Шейхов М.Ш.
преподаватель
кафедра экономики фирмы
ДГИНХ
Хозяйственный элемент в повседневной
жизнедеятельности и миграционном
процессе аварцев
Активное соприкосновение человека с окружающей действительностью своим начальным моментом
имеет чувственное ощущение, которое переходит в устойчивое (и потому уже
отчасти системное) ощущение внешних структурных характеристик объектов и
процессов материального мира. Подобное ощущение будет восприятием, которое
есть «нахождение себя в ином», «знание иного плюс знание себя» «Соответственно,
считает Ю. Карпов восприятие человеком или группой людей окружающего мира во
всем разнообразии его форм, проявлений — это мировосприятие или
мировоззрение, и оно является рефлексией через приобретаемые и
усваиваемые способы организации опыта»[1]
Традиционными хозяйственными занятиями аварцев были скотоводство и земледелие. Для жителей
высокогорий скотоводство вообще
являлось основой материального благополучия. Существование
животноводства полностью зависело от наличия пастбищ. Все наблюдатели
и исследователи отмечали высокие качества травостоя горных пастбищ. Однако не
везде в горах пастбища имелись в достаточном количестве. Особенно большие
площади занимали пастбища в Гунибском
округе (9,7 десятин пастбищ и выгонов на 1 двор). В Аварском округе пастбищ
было гораздо меньше (всего 4,5 десятин). Большие различия в наличие пастбищ
имелись между обществами и селениями. Например, между Андалалским и Койсубулинским обществами, входившими в
Гунибский округ. Андалалское общество
имело пастбища, расположенные высоко в горах – в субальпийском поясе, а также
пастбища, находящиеся внизу в горной
долине. Селения же Койсубулинского общества имели очень мало пастбищ, на их
территории отсутствуют горные массивы,
а склоны и речные террасы использовались под сады и виноградники.
Такие различия могли наблюдаться и в
селениях входящих в состав одного и того же общества. Так, к примеру,
селение Чох имело обширное пастбище на плато Турчидаг, также внизу на берегу реки Каракойсу где зимой
снег почти не держался. Вместе с тем, в Андалалском обществе были и такие селения, которые испытывали
дефицит пастбищ.
В целом
для Аварского, Гунибского и
Андийского округов была характерна
высокая обеспеченность летними пастбищами и нехватка зимних пастбищ. В этих условиях многие горные общества
аварцев отдавали свои пастбища в
аренду, а зимой хозяйства этих же селений вынуждены были арендовать зимние пастбища.
Селение Гочоб ежегодно отдавало в аренду
два пастбища овцеводам из сел андалалского
общества и в тоже время брало в аренду земли на зиму у общества Капчугай
на равнине, Нижнее Казанище в предгорьях, Голотль в горной части Дагестана.
Хозяйства в с. Чох, несмотря на имеющиеся
обширные пастбища, дополнительно арендовали летние пастбища на северных склонах Главного Кавказского хребта и зимние
пастбища на равнине. Весной и осенью
осуществлялся перегон скота на летние и зимние пастбища.
В Кахетинской долине пасли зимой свой
скот жители союзов Дидо и Унзо. М. А. Коцебу писал, что жители союзов сельских
общин западного Дагестана зимой баранов пасут «во владениях Чарских» и в
Алазанской долине. Общества федерации Антль-Ратль пасли свои стада на южной
стороне Кавказских гор. Анцухцы и капучины имели свои зимние пастбища вдоль
реки Шарохови. Тхебельцы и
джурмуртцы - на Лагодехском поле.
Андийцы перегоняли своих овец в Ичкерию, жители Гумбетовского и Салатавского
союзов – на Терско - Сулакскую
низменность.
О
точном состоянии животноводства
трудно судить, имеющиеся данные противоречивы. По некоторым данным в конце XIX века в Аварском округе было 44 тыс. голов крупного
рогатого скота – КРС (5 голов на одно
хозяйство) и около 13 тыс.голов мелкого рогатого скота (16 голов на одно
хозяйство). В Гунибском округе было
соответственно 64.400 голов КРС (4,7 голов на одно хозяйство), мелкого рогатого
скота (30 голов на одно хозяйство). По данным 1915 года в Аварском округе было
19,5 тыс. КРС и 102,9 МРС, в Гунибском округе – 28 тыс. голов КРС и почти 26
тыс. голов МРС.
Овцеводство в XIX веке было товарной отраслью. Существовали крупные
овцеводы, сосредоточившие большие стада
овец и обширные пастбища.
По данным сельскохозяйственной переписи
1897 г. овцеводством было занято 14200 человек. Это позволяет считать, что
овцеводство все же не было всеобщим занятиям жителей Дагестана. По данным
сельскохозяйственной переписи 1917 года более 73% хозяйств Аварского округа не
содержали овец.
Многочисленные свидетельства и
статистические данные показывают, что у
жителей горного Дагестана наиболее
важным сельскохозяйственным животным признавалась корова. Редко можно было найти в
регионе семью, которая не держала бы корову. Это было характерно для всех
высотных зон Дагестана. Только совсем
бедные хозяйства не имели корову. За молочным стадом существовал особый уход.
Для них выделялись лучшие пастбища недалеко от селения. Наряду с формой
содержания коров летом в ауле, была и
другая, когда часть молочного скота отправлялась на летние пастбища,
субальпийские луга, хутора. Здесь для проживания людей и хранения молочной
продукции строились примитивные
одноэтажные помещения и загоны для скота.
Осенью весь крупный рогатый скот возвращался в село. До наступления холодов
скот держали на присельских пастбищах, на сенокосах и пахотных полях. С
наступлением холодов скот содержался в стойле, его кормили два раза в сутки –
утром и вечером.
Для стойлового содержания скота
необходимо было заготавливать корма.
Травы заготавливались на альпийских и субальпийских лугах. В этих целях
использовалась также полова, получаемая от переработки злаковых культур,
высушенные травы и сорняки с сочными стеблями.
Кроме коров в аварских селах предгорной
зоны содержали буйволов. Важную роль в хозяйстве играли также волы. С их помощью
выполнялись разнообразные сельскохозяйственные работы - пахали на поле и перевозили грузы. Содержали горцы также ослов
в качестве вьючных животных.
Земледелие являлось с древнейших
времен одним из основных занятий
населения Дагестана. Наиболее благоприятными для земледелия являлись плоскость
и нижнее предгорье. Однако даже в горной и высокогорной зоне земледелие было широко распространено.
Отличительной особенностью естественно –
географических условия Дагестана
является ограниченность пригодных для использования земельных угодий.
Необходимо отметить также и тот факт, что качество имеющихся земельных ресурсов
в горном Дагестане отличалось большим разнообразием. Одни общества владели
плодородными землями, в распоряжении других были каменистые сухие склоны.
Горные склоны в Дагестане с древней поры были сплошь террасированы. Во многих обществах, особенно в горных долинах, население прилагало много усилий
для того, что бы приспособить горные склоны под пашню.
В горном Дагестане существовали разные
типы пахотных полей: 1) естественно выровненные площади (были характерны для предгорий и нагорий внутригорного
Дагестана); 2) плоскогорья; 3) пологие склоны;
4) природные террасы; 5) подсека; 6) искусственные террасы; 7) террасы с каменными подпорными стенами.
Первые четыре типа угодий существовали в естественных условиях до
вмешательства человека.
Искусственные террасы создавались
путем поперечной вспашки земли. Они препятствовали смыву почвенного
покрова и способствовали удержанию влаги в почве. Наиболее трудоёмким было создание террас с каменными подпорками.
Террасы изменили облик гор, склоны
выглядели как гигантские лестницы. Наибольший размах строительство террас получило в средневековье. Уже к XV веку наблюдалось ослабление внимания к строительству полей. По мнению многих исследователей это объяснялось тем, что
серьезные изменения стали
характерны для торгово – экономических
отношений в Дагестане. Террасные земли
активно использовались вплоть до XX века, но
затем их использование было ограничено. Террасное земледелие постепенно
становится малопродуктивным,
трудоемким занятиям.
Аварцы
и андо-цезы возделывали разные
сельскохозяйственные культуры. В горах сеяли ячмень, пшеницу, рожь, овес, в
предгорной зоне - озимую пшеницу,
ячмень, просо, овес, в горно-долинной зоне сеяли ячмень, лен, пшеницу, чечевицу, просо. С момента появления
кукурузы эта культура занимает ведущее место среди культур выращиваемых в
теплых горных долинах, в горах на низинах. Со временем кукуруза вытеснила просо
из пищевого рациона аварцев.
Объяснялось это прежде всего тем, что данная культура отличалась более
высокой урожайностью по сравнению с другими культурами.
В предгорной и горно-долинной зонах
население занималось садоводством. Для многих обществ садоводство было основной отраслью
хозяйства. Известны были своими садами села Чирката, Ашильта, Гимры, Игали,
Унцукуль, Араканы, Гоцатль, Ботлих, Гергебиль, Зубутли, Миатли, Ирганай,
Кикуни, большая часть селений общества
Салатавия. Для койсубулинцев
садоводство являлось самой большой доходной статьей в торговле с другими
народами. В Гергебиле, Гимрах и Салатавии выращивали виноград. В целом самым серьезным образом изменилось
отношение горцев к садоводству во
второй половине XIX века. Закладывались новые
сады, восстанавливались заброшенные участки.[2]
Огородничество в горских обществах было
развито слабо. Только в отдельных селениях занимались огородничеством (особенно
в Салатавии). С середины XIX века горцы начинают выращивать картофель.
Важной частью хозяйства аварцев были
домашние промыслы. Особое развитие в
горном Дагестане получили следующие
промыслы и ремесла:
- женские – ткачество (ковры, паласы),
вязания из шерсти, выделка войлока, бурок, циновок, вышивание золотыми и серебряными нитками;
-
мужские – обработка кожи, резьба по камню и дереву, кузнечное
производство, чеканка по меди,
оружейное, ювелирное, изготовление деревянной утвари.[3]
Для домашних промыслов сырьё в основном давало скотоводство.
С давних времен среди сельских общин
горного Дагестана выделялись центры кустарных промыслов: Унцукуль, Анди, Салта,
Карата, Карадах. В них производство было направлено не только на удовлетворение
собственных потребностей, но и на реализацию на рынке. Изделия местных мастеров
– умельцев пользовались известностью по всему Кавказу.
Наиболее распространенным промыслом у
аварцев и андо – цезов была обработка шерсти. Из овечьей шерсти, кроме бурок,
производились паласы и ковры, хурджуны, шерстяная обувь.
Производство сукна было особенно развито
в Андии, Ахвахе, Андалале и Келебе. В
селениях Карата, Арчи, Арчо, Тинди, Хелетури вырабатывались сукна естественного цвета шерсти и эти сукна
использовались для изготовления
верней одежды, черкесок.
Широкое распространение в Андийском
округе получило бурочное и войлочное производство. Производством войлока занимались также в Гунибском и
Аварском округах. Особой известностью пользовались бурки производимые в Андии.
Для андийцев производство и реализация бурок являлось важней статьей дохода.
Объемы производства бурок особенно возросли во второй половине XX века. По материалам первого съезда деятелей
кустарной промышленности на Кавказе (1902 г.), андийцы производили 30 тыс. штук
бурок, ботлихцы – 800 штук, тиндалы – 800 штук, аварцы сел Тасуда и Шодрода
производили ежегодно до 800 бурок. В конце XIX века в Гагатле купцами была создана бурочная
мануфактура
У горцев некоторых обществ было
распространено производство шерстяной обуви (Дидо, Капуча и др.).
В XIX веке ковроткачество получило особое распространение в
Южном Дагестане. Между тем в целом ряде аварских селений занимались также успешно занимались
ковроткачеством (Кутлаб, Хадиял, Тлох, Карата, Куяда, Гергебиль).
Практически повсеместно население занималось обработкой кожи. Особенно
славились кожевенным производством аварские селения Салта, Чох, Согратль,
Корода, Гонода, Гочоб. Кожевенники данных селений не только обеспечивали
потребности собственного населения, но
и поставляли кожаные изделия на рынки Дагестана.
В предгорной и высокогорных зонах
Дагестана население активно занималось обработкой дерева. Это объяснялось тем,
что лесистость этой части Дагестана позволяла вести заготовку древесины для
производства различных изделий, прежде
всего разнообразных земледельческих орудий
труда. Особенно преуспели в
изготовлении разнообразных изделий села союза Куяда, Дидо, сс. Ругуджа, Тидиб,
Урада, Унцукуль, Карта, инхело. Голотль. Баацада. Кахиб. В этой связи
необходимо особо выделить умельцев с.Унцукуль, которые уже со второй половины XIX века занимались производством кухонной посуды и
трубок и свои изделия украшали
декоративной резьбой, насечкой.
Достаточно широкое распространение
получила обработка камня. Особенно
славились мастера - умельцы из сс. Ругуджа, Согратль, Чох. Резьбой по камню
украшались фасады домов, детали архитектурных сооружений, столбы и
колонны. Наиболее полное представление о развитии камнерезного
производства дают надмогильные плиты.
Широкое развитие в западном Дагестане
получило также и металлообработка, в том числе кузнечное и оружейное
производство, а также художественная обработка металла. Жители с. Араканы,
Голотль, Кахиб занимались производством
холодного оружия. Производством медной посуды и ювелирных изделий
занимались в Чохе, Согратле, Куяда, Урада, Унцукуле.
Андийцы из селения Кванхидатль и
каратинцы из Инхело занимались
солеварением. Поваренную соль получали из
ключей в долине Андийского
Койсу. Полученная соль реализовывалась в Западном Дагестане и
в Чечне.
Таким
образом, ремесла и домашние промыслы играли большую роль в экономической жизни
горцев. В XIX веке наряду с традиционными
центрами народных промыслов появились и новые центры. Для этого периода были
характерны процессы специализации селений по отдельным видам производств.
В Среднем Дагестане в рамках натурального хозяйства развивалась
торговля и обмен. Этот процесс получил
развитие в связи с образование политических объединений и развитием зональной
специализацией хозяйства. Внутренняя
торговля вплоть до присоединения
Дагестана к России была в основном
меновой. Вместе с тем имели хождения также персидские и турецкие денежные знаки, с XVIII века началось
распространение российских медных денег и ассигнаций, голландских червонцев.[4]
Главными торговыми центрами Западного и
Центрального Дагестана были крупные села, в которых происходили регулярно
базары. Наиболее известны были
базары с. Чох, Согратль, Корода, Анди, Унцукуль, Ботлих. Сельские общины
высокогорий не имели собственных
базаров и вели торговлю на базарах в Анди и селах на южных склонах Кавказского
хребта.
Основными товарами внутренней торговли
были продукты земледелия, животноводства, предметы ремесла и кустарного производства. Горные общества
больше всего нуждались в зерне. Оно являлось основным продуктом обмена горцев с
жителями равнины. Аварцы и андийцы привозили жителям равнины сукно, бурки,
холодное оружие, деревянную утварь, а
также продукты животноводства. Жители аварских союзов покупали зерно в
шамхальстве Тарковском, засулакской
Кумыкии, Мехтулинском ханстве.
Некоторые общества горного
Дагестана имели собственные
излишки и вели торговлю зерном
(Гергебиль, Ругуджа, Харахи и др.).
Жители Западного Дагестана вели активную
торговлю с Азербайджаном и Грузией.
Главным центром торговли с Грузией был Тифлис, а с Азербайджаном - г. Нуха.
Торговые связи горного Дагестана и России
усилились со второй половине XVIII века.
Особую роль в торговли играл Кизляр.
Еще больше усилилось значение торговли, расширились
торгово – экономические связи
Дагестана во второй половине 19
века в связи с вхождением края в общероссийский рынок.
Развитию торговли способствует наличие
путей сообщений. Существовали несколько важных дорог, связывающих горный,
предгорный Дагестана с равниной. К таким важным дорогам можно отнести следующие дороги: Эндирей –
Хубар – Зубутли – Чирката – Цатаних – Хунзах;
Аргвани – Игали – Хунзах;
Дженгутай – Аймаки – Гергебиль – Гоцатль – Хунзах. Из Чечни шла дорога
через Гумбет в Аварию, Андалал, Гид и через перевал в Грузию. Связь с Грузией
поддерживалась по перевальным путям, проходившим через Главный Кавказский
хребет. Эти дороги функционировали только в теплое время года, с мая по октябрь.
Более удобные дороги в Дагестане стали
появляться после присоединения Дагестана к России. В стратегических целях прокладывались
дороги в глубь горного Дагестана. Эти дороги вместе с тем способствовали развитию экономики края.
Строительство дорог способствовало усилению экономических связей сельских общин
между собой и с другим районами,
развитию товарно-денежных отношений.
[1] Карпов Ю. Ю. Взгляд на горцев. Взгляд с гор: Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. — С 15.
[2] Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI- 30-е годы XVII века). – Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1963. – 371 с. Липранди А.П. Кавказ и Россия. – Харьков: Типография «Мирный труд», 1911.
[3] Магомедов А.А. Становление Дагестана завтрашнего: самоузнавание, опасности и шансы. – Махачкала: Юпитер, 1997. – 205 с.
[4]См:
Культура и быт народов Северного Кавказа (1917-1967
гг.) / Под ред. В.К. Горданова. – М.: «Наука», 1968. – 350 с.Курбанов М.Р.,
Курбанов Г.М. Религия в культуре народов Дагестана. – Махачкала, 1996. – 110 с.