Психология и
социология/5.Психолого-воспитательные проблемы развития личности в современных
условиях
Нурмухаметова
Н.С.
Тюменский
Государственный Нефтегазовый Университет, Россия
Использование он-лайн игр в общественных
коммуникациях и преподавании общественных наук
Стремительность и значительность изменений –
вот, что нам предстоит испытать в будущем в сфере образования. Уже в настоящее
время студенты все больше и больше понимают важность личностного образования.
Выражения «Знание – это круто», «Незнание равно бедность» в среде молодых людей
распространяется с огромной скоростью.
Преподавателям, как и студентам, необходимо
планировать развитие и образование студентов что называется «в ногу со
временем». Как определить для себя, что именно будет характеризовать такое
развитие? Если обратить внимание на различные социологические опросы и
исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время основной инструмент
развития многих молодых людей является «всемирная паутина» - Интернет.
Большинство людей в современном мире уже не
представляют свою жизнь без Интернета. В Интернете преподавателю всегда легко и
быстро можно найти большой объем любой информации. Студенты много времени
проводят в «глобальной сети» не всегда для поиска и дальнейшего анализа информации,
чаще всего Интернет для студентов – это способ развлечься, а развлечения, как
правило, состоят в участии в каких-нибудь играх. На сегодняшний день существует
огромное количество игр – «стрелялки», «бродилки», и каждая игра несет в себе
основную задачу для игрока – выработка стратегии, по которой он будет играть.
Все большую популярность во всем мире набирают
он-лайн игры. Виртуальный мир – это своеобразное индивидуальное обучение,
современное получение знаний. Он-лайн игра изначально создается для развлечения,
но такой подход не означает отсутствие образовательных моментов. При старте
любой игры необходимо как минимум создание четкой стратегии развития и
продолжения. Например, самая известная версия он-лайн игры - Second
Life. Эта игра стартовала в 2003 году и к 2007 году уже имела
более 7 млн. жителей в своем виртуальном мире. Внутри игры создаются свои
государства, университеты, предприятия и организации, законы, нормы морального
поведения. Для того, чтобы создать и развить все необходимые инфраструктуры
нужно четкое понимание их построения, стратегию дальнейшего игрового развития –
все эти задачи четко настраивают людей на активизацию мыслей и продумыванию
своих действий внутри игры. Люди
существуют в них по типу реальной жизни, пробуя на себе роли, которые в жизни
никогда бы не смогли попробовать. Соответственно в игровой форме существует
реальная возможность набраться и применить новые знания, которыми нет
возможности пользоваться в реальной жизни.
В
настоящее время, Second Life
уже используется учеными в области социального поведения. В образовательных
учреждениях также можно на базе он-лайн игр как минимум проводить
социологические исследование, как максимум изучать общество и его поведение,
проводить различного рода социологические опросы, изучать политику (причем
принимать какие-либо законы и проверять их работу «на практике»), охват
дисциплин огромен. На уровне предприятий и организаций можно изучать систему
работы с персоналом, оценку принятий решений, изучать вопросы теории
организации и теории управления. Вполне возможно, что мир могут ждать абсолютно
новые теории развития предприятий и пути решения острых социальных проблем.
Позитивных последствий при использовании он-лайн
игр в образовании можно увидеть огромное количество. Это снизит затраты на
исследования в образовательных учреждениях, позволит сэкономить время, которое
понадобится на исследование. Исследование в он-лайн играх и в реальной жизни
- это прекрасная платформа для
сравнительных анализов любой дисциплины. Для студентов – это не только
индивидуальное развитие, но также это стимулятор воображения, и средство
развития креативного мышления. Человек не просто существует в виртуальном мире,
он такой же член общества, как и в
реальном мире, и ему необходимо решать различные вопросы, и выходить из
различных ситуаций. Если говорить о доступности, то этот ресурс, в ближайшее
время, станет доступным большинству жителей. Соответственно образование такого
рода также станет доступным, даже тем, кто не обучается на очной или заочной
формах обучения. Достаточно будет иметь компьютер и Интернет – и современное
общественное образование будет доступно практически каждому.
Конечно же, как и в любом новом деле, существует
ряд вполне реальных опасений. Люди, живущие в виртуальном мире, могут и не
обеспечить точной и полноценной информацией некоторые дисциплины – это очень
снизит качество получаемой информации, и она не всегда может быть использована
в исследовании и дальнейшем анализе. Контроль и влияние «виртуальной жизни»
может быть затруднен. Жестокое обращение в таком кибермире возможно. Как
экспериментаторы жестоко обращались с подопытными в исследованиях в прошлом,
так и на сегодняшний день существует опасность не «мирной жизни» в виртуальном
мире, а в появлении «городов-жестокости». То есть изначально необходимо выстроить систему таким образом, чтобы у
организаторов данного проекта, была возможность контролировать различные
ситуации и их развитие, и соответствующим образом влиять на разрешение сложных
ситуаций. И соответственно, если политические направления покажутся неверными в
таком мире, вполне существует вероятность закрытия такого проекта уже на
начальной стадии.
Ну и, конечно же, существует ряд опасений по
поводу негативных последствий такого проекта. Виртуальные реальности – могут
привести к раздвоению личности. Один в «виртуальной жизни», другой в «реальной
жизни». Существует вероятность того, что человек создаст успешную и
перспективную организацию в виртуальном мире, применит новую стратегию
построения этой организации, а в реальной жизни добиться таких успехов не
сможет. Как последствие не только угнетенное состояние, но и вполне реальные
психические отклонения. Если такая ситуация будет наблюдаться у большинства
жителей, то это будет сильно тормозить эволюцию людей в целом. «Виртуальная жизнь»
также может конфликтовать с реальной жизнью в этике, в культуре, морали и во
многих других аспектах.
Тем не менее, мир развивается, в любом вопросе
можно выявить большое количество опасений и негативных последствий, но если
действовать четко и разумно, можно использовать современные ресурсы с пользой
не только для, уже состоявшегося общества, но и для будущих поколений.