История/ 2. Общая история

Д.и.н. Шулус И.И., к.и.н. Зуева Л.Е.

Владимирский государственный университет, Россия

Московский психолого-социальный институт, филиал в г. Муроме, Россия

К вопросу о развитии немецкой историографии средневекового города.

Западная историческая наука изучает европейский средневековый город уже несколько столетий. Еще к XVIII веку восходит взгляд, видевший в городских вольностях средневековой Европы наследие римской культуры. Эта теория возник­новения городов получает название «романская», в ее основе идея непрерывности го­родского развития от античности до Нового времени. Одним из ее сторонников был немецкий историк Ф. К. Савиньи, который доказывал, что городское право Средневековья является органическим продолжением права Римской империи.1

Необходимо уточнить, что средневековый город складывался в новых социально-экономиче­ских условиях и во многом отличался от римских городов, что было замечено историками и выразилось в разработке новых теорий возникновения городов. Так, в начале ХIХ века немецкий ученый Эйхгорн выдвинул идею о том, что городской строй являлся дальнейшим развитием вотчинного строя, а городское право произошло из вотчинного права.2 Известный немецкий историк Г.Л. Маурер в 60-70-х годах ХIХ в. создал оригинальную концепцию происхождения города, получившую название «марковая теория». Для него отправной точкой политического и социального развития германского народа является свободный аграрный союз, марка. Марка-волость разбива­ется на марки-деревни, и эти последние в ходе истории пре­вра­щаются, с одной стороны в феодальные поместья, с другой – в города. Строй средневеко­вого города являлся дальнейшим развитием деревенской органи­зации: городские чиновники произошли от должностных лиц, стоявших во главе деревни.3

Наибольшей популярностью в Германии пользовалась рыночная тео­рия происхождения городов, которую впервые обосновал Р. Зом в труде «Die

Entstehung des deutschen Staed­tewesens» («Возникнове­ние не­мецкого городского строя»).4 Решающим фак­тором возникновения городов, по мнению историка, был рынок и его право. Император для обеспечения мира на торжище ставил рыночный крест со своей перчаткой наверху, тем самым, беря рынок под свою охрану. Рыноч­ные свободы, таким образом, способствовали складыванию особого городского права.

На ру­беже ХIХ - ХХ вв. в германской исторической науке появляется «вотчинная теория» происхождения городов, ярким представителем которой был К. Лампрехт. В своей многотомной «Истории германского народа»5 он уделил значительное внимание проблеме сред­невеко­вых городов, возникновение которых объяснял как результат роста производства и разделения труда в зависимом вотчинном хо­зяйстве, на базе которого создавались излишки, сделавшие возможным обмен. Первенство в развитии городов он отводил тор­говле по сравне­нию с ремеслом; утверждая, что «торговля развивается раньше промышлен­ности, она порождает свободные ремесла».6

В центре внимания Г. фон Белова – немецкого историка начала ХХ  века – вопросы происхождения средневекового города, его связь с сельским хозяйством, городское устройство, право и суд.7 По его мнению, ХIIIII века -  время расцвета немецкой городской жизни. Он утверждал, что города в Гер­мании происходили из свободных сельских об­щин и в раннее средневековье всегда носили печать своего происхождения в виде городской альменды (земельных угодий, находившихся в общем пользовании горожан), общинного управления, регулировавшего раз­витие ремесла и торговли.8 Г. фон Белов верно указывает на стремление городов передавать свое право новым городским поселениям, содействуя тем самым образованию больших семейств городов, связан­ных между собой общно­стью город­ского строя.9 Немецкий историк подчеркивает прогрессивное значение городского суда, перед которым все горожане составляют одно сословие, что во многом способствовало позднейшему всеобщему равно­правию граждан.

Коренные измене­ния в подходе историков к вопросу о природе средне­ве­ковых городов свя­заны с развитием позитивистской историографии конца ХIХ века, с ее инте­ресом к явлениям экономической жизни, и попытками приложить к ис­следованию средневековья статистические ме­тоды.10 С именем В. Зомбарта связано выделение города как самостоятельного объ­екта в хозяйственном смысле и города в политико-административ­ном от­ношении.11

М. Вебер, разви­вая идеи В. Зомбарта, считал средневековый город не только центром торговли и ремесла, политическим и административно-судеб­ным округом, но еще и братст­вом, которое получало различные свободы и привилегии.12

50-е годы XX века в Европе отмечены появлением особой области – ур-

банистической медиевистики, изучающей средневековую эпоху как начальный период формирования современной европейской цивилизации. Был очерчен особый круг проблем: возникновение города и становление городской цивилизации, развитие урбанистических процессов в различных европейских странах и исторических регионах, оппозиция города и сельского мира, анализ социальных и демографических структур. Во второй половине ХХ века появляется масса работ, основанных на материалах немецких городов. Так, Г. Планиц прослеживает процесс возникновения города Германии с римских времен до оформления здесь цеховой структуры.13 Ф. Рёриг тщательно изучал роль Ганзы - торгового объединения немецких и балтийских городов - в средневековой экономике.14 Крупный вклад в развитие урбанистической медиевистики внесла Э. Эннен. Автор, используя новые данных археологии и архивные документы, исследует широкий круг вопросов: социальную структуру города, его особое право, топографию, экономическую жизнь, взаимоотношения городов и государства, горожан и сеньора.15 Город средневековья, по мнению Э.Эннен, это постоянно изменяющийся феномен, он являлся динамический элементом в довольно статичном обществе средних веков.

Таким образом, немецкие историки провели большую ра­боту по изуче­нию истории средневекового города: были исследованы вопросы о путях его возникновения, о статусе горожанина, большое внимание уделялось городскому праву, которое фактически делало поселение настоящим городом.

 


1 Савиньи Ф.К. О римском праве в средние века. СПб, 1838

2 Eichhorn К. F. Deutsche Staats- und Rechtsgeschichte, T. l. Göttingen, 1843-44.

3 Маурер Г.Л. Введение в историю общинного, подворного, сельского и го­родского устройства и об­щественной власти. М., 1880. С. 302.

4 Sohm R. Die Entstehung des deutschen Staed­tewesens. Leipzig, 1890.

5 Лампрехт К. История германского народа. Т. 2. М., 1895.

6 Лампрехт К. Указ. соч. С. 437.

7 Белов Г. Городской строй и городская жизнь средневековой Германии. М., 1912; Belov G. v.  Der deutsche Staat des Mittelalters. Leipzig, 1914.

8 Белов Г. Городской строй и городская жизнь средневековой Германии. С. 17-18.

9 Belov G. v.  Der deutsche Staat des Mittelalters. S. 132.

10 Ястребицкая А.Я. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1995. C. 24.

11 Sombart W. Der moderne Kapitalismus. Historisch-systematische Darstellung des gesamteuropäischen Wirtschaftslebens von seinen Anfängen bis zur Gegenwart. München, 1987.

12 Вебер М. Город // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

13 Planits H. Die deutsche Stadt im Mittelalter von der Romerzeit bis zu den Zunftkämpfen. Weimar, 1954.

14 Rörig F. Wirtschaftskraefte im Mittelalter. Abhandlungen zur Stadt- und Hansegeschichte. Köln und Graz, 1959.

15 Ennen E. Die europäische Stadt des Mittelalters. Göttingen, 1975; Die europäische Stadt: Studien zu den Anfängen des europäischen Stadtewesens.