Экономические науки/5. Управление рудовыми ресурсами

 

к.э.н. В.В. Бирюков

Карагандинский государственный  индустриальный университет, Республика Казахстан

Социальная ментальность в управлении человеческими ресурсами

 

Проблема социальной ментальности стала привлекать к себе все большее внимание исследователей различных областей науки: психологов, политологов, социологов, культурологов. Вместе с тем эта проблема начинает попадать и в поле зрения социальной философии. Потребность в социально-философском осмыслении проблемы социальной ментальности и связанных с ней социокультурных процессов уже назрела, необходим глубокий социально-философский анализ этого феномена.

Ментальность вообще и социальная ментальность в частности - это наиболее слабо разработанная проблема отечественной философии, социологии, этнологии и культурологии, которая получила развитие у нас лишь в последние годы. Оно звучит в русской речи как иностранный термин, и большинство исследователей было вполне чистосердечно уверено, что это просто иностранное заимствование. Однако в зарубежной науке слово менталитет вообще не употребляется, а английское слово mentality не выступает в качестве термина и не имеет закрепленного за ним определения [3, с.153]

К объективным предпосылкам формирования социальной ментальности относится природная данность человека, его социальная и природная организация. Социальная и биологическая самоорганизация общности, имеющей цель выработать защитный механизм, содержит в себе зачатки социальной ментальности. Защитный механизм содержит в себе компаративный и идентификационный моменты. «Отличие-уподобление» носит архетипический системный характер и продолжает сохраняться в современных обществах. Социокультурная интерпретация естественно-биологических оснований  человека осуществляется ситуативно, как правило, сообразно актуальным требованиям современности. [2, с.215]

Социальная ментальность основана на особенности мировосприятия и
миропонимания, на интеллектуальных, волевых и духовных качествах общности и представляет собой комплексную социально-психологическую парадигму или некий социокультурный инвариант, обогащаемый в процессе накопления и трансляции культуры.

При быстрой смене традиционного для общности способа жизнедеятельности, при быстрой утрате специфического для этноса рода производственной деятельности, социальная ментальность выстраивает защитный механизм,  что является природным свойством менталитета как социального явления.  Социальной ментальности присуща двухуровневая формальная структура, состоящая из собственно содержания, непосредственного выражения менталитета, и из вещно-предметного, знаково-символического и других форм выражения менталитета. Формальные инварианты являются интенцией, готовностью, предрасположенностью менталитета к самовыражению. На основе формальных инвариантов формируются конкретные составляющие менталитета.  Социальная ментальность может рассматриваться в качестве дискурсивно-поведенческого показателя системы архетипно-спонтанных состояний социума.

Понятия ментальности и менталитета часто используются при анализе общественно-исторических и политических проблем, вопросов развития мировой цивилизации; при рассмотрении национального своеобразия определенной культуры и этнических особенностей ее носителей; при изучении внутреннего, духовного мира человека, его склада ума, мировосприятия и мироощущения. Вместе с тем, следует еще раз отметить, что на данный момент не существует четкого, однозначного и законченного определения менталитета и ментальности, нет и обоснованного разграничения этих понятий.

 

Литература

 

1.   Каженова А. От догм – к реалиям: роль государства в экономических системах ХХ века // Мысль 1998. № 4 с. 51 – 54.

2.    Камаев В.Д., Абрамова М.А., Александрова Л.С. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика). М.: «Владос», 1997. – 384с.

3.   Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1993 – 864с.