Шейхов М.Ш.

  преподаватель 

 кафедра экономики фирмы

ДГИНХ

Некоторые проблемы эволюции  этнической территории и самоидентификация аварцев (бежтинцев)  

 

В исторических описаниях греческих и римских географов первых веков нашей эры, а также в старых армянских и грузинских рукописях, говорится о дидойских народностях, куда входили и бежтинцы. В литературе же их начали дифференцировать с XVIII века. В конце XVIII века появляются первые сведения о бежтинцах, обычно под названием «капучинцы». К примеру на всем земном шаре живет около трех тысяч народов (этносов), из них в небольшой стране Дагестан (50 тыс. км) сосредоточено более 60 народностей, среди которых 22 коренных народностей и десятки этнографических групп. Сосредоточение в такой небольшой стране, как Дагестан, такого большого количества народностей и этнографических групп (языков и диалектов) является уникальной особенностью (феноменом) Дагестана

Во всех переписях населения, проводившихся до 1926 года (включительно), бежтинцы зафиксированы как народность, а с 1939 года они официально стали проходить как аварцы. Поэтому трудно назвать их точное количество. В настоящее время общее число говорящих на бежтинском языке составляет примерно 10 тыс. человек[1].

Бесспорно, очень трудно проследить историю отдельных этносов с момента их появления на исторической арене тем более, что «откуда пришли капучи — не знают. Легенды такой не помнят»[2]. Однако по совокупности трудов дагестанских ученых и архивных документов можно проследить историю капучинцев. Один из известных дагестановедов М. Агларов пишет: «…в Дагестане народностью принято считать исторически сложившуюся общность людей, занимающую отдельную территорию, имеющую четко выраженное самосознание, отразившееся в сознании этой группы (как лакцы, кумыки, агулы и т.д.) и со своим отдельным языком…»[3].

После того как “миграционная теория” оказалась малоубедительной и опровергнутой прочно и надолго, ее место заняла не столько теория, сколько объяснение, что все дело в горном ландшафте[4]. Почти в каждой котловине, отдельном ущелье, огражденном высокими скалистыми хребтами выходящими к быстрым рекам, живет особое племя, часто не имеющее малейшего сходства для родства с соседними племенами, там же, где горы становятся доступнее, разнообразие племен уменьшается. Зато увеличивается численность каждого и пространство, на котором оно живет». Горы как фактор разобщения людей казалось настолько очевидным, не требующих специальных доказательств аксиомой, что “горная изоляция” стала единственным и убедительным объяснением. Однако, если взглянуть на проблему внимательно, оказалось, что это объяснение легко может быть опровергнуто[5].

Итак- этногенез здесь протекал как культурогенез под непосредственным воздействием политической системы. Это значит, что дагестанцы — практически один народ, этнические размежевания внутри которого не затронули его основного культурного каркаса; другими словами, общность дагестанских народов исключительно велика, а различия между народами Дагестана носят более опознавательный формальный характер, или, как говорят этнологи, “знаковые различия”. В материальной культуре, почти во всех сферах эта знаковая система легко вычисляется. Например, по женскому головному убору легко можно определить — из какого народа женщина, из какого общества и, наконец, знатоки могли сказать, из какого аула. При этом дагестанский женский убор имеет один покрой и шьется по одному принципу, по деталям имеет все вышеуказанные “опознавательные” отличия. Таковы шерстяные носки “ц1инда”, по которым можно определить, откуда и кто есть тот человек, который носит данные шерстяные носки. В языках различалась лексика, но морфология, фонетика, синтаксис были почти едины и т.д.[6]

Таковы в целом старые и современные представления об этногенезе,     капучинцев-бежтинцев. Это связано с тем, что средневековые авторы  очень редко упоминают малочисленных этносов, поэтому в тени оставались племена, живущие в глубине, в частности, бежтинцы, хотя они, активно участвовали в политической жизни Дагестана и Закавказья.

 

Со временем административно-тер­риториальное    деление Дагестана, и в частности территории,  населенной  бежтинцами,   неоднократно   менялось. В 1899 году наибства были ликвидированы и взамен их образованы участки. Их стало больше на треть. В частности, Ахвахский участок добавлялся в Андийском округе, Карахский – в Гунибский.

       На начало 1901 года Дагестанская область включала  9 округов и три города. Округа в свою очередь, более 500 управлений или обществ.  Аварский округ включал два участков,  85 населенных пунктов. Андийский и Гунибский округа существенно превосходили Аварский округ и включали 199 и 214 населенных пунктов

       По данным  на 1 января 1902 года в Дагестанской области проживало 629 тысяч человек. Одним из самых многолюдных округов Дагестана являлся Гунибский округ. Численность населения в этом округе превышала 70 тысяч.  Андийский и Аварский округа были относительно малолюдны. Особенно это относится а Аварскому округу где проживало всего 32 тыс. человек (меньше всего в Дагестане).

      Более 60% населения Аварского округа проживало на Хунзахском участке. Самым крупным обществом был собственно Хунзах, общество включало 11 населённых пунктов и насчитывало более 3тыс жителей.  На Койсубулинском участке следует выделить Унцукульское общество и с. Унцукуль, где проживало около 1,5 тыс. жителей.

      В Андийском округе наиболее малолюдным был Ункратль – Дидоевский участок. В нем проживало 5 тыс. жителей. Самым крупным обществом на участке было Хваршинское общество с населением около 1500 человек.

     Относительно крупным по числу жителей был Гумбетовский участок. На  участке  особенно выделялось андийское общество включавшее три села и насчитывавшее более 3,5 тысяч жителей.

     Каратино – Технуцалский участок незначительно уступал Гумбетовскому участку по числу жителей и самым крупным обществом на участке являлось Тиндальское общество.

     В Гунибском округе по числу жителей лидировал Тилитль – Гидатлинский участок. Наиболее крупными сельскими обществами в округе были: Согратлинское, Тилитлинское, Куядинское общество.

     Разнообразные естественные условия этнотерриториии оказали большое влияние  на расселении аварцев, характер расположения  поселений, выбор места жительства. В XIX веке у аварцев существовало три типа поселений: селение, отселок, хутор. Селение – «росо» было основным типом  населенного пункта, в котором  проживала основная масса населения. Отселок – небольшой населенный пункт, где постоянно проживает небольшое количество семей,  вышедших из определенного селения. Хутор – база для определённой хозяйственной деятельности, где люди жили в период сезонных работ или постоянно проживало небольшое количество людей.

      Основной тип поселений «росо» исторически подразделяется на две  условные подгруппы – тухумное и территориально – тухумное. Первая подгруппа представляла собой небольшие поселение, населенное одной родственной группой людей. Как правило, такие поселения были характерны для высокогорной части Аварии. В центральной части Аварии поселения тухумного типа встречались  в XIX веке уже как исключение .

      Природные особенности оказывали существенное влияние на хозяйственную деятельность населения в таких поселениях. Как правило, хозяйственный профиль таких селений был скотоводческий. Все подобные селения занимали территорию близкую к пастбищам.

      На определённом историческом  этапе развития на смену небольшим родственным  (тухумным) поселениям пришли крупные территориальные – родственные селения. Такие поселения возникали   в результате слияния нескольких небольших поселений и  образования  крупных  поселений.  За счет слияния нескольких небольших поселений образовывались крупные поселения. Образование крупных поселений происходило на основе территориального – родственного принципа. Жители одного поселения – тухума – переселяясь на новое место  старались  поселяться компактно, составляя  одну территориально – общественную ячейку – квартал. Селение состояло из нескольких кварталов и можно было проследить, что жители каждого  отдельного квартала, в недалеком прошлом были выходцами из того или другого заброшенного  села.

      По мере развития  производительных сил и общественной жизни горцев родственный принцип  расселения все более нарушался и терял своё значение.

      Второй тип поселений – отселок – это поселение вторичного порядка. Причины возникновения отселка могли быть разными, но чаще всего они возникали по причине  хозяйственной  целесообразности. Основанием возникновения  отселка могли быть, в основном,  развитие  производительных сил и  товарно – обменных отношений, ослабление связей внутри родственных  групп (тухумов), необходимость  расселения разросшихся семей в более свободные места для освоения новых угодий и охраны своей территории. Так возникает хутор, который перерастает в отселок. Этот процесс был характерен в основном для XVIIIXIX вв.

     Постепенно разрастаясь  многие отселки постепенно превращались в поселения. Отличительной особенностью поселений второго типа  - проживание в них выходцев из различных местностей и сел. В селах, образовавшихся из отселков, сохранялись диалектные особенности языка различных групп переселенцев (Гоцатль, Голотль, Унцукуль, Ансалта и д.). Во многих таких селах сохранялись предания об образовании села.

      Третий тип поселения – хутор, возникший как пункт, база для определенной хозяйственной деятельности. Хутор всегда являлся частью селения и не имел самостоятельных поселенческих функций. Бурный рост хуторов был характерен для XIX века. У больших поселений было несколько хуторов. Основной причиной возникновения хуторов явилось развитие хозяйственной сферы. В этот период был характерен процесс расселения из больших селений и образования хуторов у больших селений.  Хутора возникали также и в результате поселения зависимых лиц на определённое место. Эти  обстоятельства, а также необходимость охранять окраинные земли общин приводили к образованию хуторов. Чтобы охранять границу, по решению джамаата, выделялась группа семей, изъявивших желание   заселить отдаленный участок. Он служил своеобразным  сторожевым постом  для жителей основного поселения. Так возникли села Наказух, Ашильта, Ункида, Зиуриб, Хучада, Уриб .

        Поселения аварцев находящиеся в предгорной части Дагестана были  расположены на северных склонах  Салатавского и Гимринского  хребтов. Большинство из них тяготели к речным долинам, занимали пологие склоны и речные участки. Верхняя часть Салатавского хребта занята прекрасными летними пастбищами, нижняя часть склонов отличалась плодородными почвами и была  благоприятна для занятий земледелием.

       Поселения, расположенные во  внутригорном Дагестане,  занимали самое разнообразное положение.  Здесь встречаются селения, расположенные в долинах рек, у воды.  В этой части Дагестана  встречаются  селения расположенные  на склонах гор и у вершин горных хребтов, а также  на горных перевалах.

        В высокогорной части Дагестана селения, в основном, расположены в ущельях и долинах рек. Основным препятствием для размещения поселений в этой части региона являются суровый климат, обрывистые склоны гор и большая пересеченность местности. Это объясняет то, что поселения  располагаются на южных склонах гор до определённой высоты и не когда не забираются на вершинах гор.  Многие села высокогорного Дагестана располагались в трудно доступных местах, сообщения между селами было  затруднено, особенно в зимнее время.

       Поселения горцев располагались, как правило, на непригодных для возделывания участках склонов гор. С учетом этого аулы отличались в своей планировке большой компактностью и замкнутостью. Жилища строились на твердой основе  и   располагались они  ступенчато.   Такое расположение  позволяло, даже в условиях большой скученности,  получать необходимое количество солнечного тепла.              

       Границы поселения совпадали с естественными рубежами местности: реками, хребтами, отвесными  склонами. Село располагалось в центре территории. В непосредственной близости от села располагались сельскохозяйственные угодья, прежде всего пахотные участки, искусственные террасы. За ними находились выгоны и пастбища. Летние пастбища, как правило, располагались в отдалении от села, на границах с другими аулами, в зоне субальпийских и альпийских лугов. Только незначительное количество малочисленных селений  горного Дагестана  располагалось  непосредственно в зоне альпийских пастбищ.

Аул Бешид (Бежта).

 Худ. Т. Горшельт

 

 
       При выборе местоположения села, горцы учитывали также и нахождение в непосредственной близости от села источника водоснабжения.

К примеру, село Бежта нарисованное известным художником Горшельтом,как видно оно расположено около водопада.

       Продолжительная и тяжелая борьба с различными иноземными завоевателями вынуждали горцев обеспечить недоступность и обороноспособность поселений. С этой целью окраинные дома  были достаточно укреплены и образовали вместе со сторожевыми башнями своеобразные крепостные стены.

Аул Бешид (Бежта).

Худ. Т. Горшельт

 

 

 
        Башни в Аварии располагались по долинам рек, в узких проходах и предназначались для предупреждения о приближении врага. Многочисленные исследователи отмечали своеобразие горных аулов и их  неприступность.

Ф.Байерн  пишет: «В Дагестане я бывал в деревнях, имеющих доступ единственно через одни узкие ворота, ведущие в темный проход. Обыкновенно такие аулы прилеплены к скалам на крутых стенах  ущелий и к скалистым  хребтам». Нахождение аула на большой высоте, над пропастью служило основанием признать его труднодоступным.

        Некоторые селения располагались  в долине рек на участках, огибаемых водой с двух – трех стран, использовалось для поселения  также  место слияние двух рек. Примером таких поселений  можно признать  селения   Корода, Хиндах, Гуниб.

        Часто аулы располагались на обрывах (Гамсутль, Шулани, Цулда, Чалда, Мусрух, Ахульго, Чвадаб). Многие аварские села расположены на краю пропасти (Хунзах, Гоор, Дусрах, Тануси).   Подступится  к   этим    селам можно было  только с одной стороны. Дома  в горных селениях  напоминали  башни в 3 – 4 этажа и выше, тесно примыкающие одна в другую и образующие своеобразную сплошную стену, в которой не было прохода .

      Отличительной особенностью расселения горцев является южная ориентация населенных пунктов и отдельных домостроений. Южная ориентация имеет глубокие корни, аварцы населяли, как правило,  южные склоны гор и хребтов, обогреваемых солнцем. Только в отдельных случаях при сильном разрастании села часть домов  располагалась и на других, в том  числе и  северных склонах хребтов.

 

 

 
 



[1] Халилов М.Ш. О грузинско-дагестанских языковых контактах: (К постановке проблемы) // ВЯ. 1991. № 6.

[2] См.: Из истории права народов Дагестана / Сост. А.С. Омаров. Махачкала, 1967.

[3] Агларов М. Указ.раб.

[4] Там же.

[5] Там же

[6] Там же