, двуличие; в отношение к себе – гордость, непритязательность,
закомплексованность, самоуверенность, гонор; в общий стиль деятельности –
трудолюбие-лень, работоспособность-трудоголизм, халатность-обязательность; в
волевые качества – стойкость, уравновешенность-неуравновешенность, безволие,
активность-пассивность, покорность; в качества ума – глупость, тугодумие,
примитивность; в социальное поведение – корыстолюбие, склонность к спекуляции,
криминальность, тунеядство, клановость; в эмоциональные качества – чувствительность-бесчувственность,
сентиментальность; в ментальные характеристики –
предсказуемость-непредсказуемость, широту души. Иногда отдельно выделяется
понятие внешности, или стиля самопрезентации (к примеру, в него включаются
нечистоплотность, неопрятность, неаккуратность) (Менделевич В.Д., Соловьева
С.Л.).
Этнокультуральная нормативность поведения регистрируется
на основании бытующих пословиц и поговорок, которые в этнопсихологии называются
индикаторами оценки поведенческой нормы. Так, в нормативное поведение
русского человека входят такие параметры, как: основательность,
неторопливость, обстоятельность, самоирония, но и нерасторопность,
нерасчетливость, ригидность, склонность к крайностям. По мнению К.Касьяновой,
русский тип характера может быть охарактеризован, как эпилептоидный, и «в
нашей культуре существуют собственные архетипы целеполагания и целедостижения,
непохожие на западноевропейские».
В число индикаторов статуса русской женщины входит:
покорность, непоследовательность, зависимость. Выбор феминистического
поведения в отечественной культуре может быть воспринят как культуральная
девиация.
Исследователь Р.Абсатархов считает, что нет более
народа, чем казахский, который бы так долго шел к осознанию единой нацией.
Казахи – нация, состоящая из самых различных противоречий. Только у казахов
можно отметить такое широкое радушие и гостеприимство по отношению к чужим
народам и такую враждебность по отношению к представителям своей нации, если
они представители другого жуза или рода, такую воинственность и такую
покорность, такое стремление к знаниям и такую леность ума.
По-видимому, такая противоречивость состава казахского
этноса играет не маловажное значение и
во взаимодействии его с представителями как друг с другом, так и с
представителями других народов: варьируя от боязливого, покорно-застенчивого
поведения до порой ярко выраженной агрессии (Таттыбаева А.С., Данилевич Ю.И.).
Одним из важных особенностей, отличающих казахскую
этнокультуру, является традиция почитания старших. К аксакалам относились с
большим уважением и почетом. Они возглавляли род, были хранителями традиции,
решали споры. К женщинам преклонного возраста также испытывались огромное
уважение, они пользовались непререкаемым авторитетом в вопросах воспитания,
хранили традиции, обрядов и т.д. Положение женщин в казахском обществе хотя и
было угнетенным, но, по сравнению с женщинами других народов Востока, они
всегда были более свободными. Они никогда не закрывали лица. Многие прекрасные
обычаи гарантировали им любовь своего народа. Издавна в казахском этносе
считалось, что все – и хорошее, и плохое в человеке – от матери, и его основы
остаются на всю жизнь.
Этнокультуральные стереотипы поведения формируются в
процессе социализации, что приводит к становлению феномена, названного
национальным характером. Под ним понимается совокупность типичных и
повторяющихся у лиц определенной национальности черт характера в виде манер, стиля
поведения, способов осмысления действительности. В процесс воспитания характера
гармонично включается и формирование значимых для этноса и национальности черт,
считающихся нормативными. Для русского - это доброта, терпение, гостеприимство, дружелюбие, широта души,
патриотизм, доверчивость, открытость; для француза – любвеобилие, жизнелюбие,
веселость, элегантность, общительность, изысканность, утонченность,
улыбчивость; для немца – аккуратность, пунктуальность, педантизм,
расчетливость, экономичность, бережливость, чистоплотность; для американца – патриотизм,
деловитость, свободолюбие, расчетливость, практичность, целеустремленность,
общительность, раскованность (З.В.Сикевич). Для казаха – это неподдельное
добродушие, честность, сострадательность, гостеприимство, трезвость, терпение
при перенесении страданий. Жестокость и мстительность не входит в число его
черт.
Конфликты, построенные на микротравмах (Н.Пезешкиан),
очень часто приводят к развитию невротической симптоматики, следовательно
этнокультуральные стереотипы поведения могут быть потенциально невротизирующими.
Необходимо рассматривать не только психологический
конфликт который перенес человек, но и самое главное, как протекает реакция
личности на этот конфликт. Под конфликтом подразумевается стресс. Воздействие
стресса на человека, его организм и личность фруструирующих и травмирующих
событий с формированием расстройств как на уровне психического, так и
соматического реагирования. Центральными становятся вопросы о механизмах
формирования связанных со стрессом нарушений
В условиях воздействия на человека
психической травмы возникает выбор или в связи со стрессо-устойчивостью и под
влиянием психологических защит человек остается психически и соматически
здоровым, либо он заболевает неврозом или психосоматическим заболеванием.
Причем, по мнению некоторых ученых (Ротенберг В.С., Аршавский В.В.),
альтернатива существует и внутри психогенного пути, и «психосоматические
заболевания возникают у тех, кто в силу особенностей личности не может позволит
себе невротический путь реагирования, демонстрацию тревоги или страха, фиксацию
на своих ощущениях».
Основным вопросом этнокультуральных исследований в психосоматике является вопрос о том, какое влияние оказывают
этнические, национальные, культуральные особенности человека на механизмы возникновения
и формирования, клинические проявления и закономерности течения психосоматических
расстройств, а также на особенности их коррекции, терапии и профилактики. Многие
клинические психологи и психиатры, получающие образование в Европе, сталкиваются
с проблемой адекватной диагностики и квалификации расстройств, встречающихся в
их собственных культурах (В.Б.Миневич, П.В.Морозов).
В связи с этим, возможно, выделить четыре аспекта
современной этнокультуральной психосоматики: диагностический, этиопатогенетический,
клинический и терапевтический. Диагностический аспект связан с разработкой и
описанием строгих диагностических критериев, отграничением психосоматической
симптоматики от этнокультуральных стереотипов поведения, мировоззрения, традиционных
верований, паттернов мышления и речевой практики. Особое значение
диагностический аспект приобретает в условиях межкультуральных и межэтнических взаимодействий,
когда психолог и пациент оказываются представителями различных культур,
субкультур, вероисповеданий, рас или национальностей.
Этиопатогенетический аспект этнокультуральных
исследований в области психосоматики должен быть направлен, прежде всего, на
оценку роли этнических и культуральных особенностей человека в возникновении
и развитии психосоматических расстройств.
Изучение отклоняющегося поведения на базе психосоматических
симптомов в современной клинической психологии справедливо обращается к таким
сложным и многогранным психологическим образованиям, как личность и
индивидуальность. Анализу должны подвергаться их различные стороны:
характерологические особенности, темперамент, способности, самосознание и
самооценка, система ценностей и т.д. При этом нельзя упускать из виду, что
индивид, личность являются составной и существенной частью этноса, и именно
этнические и культуральные стереотипы поведения, выраженные в традициях,
верованиях, обычаях, обрядах, стиле мышления и ценностной организации жизни,
формируют базовые психологические особенности человека. В связи с этим высоко
вероятным представляется их роль в формировании психосоматических расстройств.
Обряды и традиции казахского этноса оказывает одно из
основополагающих влияний на ведущие ценности, мотивы казахов, где главную роль
играют семья, дети, доброта, уважение. К детям в казахской семье особое
отношение, особенно к мальчикам.
Это нашло соответствующее подтверждение в
исследованиях авторов (Ладзина Н.А.). В ходе тренингов-семинаров по личностному
росту в различных школах учеными была поставлена задача «построить» дерево
«жизненных сценариев», используя транзактный анализ. Сравнивая «родительские
послания» у русских и казахских юношей, выявлено, что у последних
«отрицательных» посланий оказалось в 3 раза меньше. Большое количество
родственников, дядей и тетушек на деле обеспечивают психологическую
защищенность детей, и у последних в полной мере реализуются их потребность в
любви и принадлежности.
Издавна существует казахский обычай первого ребенка в
семье отдавать на воспитание дедушке и бабушке по отцовской линии. При этом он
должен воспринимать своего родного отца как старшего брата, а мать – сноху.
Воспитание ребенка согласно этой традиции не могло не оставить своего следа при
формировании и становлении личности. Все это, возможно, в будущем может способствовать
возникновению у него чувства в виде потери «ключевой фигуры» – наиболее значимого в жизни лица (отца и
матери), что в дальнейшем вследствие непреодоленной проблемы приведет к
формированию какого-либо психосоматического расстройства.
Как правило, в условиях казахского этноса такого
ребенка воспитывают согласно традициям, по которым запрещается или не
поощряется не уважение к старшим, не выполнение долга перед родителями, не
соблюдение обычаев. При этом обязательства перед выполнением такого рода
традиций могут привести к формированию у личности перфекционизма – характерной
черты для лиц с разнообразными психосоматическими нарушениями.
Каждая этническая группа фиксирует свои отличительные
черты, вступая в контакт с представителями другой нации. Само общение от этого
не всегда принимает вид враждебности или агрессивности поведения по отношению к
представителям другого этноса, но, несомненно, имеет свою специфическую
окраску, выражающуюся в национально-психологические особенности того или иного
этноса.
В истории казахского народа великое множество примеров
бегства от конфликтов не только отдельных лиц, но и целых групп населения,
притесняемых духовно или экономически. Уплощением от конфликта, растворением
конфликтных ситуаций в бескрайних просторах степей разрешались многие проблемы.
Н. Жазылтаева в своей работе пишет, что в менталитете
казахов издревле конфликт – «дау-дамай» понятие отрицательное, отпугивающее, а
здоровая конкуренция – «жарыс-байге» - напротив, положительное. Казахскому
народу ближе идея Канта: «Мир и нет никаких иных путей в будущее».
Возможно, устоявшаяся и транслирующая в процессе
воспитания эта этнокультуральная особенность постоянного подавления
отрицательных чувств, особенно агрессивности, может приводить к формированию у
личности повышенного эмоционального контроля над своими эмоциями. По мнению
Каразу, больным с разнообразными психосоматическими расстройствами свойственен
чрезмерный эмоциональный контроль.
В этнопсихологической характеристике казахского народа
В.Г.Крысько и Э.А. Саракуев отмечают такие качества, как трудолюбие, умение
быстро овладевать теми или иными приемами работы, сообразительность,
исполнительность. При общении с представителями других национальностей казахи,
как правило, не бояться сказать человеку правду в глаза… Если в коллективе сложились
неблагоприятная атмосфера, то
представители казахской национальности ведут себя настороженно, тяжело
переживают нанесенные обиды и долго не прощают их, что в дальнейшем может
проявиться в виде хронического стресса и привести к формированию психосоматических
заболеваний.
Таким образом, этнос, диктуя его члену строго
очерченный стиль поведения, формируя «стереотипизацию опыта» и базовые
психологические особенности человека при возникновении нежелательного события (стресса)
может приводить к развитию психосоматических расстройств.
Литература
1.
Абсатархов Р.
Этнополитическая общность и нации // Мысль. – 1995. – №10. – С. 16-19.
2.
Жазылтаева Н. Об
отношении к конфликтам в Казахском обществе // Мысль. – 1998. – №11.
3.
Крысько В.Г., Саракуев
Э.А. Введение в этнопсихологию. – М., 1996.
4.
Кульмухамбетова Б.
Некоторые особенности этнокультуры казахов // Вестник КазГУ. Серия философии. –
1994. – Вып. 2 – С. 106-112.
5.
Ладзина Н.А. Влияние
национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации. –
Барнаул, 2001. – 298 с.
6.
Таттыбаева А.С.,
Данилевич Ю.И. Сравнительный анализ влияния свойств личности на особенности
протекания конфликтов в полиэтническом государстве. / Сборник «Интеграция
науки, образования и производства на пороге третьего тысячелетия». – Усть-Каменогорск.
– Издательство ВКГУ, 2000. – С. 14
7.
Темирбеков С. Об одной
фундаментальной ценности: национальный характер // Мысль. – 1999. – № 7. – С. 24-27.